План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
урок литературного чтения по теме А.Куприн "Сказки Пушкина"
ТЕМА: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»
1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей; познакомить с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина».
2.Развивать образное мышление, творческие способности, воображение.
3.Воспитывать любовь к поэтическому слову; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему.
Эпиграф к уроку.
«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт».
1. Организационный момент.
Сейчас у нас урок литературного чтения.
2. Сообщение темы урока.
Чтобы определить тему урока вам придётся потрудиться, потому что она не связана с предыдущим уроком.
Работа в группах. Для начала соберите рисунки-пазлы.
(Получаются в 5 группах картинки из пяти разных сказок Пушкина).
ЗАДАЁТСЯ ВОПРОС. КАК, ВЫ. ДУМАЕТЕ, КАКОВА ТЕМА УРОКА? (Сказки А.С. Пушкина)
Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.
А ТЕПЕРЬ? Причём тут Куприн?
(Подводим к тому, что это очерк А.И.Куприна «Сказки Пушкина»)
ЧТО ТАКОЕ ОЧЕРК? Как называли писателей, которые писали очерки?
3. Работа над новым материалом.
Прочесть очерк про себя. Отметить:
+ то, что вам известно
Х то, что вы узнали впервые
то, о чём бы вам хотелось узнать больше
Теперь мы будем перечитывать очерк, и беседовать по вашим пометкам.
(Читают цепочкой по абзацам).
-1абзац.- А.С.Пушкина называю «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.
(Вспоминаем урок при свечах).
Доказываем это, зачитывая высказывания и стихи людей разных эпох, а также детские стихи.
Прочитаем строки Ф.И. Тютчева, посвященные Пушкину.
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев.
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня как дивная жар-птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин – море красоты,
Волшебных грез очарованье.
Он факел на моем пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовет в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи.
И слаще, и приятней?
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
-2абзац. - говорим об использовании в сказках архаизмов. Найти и объяснить значение слов в отрывках.
- "Сына Бог им дал в аршин", - говорится о младенце Гвидоне в "Сказке о царе Салтане. "
А сколько это - аршин?
(Русская мера длины, равная 0,71 м.)
-Когда старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке" стала столбовой дворянкой, она была одета так:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Что такое кичка?
(В старину - головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)
- Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его варёной полбой. Что это за блюдо?
(Каша из зёрен пшеницы. Полба - один из видов пшеницы.)
- Как известно, Чернавка, героиня "Сказки о мёртвой царевне. ", была сенной девушкой. Кого так называли в России в прошлые века?
(При крепостном праве - дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова "сени" - живущая в сенях.)
- В "Сказке о золотом петушке" читаем:
Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Замените архаическую частицу "инда" современной, общеупотребительной.
- 3абзац. – Сведения об Арине Родионовне. Ученик читает свой собственный «очерк» о няне А.С.Пушкина, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.
4абзац. - Сведения о жизни поэта в с. Михайловском. Ученица делает небольшое сообщение об этом, дополнительно к очерку, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.
С 5 абзаца .- Читаем о сказках А.С.Пушкина.
На самом деле А.С.Пушкин писал сказки для взрослых. И в каждой сказке заложен какой-то нравственный смысл.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин
Вспоминаем поэму «Руслан и Людмила».
Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря»)
Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье.
Работа в группах.
В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?
1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.
Физминутка для глаз «Рыбки».
2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.
3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым
4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек".
5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.
-сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)
А на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом.
-слушаем аудиозапись сказки.
Что присутствует в других сказках поэта?
-в сказке всегда есть исходная ситуация;
-всегда случается беда;
-противопоставлены положительный и отрицательный герои;
-торжествует положительный герой;
-есть волшебные предметы;
-герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники.
Дома придумать продолжение «Сказки о медведихе», используя вышеизложенный план.
Заключительный абзац .- Счастливы вдвойне, если перечитали сказки. Я просила вас перечитать сказки к этому уроку. Получили ли вы наслаждение от этого? Вот сейчас и посмотрим.
Рефлексия «Цветок настроения»
Ребята, на партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)
К нам приходят пушкинские
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft Office PowerPoint 2003 к уроку по стихотворению А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения.
презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова).
Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве".
Урок литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки".
Урок литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс.
План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»
Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать.
Конспект урока литературного чтения по теме. "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".
Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать.