План-конспект занятия (6 класс) по теме:
Конкурс "Что за прелесть эти сказки."( по сказкам А.С. Пушкина)
- Обобщение и систематизирование знаний учащихся о сказках
- Воспитание интереса к чтению.
Оборудование: 1) Портрет А. С. Пушкина.
- Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, выполненные учителем.
- Выставка книг (сказок) А.С.Пушкина.
- Название команд: «Лукоморье», «Синеморье».
- Кроссворд по сказкам Пушкина (на 2-х листах).
- Название праздника.
- Герои на карточках (для 2-х команд).
- Строки из сказок (разрезаны на 3 части).
- Жетоны для викторины.
Средства ТСО: магнитофон.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить сказки А.С. Пушкина, ведь в июне 2014 года отмечался 215-летний юбилей Александра Сергеевича.
Чтение учителем стихотворения «Что за прелесть эти сказки…»
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45…
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Сказки Пушкина сопровождают нас везде, чтобы с пользой провести время, мы с вами проведем сказочный конкурс. Для того чтобы начать каждый этап конкурса, мы должны выбрать совет мудрейших. Ведь в каждом сказочном царстве есть совет мудрейших. Представляем этих не сказочных, а вполне реальных людей. Представляем членов жюри.
Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто там живёт. - Начинаем наш конкурс! С помощью моих вопросов и ваших ответов вы получите право войти в царство пушкинских грез!
В конкурсе будут участвовать две команды: «Лукоморье» и «Синеморье». (Участникам раздаются значки с названием команды)
(Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?»)
1 конкурс: «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ГЕРОЙ?»
Учитель: Каждая команда получит список сказочных героев, где они должны угадать, из каких сказок эти герои.
(1 команда: старик со старухой; царь Дадон, колдун, три девицы;
2 команда: царица-мачеха, чёрт, шамаханская царица, белка)
Дети называют героев:
( 1 команда: старик со старухой- «Сказка о рыбаке и рыбке»; царь Дадон – «Сказка о Золотом петушке», колдун – «Руслан и Людмила», три девицы – «Сказка о царе Салтане»;
2 команда: царица-мачеха – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чёрт – «Сказка о попе и о работнике его Балде», шамаханская царица, белка)
2 конкурс: «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК А.С. ПУШКИНА?»
Учитель: А сейчас проведём конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина. Вы должны вспомнить строчки из сказок и прочитать их.
- Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
- Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-ку-ку. Царству лёжа на боку)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)
- Какими слова обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка!)
- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)
- А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)
- Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?
(Сказка ложь да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
3 конкурс: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
Учитель: Я предлагаю командам за 1 минуту собрать строчки из сказок Пушкина.
1 команде: Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
2 команде: Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
4 конкурс: «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»
Учитель: Вот я только что получила телеграммы, но вот беда они не подписаны. Командам предлагается узнать, кто отправил телеграммы.
- – Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, прокляое племя, корчить! (Балда)
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
- В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене… (Третья сестрица)
Шамаханскую царицу! (Мудрец)
5 конкурс: «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА?»
1 команде: Прочитать наизусть отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане»
Прочитать наизусть отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
6 конкурс: КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ
- Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
- Сколько раз закидывал старик невод? (три)
- Как звали работника у попа? ( Балда)
- Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
- Под кого бесенок залез? ( кобыла)
- С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
- Кто помог царевичу Елисею найти царевну? ( ветер)
- За что работал Балда? ( щелчки)
- Что не заплатили бесы попу? (оброк)
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
- Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер?
- Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
- Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя?
- Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
- Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
- С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
- Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
- Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
- Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи )
- Кого не смог обогнать бесёнок? (заяц)
7 конкурс: МИНИ-ИНСЦЕНИРОВКА.
- Разбитое корыто
- Зеркальце
- Три девицы
- Кот-учённый
Задание: из каких сказок эти предметы – определить, проинсценировать отрывки из этих сказок.
Учитель: А сейчас подведём итоги нашего конкурса. (Награждение)
“Ребята, какие вы молодцы! Как много вы знаете, как любите сказки Пушкина. Вы показали сегодня настоящий праздник знаний. Имейте в виду, Пушкин – это родник, который черпать и не исчерпать. Я желаю вам сохранить любовь к пушкинским произведениям до той поры, когда у вас у самих появятся внуки, и вы будете, перечитывая их, вспоминать этот праздник”.
А сейчас мы зажжем свечи. Свечи гармонии, добра и любви. Мы расстанемся, но в наших сердцах пусть живёт этот чудный мир неповторимых пушкинских сказок.
Все хором: “Ну а сказка не кончается, не кончается, не кончается никогда!”
До свидания, до новых встреч!