Пушкин и Дантес. Ошибка секундантов
“…пистолет заряжен не черешневыми косточками… пуля тяжела”. (“Из повести А.С. Пушкина “Выстрел”).
Обстоятельства дуэли широко известны, однако некоторые моменты до настоящего времени остаются невыясненными. коротко упомянем о них, дополнив малоизвестными подробностями. А.С.Пушкин и Дантес (Жорж де Геккерн) были прекрасными стрелками.
Все было по правилам. Составленные условия дуэли при барьерах в 10 шагов (7 м) были смертельными, и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам. Пули из пистолетов Лепажа диаметром 12 мм ,при начальной скорости в 300 метров в сек,наносили очень опасные для жизни раны.
Секундантом Дантеса был виконт д'Аршиак. Секундантом Пушкина был подполковник К.К. Данзас
В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Противников поставили, дали им пистолеты.
Подполковник Константин Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера ,он почти попал Пушкину в то место, в которое он и метил,(в низ живота) чтобы нанести ему не только физические страдания, но и моральные (таким образом он хотел отомстить Пушкину за оскорбительное письмо, где Пушкин называл его "старой сводней, грязной старухой, сифилитиком. ").Позже он утверждал что целил в ногу и лишь хотел ранить поэта.
А.С.Пушкин, предугадав намерения Дантеса, повернулся боком в полоборота. Пуля, задев шейку бедра ушла в живот. На начальном отрезке раневого канала пуля, не задев жизненно важные органы, прошла ниже правой почки и позади петель толстого кишечника. Ударившись о внутреннюю поверхность крыла правой подвздошной кости, скользнула по его вогнутой поверхности, отщепляя острые костные отломки и, раздробив крестец, засела в его отломках.
Пушкин кратковременно потерял сознание и упал вперёд, на служившую барьером шинель Данзаса и, лежа лицом к земле, остался неподвижен, но быстро пришёл в себя.
Секунданты бросились к нему, но, когда Дантес тоже хотел подойти, Пушкин остановил его: - Кажется, у меня раздроблено бедро, - сказал он. - Подождите! Я чувствую достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел.
У его выпавшего пистолета дуло забилось снегом, и он попросил сменить пистолет. Д’Аршиак стал возражать, но Дантес знаком остановил его, и Пушкину дали другой пистолет. Некоторые исследователи опровергают то обстоятельство, что Дантес позволил Пушкину поменять пистолет.
Дантес снова встал к барьеру. В ожидании ответного выстрела, выгодно используя дуэльный кодекс, принял позу наименее опасную – стал боком к стреляющему и прикрыл голову пистолетом. Смертельно раненый Пушкин, лежа, страшным усилием воли, преодолевая мучительную боль, навел пистолет на фигуру врага и произвел "отличный выстрел”. Пуля лишь слегка отклонилась от средней линии фигуры Дантеса, причем как раз на уровне сердца.
Сам Дантес объясняет свое спасение тем, что пуля, пробив его правую руку, ударилась о пуговицу и отскочила.
После выстрела Пушкина «французский проходимец» упал.
Видя, что Дантес упал, Пушкин подбросил вверх пистолет, крикнул "Браво!", и затем спросил д'Аршиака, секунданта Дантеса:
- Убил я его? - Нет, - ответил тот, - вы его ранили. - Странно. Я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет. Впрочем, все равно… Как только мы поправимся, снова начнем.
Но повторной дуэли не суждено было состояться. У Пушкина развилось сильное кровотечение, а врача не было, и нечем было наложить повязку на рану.
Пушкин умирал в течение нескольких дней в муках и тяжелых страданиях, держался мужественно, но был момент, когда он, не выдержав мучительной боли, хотел застрелиться. Данзас успел отобрать у него пистолет, уже спрятанный под одеялом, сказав: "Не нужно, Сверчок" (лицейское прозвище Пушкина). Узнав от врачей, что его рана смертельна, Пушкин послал за священником, чтобы причаститься. Поэт очень долго у него исповедовался. Говорят, что священник вышел из комнаты со слезами на глазах. Кто-то из друзей Пушкина спросил его о причине слез, на что священник ответил, что эти слезы – причина самой искренней исповеди, в его жизни…
ОШИБКА СЕКУНДАНТОВ. Существует мнение, что величайший русский поэт А.С.Пушкин погиб,а Дантес выжил, по вине секундантов, которые старались снизить риск для обоих дуэлянтов и спасти их.
