Разработка урока по литературному чтению в 4 кл. программа "Начальная школа 21 века" А.И.Куприн очерк "Сказки Пушкина".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению в 4 кл. программа "Начальная школа 21 века" А.И.Куприн очерк "Сказки Пушкина".»
Тема: Очерки о людях. А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина»; содействовать формированию личностного отношения к прочитанному.
Задачи: посредством очерка способствовать развитию приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения; расширению познания и кругозора учащихся, совершенствовать навык чтения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову; ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий
Планируемые результаты: работают с очерком, выделяют его особенность (герои, описания, способы выражения авторской точки зрения). Анализируют информацию из очерка. Ориентируются в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; используют знания о структуре текста при анализе. Аргументируют соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносят иллюстрации с эпизодом произведения, сравнивают свое представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника.
Личностные результаты: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, свое отношение к герою прочитанного произведения, его поведению, поступкам.
Познавательные. различают жанры; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); пользуются универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.
Регулятивные. принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства их осуществления.
Коммуникативные. слушают вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечают на вопросы и подтверждают свой ответ примерами их текста.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, А.С.Пушкина, карточки-задания, рисунки-пазлы, аудиозапись сказки «Сказка о медведихе» А.С.Пушкина, аудиозапись «Шум моря».
I.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя на совместную деятельность.
- Эпиграфом нашего урока будут такие строки:
И на вопрос «Кто ваш поэт?»
В строенье ль каменном, в избушке,
Один у русского ответ –
Он, улыбнувшись, скажет:
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
Чтобы определить тему урока вам придётся потрудиться, потому что она не связана с предыдущим уроком.
1.Работа в группах. Сбор рисунка-пазла
- Ребята, вам предстоит собрать рисунки-пазлы.
(Получаются в 3 группах картинки из 3 разных сказок Пушкина).
- Что объединяет все рисунки-пазлы? (Это иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).
Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.
- Чей это портрет? С творчеством А.И.Куприна мы уже знакомы.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока? (А.И.Куприн. «Сказки Пушкина»)
- Сможете ли вы определить жанр этого произведения? (Нет, потому что не знаем этого произведения и его особенности).
- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? ( познакомиться с произведением А.И.Куприна «Сказки Пушкина» и определить жанр этого произведения.)
4. Работа над новым материалом.
Прочесть произведение про себя. Отметить:
+ то, что вам известно
V то, что вы узнали впервые
то, о чём бы вам хотелось узнать больше
5.Выяснение жанра произведения.
- Какие жанры вы знаете?
К каким из вышеперечисленных жанров можно отнести произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»?
Приходим к тому, что это рассказ, в котором точно описываются события. В нем нет вымысла.
(Читаем определение «очерка».) уч. с.129.
- Назовите характерные признаки очерка:
1) Реальные факты, события, люди.
2) Художественный язык.
3) Авторское отношение.
1.-Найдите в тексте реальные факты. (О друзьях, сослан по приказу царя в село Михайловское, о няне, часто бывал на ярмарках, записывал старинные слова и меткие выражения, (Я нашла такой факт: …, я прочитал …)
2.-Как вы думаете, сухо, по-деловому или художественно даны описания в очерке?
- Докажите, что в очерке использован художественный язык. (Учащиеся зачитывают примеры из текста:
3. Авторское отношение.
-Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке?
(В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту, подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.)
- Александр Иванович Куприн признавался: «К Пушкину я вернулся двадцати пяти лет от роду и ныне чту его память…». А.И.Куприн отмечал «безгранично широкое влияние на сердца и умы потомства» поэзии Пушкина, «поэта мира и всеобщей гармонии». Объясняя силу Пушкина как художника близостью к народу и способностью творчески освоить его язык, Куприн пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу, очищенным, прекрасным и выразительным. ». «Мы убеждены, что в поэзии Пушкина заключается залог нашей славы, потому что язык пушкинской поэзии есть язык русского народа, а народ, говорящий и мыслящий таким языком, — бессмертен». Мысли, высказанные Куприным, справедливы и сейчас.
- Как называли А.С.Пушкина еще при жизни? ( А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.)
-Какое высказывание добавил А.Куприн? (Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии).
ДЕЛАЕМ ВЫВОД. произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» - это очерк.
6.Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на картинке?
- Как высчитаете, какой момент повествования здесь изображен?
- Как изображен поэт? Почему именно так?
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации.
7. С детства нам знакомы строки. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря»)
9.Работа в группах.
В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?
1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.
2.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым
3.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.
- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)
Недописанные сказки «Жених», «Сказка о медведихе» (Прослушивание сказки)
10.- Вы читали текст с пометками. Что нового вы узнали? (Вокруг Пушкина расцветал сказочный народный мир, когда он слушал сказки Арины Родионовны.
Превращал сказки в свободные и певучие стихи.
Пушкин любимый народный поэт.
Учил в своих стихах и сказках уважать тех, кто трудится, высмеивал тех, кто обижает слабых.)
- Для чего А.И.Куприн поделился с нами этим очерком? (Чтобы мы больше узнали о поэте, повторили его сказки, поработали над художественным языком произведения, нашли сходство с народными сказками).
11. Итог урока. Рефлексия
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р - работал с удовольствием.
У - у меня многое получилось.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
- Из этих букв сложите слово. Что получилось? (Урок.)
- Какая была тема нашего урока?
-Какую цель мы ставили?
-Достигли ли мы цели на нашем уроке?
– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.
– Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.
- Каждый, кто прочитает сказки Пушкина, будет счастлив, имя Пушкина никогда не забудется.
12. Д/ З Придумайте концовку «Сказки о Медведихе».