Жанры лирики Пушкина:

Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта:

1. Ода — жанр воспевающий, торжественное лирическое стихо­творение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традици­ям классицизма. Напр. ода «Вольность» (1817).

2. Элегия — жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Напр. «Погасло дневное светило. » (1820).

3. Послание — обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, граждан­ским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр. «К Чаадаеву» (1818).

4. Эпиграмма — сатирическое стихотворение, адресованное оп­ределенному лицу. Напр. «На Воронцова» (1824), «На Александ­ра 1» (1824).

5. Песня — напр. «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Жанр восхо­дит к традициям устного народного творчества. «Песни Западных славян» (1834).

6. Романс — напр. «Я здесь, Инезилья. » (1830).

7. Сонет — напр. «Суровый Дант не презирал сонета. » (1830).

8. Сатира — напр. «Румяный критик мой, насмешник толсто­пузый. » (1830).

9. Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Напр. «К морю» (1824) — стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) — стихотворение имеет черты класси­ческой элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) — стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фа­була не является главной; главное — обличительный пафос (черты сатиры).

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина:

а) Гражданская позиция поэта, продолжение традиций Ради­щева и Рылеева, выступление против крепостничества. Напр. ода «Вольность»:

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру.

Хочу воспеть свободу миру.

На тронах поразить порок.

Стихотворение «К Н. Я. Плюсковой» (1818):

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил

И силе в гордости свободной

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

в) Богоизбранность поэта, ощущение им своей ответственности за происходящее на земле.

Стихотворение «Пророк» (1826).

Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения нашли отражение душевная опустошен­ность, которая мучила Пушкина в годы «кризиса», и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии про­рока. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение» («Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орли­цы. »), а также расширяется восприятие внешнего мира слухом («Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон. И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье. »). Поэт задается вопросом, возможно ли это изощренно-тонкое восприятие и мудрое наблюдение пере­дать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык, и празднословный и лука­вый, и жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой. »). По натуреалисту необходим «жар сердца». Только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную проза­ическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рас­сек мечом, и сердце трепетное вынул, и угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул. »). Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства, это мертвое фотографирование, нату­рализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, уме­ние оценивать его с определенной точки зрения, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается пре­ображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой («И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, испол­нись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!»).

г) Гуманистический пафос поэзии, осознание своего долга перед

В стихотворении «Памятник» (1836) Пушкин излагает своего рода программу творчества, указывает, на что был направлен его пафос.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Пушкин в первых же строках провозглашает основную цен­ность и мерило творчества любого поэта — народность. В чем имен­но состоит народность, Пушкин раскрывает далее.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В этих строках утверждается гуманистическая идея творчества. Поэт, по мнению Пушкина, должен пытаться делать людей лучше, не упрекать их в невежестве и темноте, но указывать, куда им следует двигаться. И здесь художник должен слушать только веление собственного сердца:

Веленью божию, о, муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Характерно в этом отношении стихотворение «Поэт и толпа» (1928), где Пушкин показывает своего антипода, поэта, не желаю­щего снизойти до народа.

Поэт на лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем он звучно так поет?

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Пушкин полемизирует с точкой зрения поэта. «Чернь» в пони­мании поэта-антипода в данном стихотворении резко отличается от воззрений самого Пушкина и противоположна им. Непросве­щенность, темнота народа, по мнению Пушкина, не порок. Это состояние народа не является следствием сознательного выбора, у народа нет возможности просвещаться, улучшать свои нравы, именно поэтому он и просит поэта указать ему правильный путь. «Чернью» же в понимании Пушкина является в первую очередь тот, кто сознательно остается в темноте, кто делает выбор в пользу порока, кто сознательно творит зло. Именно сюда относится пуш­кинская «светская чернь», у которой есть возможность просве­щаться, которая прекрасно отдает себе отчет в том, что нравствен­но, а что безнравственно, но сознательно делает выбор в пользу безнравственности. Поэт, по мнению Пушкина, всегда находится впереди своих современников, они не в состоянии его понять до конца. Толпа подвластна веяниям времени, моде и проч. Именно поэтому поэт изначально обречен в своем служении на одиночество и не должен ждать наград за свое служение. Он сам, чутко прислу­шиваясь к окружающему миру, является мерилом истинности своих творческих поисков. Наглядный пример тому — стихотво­рение «Поэту» (1830), написанное в форме сонета:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли,

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Однако осознание своего призвания, своей твердой уверенности и правильности выбранного пути — еще не все. Пушкина мучают сомнения о том, насколько осязаемо, реально воздействие пророка (поэта) на людей. Периоды оптимизма сменяются минутами отчая­ния, когда поэт видит, что люди по-прежнему коснеют во зле и неправедности. Характерный пример — стихотворение «Свободы сеятель пустынный. », написанное в 1823 г.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды.

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Отражение идей «поэзии действительности» в лирике Пушкина (но Белинскому),

а) Белинский о поэтическом отношении Пушкина к жизни: «Он созерцал природу и действительность под особенным углом зре­ния, и этот угол был исключительно поэтический».

б) Белинский о способности Пушкина проникать в противоре­чии жизни, в тайны бытия: «Как истинный художник, он владел. инстинктом истины, этим тактом действительности, который. указывал ему. на источник и горя, и утешения, и заставлял его искать целения и той же существенности, где постигла его болезнь».

в) Белинский об источнике поэзии Пушкина: «Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно, что для них была проза, то для него была поэзия».

Поделиться