План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
урок литературного чтения по теме А.Куприн "Сказки Пушкина"

ТЕМА: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей; познакомить с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина».

2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение.

3.Воспитывать любовь к поэтическому слову; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему.

Эпиграф к уроку.

«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт».

1. Организационный момент.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

2. Сообщение темы урока.

Чтобы определить тему урока вам придётся потрудиться, потому что она не связана с предыдущим уроком.

Работа в группах. Для начала соберите рисунки-пазлы.

(Получаются в 5 группах картинки из пяти разных сказок Пушкина).

ЗАДАЁТСЯ ВОПРОС. КАК, ВЫ. ДУМАЕТЕ, КАКОВА ТЕМА УРОКА? (Сказки А.С. Пушкина)

Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.

А ТЕПЕРЬ? Причём тут Куприн?

(Подводим к тому, что это очерк А.И.Куприна «Сказки Пушкина»)

ЧТО ТАКОЕ ОЧЕРК? Как называли писателей, которые писали очерки?

3. Работа над новым материалом.

Прочесть очерк про себя. Отметить:

+ то, что вам известно

Х то, что вы узнали впервые

то, о чём бы вам хотелось узнать больше

Теперь мы будем перечитывать очерк, и беседовать по вашим пометкам.

(Читают цепочкой по абзацам).

-1абзац.- А.С.Пушкина называю «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.

(Вспоминаем урок при свечах).

Доказываем это, зачитывая высказывания и стихи людей разных эпох, а также детские стихи.

Прочитаем строки Ф.И. Тютчева, посвященные Пушкину.

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев.

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня как дивная жар-птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грез очарованье.

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовет в неведомые дали.

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Быть русской, как и он,

Читать его стихи.

И слаще, и приятней?

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

-2абзац. - говорим об использовании в сказках архаизмов. Найти и объяснить значение слов в отрывках.

- "Сына Бог им дал в аршин", - говорится о младенце Гвидоне в "Сказке о царе Салтане. "

А сколько это - аршин?

(Русская мера длины, равная 0,71 м.)

-Когда старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке" стала столбовой дворянкой, она была одета так:

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Что такое кичка?

(В старину - головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

- Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его варёной полбой. Что это за блюдо?

(Каша из зёрен пшеницы. Полба - один из видов пшеницы.)

- Как известно, Чернавка, героиня "Сказки о мёртвой царевне. ", была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?

(При крепостном праве - дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова "сени" - живущая в сенях.)

- В "Сказке о золотом петушке" читаем:

Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.

Замените архаическую частицу "инда" современной, общеупотребительной.

- 3абзац. – Сведения об Арине Родионовне. Ученик читает свой собственный «очерк» о няне А.С.Пушкина, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.

Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

4абзац. - Сведения о жизни поэта в с. Михайловском. Ученица делает небольшое сообщение об этом, дополнительно к очерку, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.

С 5 абзаца .- Читаем о сказках А.С.Пушкина.

На самом деле А.С.Пушкин писал сказки для взрослых. И в каждой сказке заложен какой-то нравственный смысл.

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин

Вспоминаем поэму «Руслан и Людмила».

Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря»)
Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье.

Работа в группах.

В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?

1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.

Физминутка для глаз «Рыбки».

2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.

3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым

4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек".

5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.

-сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)

А на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом.

-слушаем аудиозапись сказки.

Что присутствует в других сказках поэта?

-в сказке всегда есть исходная ситуация;

-всегда случается беда;

-противопоставлены положительный и отрицательный герои;

-торжествует положительный герой;

-есть волшебные предметы;

-герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники.

Дома придумать продолжение «Сказки о медведихе», используя вышеизложенный план.

Заключительный абзац .- Счастливы вдвойне, если перечитали сказки. Я просила вас перечитать сказки к этому уроку. Получили ли вы наслаждение от этого? Вот сейчас и посмотрим.

Рефлексия «Цветок настроения»
Ребята, на партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

К нам приходят пушкинские

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft Office PowerPoint 2003 к уроку по стихотворению А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения.

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова).

Куприн сказки пушкина очеркУрок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве".

Куприн сказки пушкина очеркУрок литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки".

Урок литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс.

Куприн сказки пушкина очеркПлан-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать.

Куприн сказки пушкина очеркКонспект урока литературного чтения по теме. "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".

Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать.

Поделиться