Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина
Пушкин Александр Сергеевич - величайший русский поэт, достигнувший небывалой славы, родился 26 мая 1799 г. в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице.
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
И уже в лицее Александр Сергеевич плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище "француз". Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими светилами, как Державин.
О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.
Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил.
Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение « Я вас любил». Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим
Следует отметить, что поэзия Пушкина лишена фантастического, ложного, нереального; она реальна и правдоподобна, она показывает действительность в её естественной истинной красоте. Есть в его поэзии и полёт мечты, и смена настроений, и буйство красок – в этом весь Пушкин. Его стихи – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни один биографический источник, касающийся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных чувств, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых желаний.
В любовной лирике Пушкина царят искренность, благородство, восторг, восхищение. Увлечение прекрасными женщинами вселяло в поэта вдохновение, рождало прекрасные строки.
Я выбрала тему “Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина”, так как считаю, что данная тема очень интересна и актуальна. Любовная лирика Пушкина невольно приводит меня к мысли о том, что "любви все возрасты покорны". Подростковая пора, а ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство — любовь. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Когда я читаю его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Юношеское стихотворение "Желание", написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства — печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека — в этом смысл стихотворения.
Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении "Редеет облаков летучая гряда. " В нем соединяются две равноценные могучие стихии — природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Здесь любовь — уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса.
Своим женщинам Пушкин отдавал частичку себя, с каждой у него была своя история любви, каждая из них полностью заполняла его сердце, была его музой и его вдохновением.
Екатерина Павловна Бакунина – первая юношеская любовь поэта.
Катерина Бакунина (в замужестве Полторацкая) – сестра лицейского товарища Пушкина, предмет его безответной любви. Адресат стихотворений:
«К живописцу». «Итак я счастлив был». «Слеза». «Окно». «Осеннее утро». «Разлука». «Бакуниной» и другие. Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе. Семья Бакуниных жила там летом 1815 года. Она не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках.
Об этом увлечении поэта вспоминал его приятель С. Д. Комовский:
«Но первую платоническую, истинную любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин, с пламенным чувством молодого поэта, живыми красками изобразил ее волшебную красоту в стихотворении своем под названием «К живописцу». Стихи сии очень удачно положены были на ноты лицейским товарищем его Яковлевым и постоянно петы не только в Лицее, но и долго по выходе из оного».
Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить взаимностью. Ему было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. Она была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства.
Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд произведений, которые носят печать глубокой меланхолии. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке.
Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. Но молодость брала свое, каждый день приносил новые впечатления, начались первые литературные успехи и даже настоящие триумфы, каким оказалось публичное чтение на экзамене в присутствии стареющего Державина. Сердечная рана затянулась…
"Уж нет ее. До сладостной весны
Простился я с блаженством и душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели минувших дней забавы!
Забыты вы. до сладостной весны!
В 1817 году Екатерина Бакунина стала фрейлиной, а Пушкин окончил Лицей. Нет никаких сведений о том, что они встречались в Петербурге. Через много лет Екатерина Павловна встретилась с Пушкиным в Приютино в 1828 году, на праздновании дня рождения Екатерины Марковны Олениной. Но тогда он, скорее всего, был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви…
Вышла замуж очаровательная Екатерина Бакунина уже в очень зрелом возрасте. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, в 1834 году сообщала дочери: «. как новость скажу тебе, что Бакунина выходит за господина Полторацкого, двоюродного брата госпожи Керн. Свадьба будет после Пасхи. Ей сорок лет, и он не молод. Вдов, без детей и с состоянием. Говорят, он два года, как влюблен. »
По-видимому, Пушкин – уже женатый в то время человек – присутствовал на свадьбе Екатерины Павловны. По заведенному обычаю императрица Елизавета Алексеевна благословила свою любимую фрейлину и подарила молодым икону, которую Бакунина хранила всю жизнь.
Покинув высший свет, двадцать один год прожила она с мужем в полном согласии. Охотно переписывалась с друзьями, воспитывала детей – сына Александра и дочь Екатерину, наслаждалась семейным счастьем.
Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О. Кипренского, два акварельных портрета П. Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К. Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. «Как она мила» – эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты.