Дуэльные пистолеты того времени были оснащены мерным колпачком для пороха. В оружие заряжали от одного до четырех таких колпачков. Секунданты, тревожась за судьбу классика, зарядили пистолеты по одному колпачку, в надежде, что в худшем случае дело обойдётся лёгкими ранами. Удивительно, но если бы секунданты засыпали по 4 колпачка пороха, результат мог быть более утешительный.
Пуля, не блуждала бы в животе у Пушкина, а прошла навылет, оставив сквозную рану,что всё таки давала мизерный,но шанс спасти поэта. А пуля, пробившая руку Дантеса не срикошетила бы от пуговицы панталон,а наоборот деформируясь увлекла бы эту пуговицу в живот разрывая всё на своём пути ,для Дантеса со 100% смертельным исходом. Эта ситуация неоднократно моделировалась многими учеными при воспроизведении дуэли на манекенах и показала, что при полном заряде пуговица вылетала сзади вместе с пулей. По крайне мере,даже если бы это не спасло Пушкина, то и проклятый Дантес ,не отделался бы ранениями мягких тканей, а отправился прямиком на тот свет. Но он почти безнаказанно отнял у нас часть великой литературы, которую мы уже никогда не прочитаем.
КИРАСА В это же время возникла и долго продолжает жить легенда: во время дуэли на Дантесе было какое-то защитное приспособление, потому он не был убит, а отделался легким ранением. Ведь неизвестно ни одной дуэли, ни одного описания ее, чтобы секунданты осматривали одежду противников. Известны лишь случаи, когда дуэлянты даже отдавали часы своему секунданту. чтобы ничем не быть защищёнными. Под сюртуком Дантеса была хорошо подогнанная по фигуре кираса из высококачественной стали. Кстати, в ноябре 1836 года Дантес заказывал себе такую у петербургского оружейника.
Вылетевшая из раны пуля якобы ударила в пуговицу. Сила ее удара была большой, и она должна была деформировать пуговицу, вдавить ее в тело и вызвать наружные повреждения кожных покровов живота: ссадины, царапины, наконец, гематому (синяк, по-русски). Но в том-то и дело, что никаких повреждений у Дантеса не было! Потрогайте на своём костюме пуговицу. Представьте, что ваша пуговица отклоняет боевого пистолета свинцовую пулю, пролетевшую десять шагов; от удара пуговицы вы падаете, но от удара пуговицы – ни синячка, ни царапинки.
Людей довольно часто спасали от смерти пуговицы, портсигары, медали и прочие случайные вещи - и, как правило, они их хранили до своего последнего дня. Пуговица Дантеса, если бы она была, стала бы не просто доказательством, а драгоценным сувениром.
Официального подтверждения о спасительной миссии пуговицы на Дантесе, во время его дуэли с Пушкиным, не существует; её вообще никто! не видел, как и никто не видел одежды Дантеса после дуэли. Если бы таковая была, Дантес – с великой радостью немедленно бы её предоставил Следственной комиссии и предоставил свою одежду, как доказательство своего чудесного спасения. Ничего такого предоставлено не было, потому что – нечего было предоставлять. Следственной комиссии нечего было фиксировать. Пуговица – трёп Дантеса и его окружения.
Давайте обратимся к официальному документу - протоколу медицинского обследования раненого Дантеса-Геккерна от 5 февраля 1837 года, подписанному штаб-лекарем гвардейской конной артиллерии коллежским асессором Стефановичем «. свидетельствовал я Кавалергардского ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА Полка Порутчика Барона Геккерна, почему оказалось, что Порутчик Барон Геккерн имеет пулевую проницающую рану на правой руке ниже локтеваго состава на четыре поперечных перста; вход и выход пули в небольшом один от другого разстоянии. Обе раны находятся в огибающих персты мышцах, окружающих Лучевую кость более к наружной стороне. Больной может ходить по комнате, разговаривает свободно, ясно и удовлетворительно, руку носит на повязке и кроме боли в раненом месте жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вдыхании, хотя наружных признаков контузии незаметно. » Последние слова заключения звучат сказкой или чёрным юмором.
