Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Так А.С. Пушкин писал в стихотворении «Осень» в 1833 году. Наверное, нет в русской литературе поэта, который бы столь трепетно относился к творчеству, к божественным минутам вдохновенья. Тема поэта и поэзии была очень значимой в творчестве А.С. Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания, назначения поэта в общественной жизни. Хотя сам образ поэта претерпел у А.С. Пушкина определенную эволюцию.
В ранней лирике А.С. Пушкина поэт — грустный певец любви и печали, у него «тихий глас», взор его «потухших глаз» исполнен тоски, звук свирели его прост и уныл. Этот образ поэта, созданный в духе сентиментализма, можно назвать в определенной степени условным (стихотворение «Певец»),
Далее мы видим образ поэта-гражданина, трибуна, призванного бороться с общественными пороками (послание «Лицинию», ода «Вольность», стихотворение «Деревня»).
Затем для А.С. Пушкина характерна романтическая трактовка данной темы: поэт — гордый и независимый человек, который тоскует «в забавах мира». Он чуждается людской молвы и не поклоняется «народному кумиру», стремясь уединиться на «берегах пустынных волн» (стихотворение «Поэт»), Причастность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоятельствах жизни (стихотворение «Арион»),
В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Пророк». В основу данного стихотворения положен рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. «Пророк» — программное произведение в творчестве Пушкина. «Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь автора выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
Пророк, по представлениям древних, — истолкователь воли божества. Он беспристрастно судит о настоящем и предсказывает будущее. Пророк всегда выступает защитником угнетенных. Кроме того, он должен обладать неотъемлемыми друг от друга свойствами — всеведением, всезнанием, то есть высшим знанием законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком, горячим сердцем, небывалой силой страстной убежденности в правоте своего дела. В момент творческого вдохновения все суетное, мелкое, приземленное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении.
Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям свет правды: вместо «грешного» языка в уста его вложено «жало мудрыя змеи». Здесь дано острое ощущение физической боли («В уста замершие мои Вложил десницею кровавой»). И наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучение, через страдание человек становится пророком»:
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Особую торжественность речи придают архаизмы и славянизмы («перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли»), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом «и».
Продолжая традицию романтиков, Пушкин утверждает внутреннюю свободу поэта, его независимость от мнений толпы. «Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ непосвященный» не понимает и не достоин понять ее смысла»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Так Пушкин писал в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Сходные мотивы звучат и в стихотворении «Поэту» (1830). В этом стихотворении автор утверждает мысль об избранности поэта, о праве его жить в соответствии со своими собственными представлениями об идеале. Пушкин сравнивает художника с царем:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
В данных стихотворениях очень важен мотив внутреннего стоицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, которого «бранит» толпа. Поэт и его душа — это алтарь, посвященный Богу, и именно осознание этого поддерживает художника. Сам же процесс творчества — это «благородный подвиг», совершаемый во имя любви.
В 30-е годы тема творчества рассматривается в реалистическом плане — Пушкин называет поэзию «трудом» (стихотворение «Труд»), видит высокое и поэтическое в повседневности. Предметом творчества, по мнению поэта, должна стать обычная жизнь людей, скромная русская природа. Пушкин отстаивает свое право на реализм в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый». Очень важным в данной теме является мотив памятника, творческого наследия личности. Этот же мотив звучит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836).
Это произведение стало поэтическим завещанием поэта. «Это стихотворение восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба поэта, осмысленная на фоне исторического движения.
Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, о счастье свободы. Вместе с тем, оно полно горького предчувствия скорой гибели, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом.
Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он — голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему — «К нему не зарастет народная тропа»». Поэзия станет достоянием всей страны:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
Поэт гордится тем, что его поэзия взывала к свободе и добрым чувствам:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
«Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого хвала, обида и клевета — временное и суетное. Он писал не ради «венца»». Строго следуя истине, муза поэта преданно служила свободе, красоте, добру и справедливости.
Таким образом, творчество Пушкина — это бескорыстное, беззаветное служение музам. Пушкин призван был быть не неукротимым исследователем действительности, а живым откровением тайны поэзии на Руси. И избранный поэтом путь оправдывался его натурой и призванием.
Здесь искали:
- образ взыскательного художника в лирике пушкина
- образ поэта в лирике пушкина
- образ взыскательного художника в лирике а с пушкина