Анна Петровна Керн – её имя обессмертил
Пушкин своим “Я помню чудное мгновенье…”
Первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла в 1819 году в Петербурге в салоне Олениных. Быть может, она так и осталась бы мимолетной, если бы Анна Керн не оказалась связанной родственными связями с обитательницами Тригорского, которые со своей кузиной переписывались и общались. Пушкину, естественно, сообщили, что прелестная Анна Петровна является страстной поклонницей его поэзии. В декабре 1824 года он пишет письмо поэту А. Г. Родзянко, имение которого на Полтавщине он посетил по дороге из Одессы в Михайловское, и расспрашивает его о Керн. Анне Петровне шел двадцать седьмой год, когда она летом 1825-го приехала в Тригорское к родственникам. «Недавно посетила наш край одна прелесть…» – сообщал Пушкин о ее приезде своему приятелю А. Плетневу. Александр Сергеевич, весьма чувствительный к женской красоте, не явился исключением. Чувство влюбленности, рожденное в его душе, вызвало к жизни знаменитое стихотворение, позднее ставшее романсом. Может быть, она показалась ему иной, чем он представлял ее себе по переписке с Родзянко. Во всяком случае, она его поразила. В эти дни возникло какое-то поэтическое напряжение, словно разлитое над Тригорским и Михайловским. Гостья покорила его своим исполнением модного тогда романса "Ночь весенняя дышала".
Анна Петровна - это человек, безусловно, незаурядный - и не только по редкому женскому обаянию, но и по живости ума, образованности, широте интересов, самостоятельности суждений, наконец, явным литературным способностям. В непрестанной борьбе с крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами эта поначалу робкая женщина, простодушная мечтательница, проявила завидную стойкость, силу воли и твердость характера. Сведения о Керн, которыми мы располагаем, противоречивы и не всегда достоверны. Единственный документированный ее портрет (миниатюра) дает лишь весьма приблизительное представление о ее внешности. Наиболее существенный источник достоверных сведений, позволяющих оценить личность А. П. Керн,- ее переписка, дневники и воспоминания, богатые фактами, на редкость точные и выразительные.
В один из июльских вечеров 1825 года, после ужина, в Тригорском возникла идея съездить в Михайловское. Ехали в двух экипажах: в одном Прасковья Александровна Осипова с сыном Алексеем Вульфом, а в другой Пушкин с Анной Николаевной Вульф и ее кузиной Анной Керн. В этот вечер поэт казался Анне Керн как никогда любезным, взволнованным, вспоминал об их первой встрече в доме Олениных и даже сказал, с ее слов, фразу, отзвуки которой можно услышать в его знаменитом стихотворении: "Вы казались такой невинной: на вас было тогда что-то вроде крестика, не правда ли?".
Наблюдая за развитием их романа, в зарождавшиеся отношения поэта и Анны Петровны вмешалась ее тетушка – Прасковья Александровна Осипова, которая настояла на немедленном отъезде всего семейства в Ригу. Позднее биографы подчеркивали, что Осипова увезла «красивейшую из своих племянниц… во избежание катастрофы».
Пушкин был влюблен в Керн, был любим ею. Вдохновленный любовью, он написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
В стихотворении довольно точно воспроизведена история пушкинской любви. Здесь есть указание и на михайловскую ссылку («В глуши, во мраке заточенья, Тянулись тихо дни мои…»), и на встречи с Керн – и первую встречу, и встречу в Тригорском («И вот опять явилась ты…»). Но история этой любви, силою пушкинского высокого поэтического дара, приобретает для нас не только частное и конкретное, но и общее значение. Нам кажется, что поэт и от нашего имени, от имени всякого любящего человека обращается к любимой.
Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, - гений чистой красоты. Слова эти дважды повторяются – в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность.
Все стихотворение является как бы словесно-музыкальной вариацией на этот мотив:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Мария Николаевна Волконская– тайну любви
к самой близкой его сердцу женщине Пушкин
хранил как святыню.