Контузия – это ушиб или травма организма без повреждения наружных покровов тела. Контузить может от взрывной волны, от падения плашмя, от удара, который воздействует одномоментно на большой площади. Удар пули привел к контузии. Вздор! Характерный признак поражения пулей именно наружное ранение. Так что же контузило Дантеса? Что заставило грянуться оземь кавалергарда императорского полка? Дантеса контузило ударом собственного защитного панциря, который и завалил своего хозяина.
Вот как было после выстрела Пушкина. Пуля, слегка зацепив в полете правую руку Дантеса, налетает со всей мощью на его грудь, одномоментно распыляя свой узкий пробивной удар по площадям, ибо натолкнулась на защитный панцирь; тот, получив энергию от пули, бьёт по груди Дантеса, создав общее сотрясение – контузию! От удара и от контузии Дантес падает.
Вот она – реальная картина события, которое длилось мгновение.
Версия, что Дантеса спасла пуговица совершенно несостоятельна. Пуговицу никто не видел и не искал, в официальных документах о ней не сказано. Версия о пуговице – на уровне досужих разговоров, возможно, специально пущенных в свет, чтобы хоть как-то оправдать нелепость ситуации, в которую попал Дантес.
Как повёл себя царь, узнав о дуэли?
Международные отношения любой царь всегда – и сейчас – ставит на одно из первых мест.
Дуэль между Пушкиным и Дантесом напрямую затрагивала международные отношения.
Пуговица была нужна в любом случае – даже если бы пуговиц вообще не было на костюме Дантеса, - она должна была появиться для хорошей мины при плохой игре. Всё съехало мягко в международных отношениях.
Это позор Дантеса и тех, кто участвовал в создании этого – величайшего в понятии всех дворян Европы и России (и не только дворян) – позора.
Небезынтересная деталь. В подлинном архивном деле отсутствуют два листа (№№ 67,68) — именно те, где были обличающие Дантеса собственноручные показания К. К. Данзаса, о чем еще в 1900 году упомянул автор первой публикации «Дела» фон-Кауфман. К сожалению, уже невозможно восстановить, что показал Константин Карлович, т. е. то, о чем ему рассказал Пушкин, многое знавший и о многом догадывавшийся. В любом случае, ради пустяков в архивы не наведываются и пронумерованные листы не уничтожают.
Документы, вероятно, были похищены после 1866 года, когда вышел сборник «Русские уголовные процессы» Г. Любавского, обратившего внимание на некоторые сомнительные моменты в дуэльных делах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
К тому времени Ж. Дантес сделал блестящую карьеру при Наполеоне III, стал видным политическим деятелем, сенатором, занимал высокооплачиваемые посты в банках. Не исключено, что до него дошла весть — начали копать, того гляди, что и раскопают. По системе обратной связи друзья и покровители, оставшиеся в России, приняли превентивные меры. Кто то из них навестил архивы…
Внук Дантеса, Луи Метман, вспоминал, что дед был вполне доволен своей судьбой: дескать, если бы не этот поединок и вынужденный отъезд, он, как максимум, сделал бы карьеру командира полка в русской провинции — с большой семьей и недостаточными средствами.
На это благополучие не повлияло даже то, что вторая дочь Дантеса, Леония-Шарлотта, живя в Париже, была «до мозга костей» русская. Она выучила русский, говорила и писала на нем, обожала Россию и… Пушкина, портрет которого висел у нее в комнате. С отцом она не разговаривала после одной из сцен, в пылу которой бросила ему в лицо обвинение в убийстве Александра Сергеевича. Вначале Дантес пытался ее увещевать, а потом не нашел ничего лучше как упрятать в сумасшедший дом, где она и скончалась — пережив убийцу Пушкина.