Волконская (Раевская) Мария Николаевна (25.12.1805/7 - 10.08.1863), жена С.Г. Волконского - дворянка. Отец - Раевский Николай Николаевич (1771 - 1829), генерал от кавалерии, герой Отечественной войны 1812 г. Мать - Софья Алексеевна Константинова (с 1794 г. - Раевская), дочь бывшего библиотекаря Екатерины II, внучка М.В. Ломоносова, которую в юности называли «девой Ганга», до самой смерти не примирилась с поступком дочери: последовать за мужем в Сибирь. Мария Николаевна воспитывалась дома, играла на рояле, прекрасно пела, знала несколько иностранных языков. Ранняя юность Марии Николаевны ознаменована встречей с А.С. Пушкиным в годы его южной ссылки, их совместная поездка в Гурзуф, где поэт останавливался в доме Раевских. Кстати, по сегодняшний день в Гурзуфе существует Пушкинская аллея. Марина Николаевна одна из замечательных женщин своего времени. Поэт был дружен с ее семьей и знал ее еще совсем юной девочкой, задумчивой и мечтательной. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Александру Сергеевичу особое, сокровенное чувство, которое он пронес через всю жизнь.
Пушкин был знаком с семьей Раевских еще по Петербургу, встречался с ними в Киеве и Екатеринославе и особенно сблизился во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму. Позднее он вспоминал это время как счастливейшие минуты своей жизни. А. С. Пушкин был увлечен М. Н. Раевской в ту пору, и отзвуки этого увлечения, глубокого и нежного, но безответного, - в лирических стихотворениях тех лет, в "Кавказском пленнике", "Евгении Онегине". Из более поздних посвящений отметим "На холмах Грузии. "
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
В январе 1825 года девятнадцати лет Мария Николаевна по настоянию отцы была выдана замуж за знатного и богатого тридцатисемилетнего генерала С.Г. Волконского.
Последняя встреча А.С.Пушкина и Марии Николаевны произошла в Москве на вечере у З. А. Волконской. накануне отъезда М.Н.Волконской к сосланному мужу в Сибирь.
Провожая М.Н.Волконскую в Сибирь, А.С.Пушкин не думал, что больше никогда не увидит ее. Это стало ясно ему только позже.
И когда он закончил в 1829 году Полтаву, то посвятил ей эту поэму:
Узнай по крайней мере звуки,
Бывало, милые тебе -
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Наталья Николаевна Пушкина, в девичестве
Гончарова. «Моя мадонна» – так называл жену
Александр Сергеевич Пушкин.
Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором Ланска́я ( 27 августа 1812 — 26 ноября 1863 ) — супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Отец — Гончаров Николай Афанасьевич (1787—1861), происходил из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена императрицы Елизаветы. В 1789 году специальным указом, выданным отцу Николая Афанасьевича — Афанасию Николаевичу, Екатерина II подтвердила за Гончаровыми право на потомственное дворянство.
Мать Натальи Николаевны - Наталья Ивановна (1785—1848), урожденная Загряжская. была прапраправнучкой украинского гетмана Петра Дорошенко от его последнего брака с Агафьей Еропкиной. Наталья Ивановна — незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе от Ивана Александровича Загряжского.
Наталья Николаевна была третьей дочерью в семье. Всего детей было шестеро. Родилась в селе Кариан Тамбовской губернии, куда Гончаровы переехали на время войны. Детство и юность провела в Москве и поместьях Ярополец. Обстановка в семье была тяжёлой. Наталья Николаевна не любила рассказывать о своём детстве. Мать строго воспитывала дочерей, требуя беспрекословного подчинения.
По воспоминаниям Н. М. Еропкиной, знавшей Наташу в ранней молодости:
Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. (…) Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было comme il faut — без всякой фальши. И это тем более удивительно, что того же нельзя было сказать о её родственниках. Сёстры были красивы, но изысканного изящества Наташи напрасно было бы искать в них. Отец слабохарактерный, а под конец и не в своём уме, никакого значения в семье не имел. Мать далеко не отличалась хорошим тоном и была частенько пренеприятна… Поэтому Наталья Николаевна явилась в этой семье удивительным самородком. Пушкина пленили её необычная красота, и не менее вероятно, и прелестная манера держать себя, которую он так ценил.
От кого Наталья Николаевна Пушкина, первая красавица своего времени, унаследовала необычайную и грустную, немного холодную свою красоту? Семейное предание гласит, что замечательно хороша была ее бабка Ульрика Поссе, женщина, имевшая поразительную внешность и поразительную судьбу.
В 1849 году Наталья Николаевна пишет своему второму мужу: «В своем письме ты говоришь о некоем Любхарде и не подозревая, что это мой дядя. Его отец должен был быть братом моей бабки - баронессы Поссе, урожденной Любхард. Если встретишь где-либо по дороге фамилию Левис, напиши мне об этом, потому, что это отпрыски сестры моей матери. В общем, ты и шагу не можешь сделать в Лифляндии, не встретив моих благородных родичей, которые не хотят нас признавать из-за бесчестья, какое им принесла моя бедная бабушка».
Что же это за загадочная история о бесчестьи красавицы Ульрики? Она была матерью Натальи Ивановны, бабушкой Натальи Николаевны Гончаровой. История с ней случилась в духе восемнадцатого века. Дочь богатого помещика, русского ротмистра Карла Липхарта и Маргарет фон Фитингофф, живших в Лифляндии. в 1778 году она вышла замуж за барона Мориса фон Поссе, шведского происхождения, и от этого брака родилась дочь («сестра моей матери тетушка Жаннет»). Но затем супруги развелись, и Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским, дедушкой Таши Гончаровой.
Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет «обманутую жену законной супруге». Каково. Нетрудно представить последовавшую душераздирающую сцену, после которой Иван Александрович, в духе своего века, тут же приказал перепрячь лошадей и уехал в Москву. Видимо, не желая подвергать себя неудобствам душевных разладов, он решает насовсем обосноваться в Москве, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться».
А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела ее, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем чахла в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права».
Все, кто видели Ульрику, говорили, что она была безумно красива. В воспоминаниях рассказывают, что у тетки Загряжской был ее портрет. И однажды, когда в Зимнем дворце, где она служила фрейлиной, случился пожар, вбежавший в ее комнату офицер счел самой ценной вещью оправленную в скромную раму миниатюру с изображением неслыханной красавицы. Когда все выразили удивление, почему офицер спас этот «маленький ничтожный предмет», то он отвечал: «Да вглядитесь хорошенько - и вы поймете, что я не мог оставить изображение такой редкой красавицы в добычу огню!»
Унаследовала ее красоту и дочь - мать Натальи Николаевны. Когда дочь подросла, Загряжские переехали в Петербург, чтобы вывозить девочку и ее сестер. В Петербурге у них была покровительница - тетка Наталья Кирилловна Загряжская, урожденная графиня Разумовская, кавалерственная дама, пользовавшаяся значительным весом в придворных кругах, «благодаря своему уму, сильному характеру и живости своего нрава, отзывчивого на все явления жизни». Наталья Ивановна, мать Таши, как и ее сестры, была принята во фрейлины к императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I. С ранней юности она отличалась красотой, но те, кто помнил Ульрику, говорили, что хоть Наталья Ивановна и хороша собой, но сравниться с ней не может.
Наталье Николаевне Гончаровой минуло только 16 лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года.
Наталья Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта.
Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо и проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему напрямик не отказали, но велели повременить, так как дочь еще слишком молода. В ту же ночь, в мае 1829 года, Пушкин с отчаяния уехал в действующую армию на Кавказ, где шла война России с Турцией.
Вернувшись в сентябре, Пушкин спешит к Гончаровой, но Наталья принимает его холодно и безразлично, так что Пушкин, потеряв всякую надежду, уезжает в Петербург.
В марте он едет в Москву, а в апреле 1830 года вновь делает предложение и на этот раз получает согласие родителей. 6 мая состоялась помолвка.
Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из-за отсутствия приданого, то из-за неустроенности его материальных дел, по которым он ездил в Болдино, то из-за вспыхнувшей холеры, задержавшей его возвращение в Москву. И только 18 февраля 1831 состоялось венчание в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. При обмене колец кольцо Пушкина упало на пол, а потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Все — плохие предзнаменования!»…
Молодые поселились в Москве в квартире, снятой поэтом.
«Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.» — писал поэт П. А. Плетнёву вскоре после свадьбы.
Осенью 1831 года Пушкины переехали из Царского Села в Петербург.
Долгое время считалось, что Наталья Николаевна не занималась семьёй и домом, была пуста и интересовалась только светскими развлечениями. Не последнюю очередь в формировании этого образа сыграла книга П. Е. Щёголева «Дуэль и смерть Пушкина». Щёголев, однако, делал оговорку, что располагает небольшим количеством материала. Позднейшее изучение архивов Гончаровых, писем Пушкиной к родным перевернуло представление о её личности. Они помогли создать более полный портрет Натальи Николаевны, жены поэта, заботливой матери и женщины, преданной своим родным. В отличие от сестёр, она в письмах никогда не касается своих успехов в обществе, большей частью они посвящены дому, детям, издательской деятельности мужа. Вопреки сложившемуся мнению, «поэтическая Пушкина» была практична и напориста, когда дело касалось её родственников и близких людей. Семья Пушкиных, после того, как закончились деньги от заложенного Кистенёва, почти постоянно находилась в трудном материальном положении. Жизнь в Петербурге была дорога, Пушкины же, как и многие другие из соображений «престижа», держали большой дом. В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с французским подданным Жоржем Дантесом и была вовлечена в интригу о её предполагаемой связи с ним, что впоследствии привело к дуэли между её мужем и бароном Дантесом 27 января 1837 года. на которой был смертельно ранен Пушкин. Уместность её поведения в этой ситуации была неоднократно обсуждаема; некоторые, включая Анну Ахматову и Марину Цветаеву, открыто возлагали ответственность за смерть Пушкина на неё, в предположении, что она не могла понять величие мужа и не интересовалась его искусством. В 1946 году Анри Труайя опубликовал два письма из архива Дантеса, предоставленные его потомками. Однако не все биографы согласны с такими выводами. Письма Дантеса не изучены со всех точек зрения, без этого нельзя подтвердить время их написания. Содержание писем производит впечатление неправдоподобности этой «романтической истории». Слова Дантеса о том, что он боготворит её, не вяжутся с его поступками: женитьбой на сестре Натальи Николаевны и последующим вызывающим поведением. На основании выше изложенного, невозможно с уверенностью говорить о связи Гончаровой и Дантеса.
После смерти Пушкина Наталья Николаевна с детьми и старшей сестрой Александрой жила в Полотняном Заводе. Возвратилась в Петербург осенью 1838 года. по настоянию тётки, фрейлины Екатерины Ивановны Загряжской. Поддерживала отношения с семьёй Пушкина и его друзьями. Зимой 1844 года Пушкина познакомилась с Петром Петровичем Ланским (1799—1877), который служил в том же полку, что и её брат. Их свадьба состоялась в Стрельне 16 июля 1844 года. Считалось, что Ланской сделал карьеру благодаря браку с Натальей Николаевной. Однако есть и другие мнения: Ланской был генералом и командиром лейб-гвардии Конного полка ещё до брака с вдовой Пушкина и никаких данных об «особом карьерном росте» после брака с ней нет, а материальное положение семьи Ланских и последующие годы было нелёгким.
Наталья Николаевна сохранила все письма Пушкина к ней (кроме неё на это отважилась только А. П. Керн ), несмотря на то, что во многих из них он критикует её. 26 ноября 1863 года скончалась Наталья Николаевна Ланская. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. но подписывают её как Ланскую. Однако, некоторые источники гласили: Наталья надеялась, что позже допишут Ланская – Пушкина.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков
В простом углу моём, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец.
Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Как писал о нем А. Герцен:
“Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.”
Или как отзывался о нем Л. Толстой:
“Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко. ”
В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств. С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении "Я вас любил". Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой "угасла не совсем", благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
А.С.Пушкин писал прекрасные, психологически глубокие стихи на любовную тему. Жанр любовной лирики встречается у Пушкина и в лицейский период, и в петербургский. Но, как правило, в те годы его стихи на тему любви отличались известной долей книжности, в них далеко не всегда можно было почувствовать неповторимую личность поэта и неповторимость любовного переживания.
Иное дело – любовные стихотворения периода южной ссылки. В них теплота живого чувства, они воспринимаются как живые и искренние признания. Таковы стихотворения «Умолкну скоро я…», «Ночь», «Простишь ли мне ревнивые мечты…» и другие. В последнем стихотворении любовное чувство передается во всей его сложной противоречивости, и это делает стихотворение особенно правдивым и индивидуально неповторимым.
Стихи о любви, написанные в Михайловском, многими своими качествами напоминают стихи юного периода. Но в них видна еще большая зрелость и психологическая глубина. Любовная лирика Пушкина всегда – высокая лирика. Удивительной человеческой высотой, благородством отличается и любовная лирика Михайловского времени.
Я не могу не уважать любовную лирику Пушкина. В его поэзии преобладают чистота, духовность, искренность, сильный душевный порыв и глубина чувств. Простые лаконичные строки его стихотворений заставляют меня задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство. К подобным мыслям приводит меня изумительная пушкинская поэзия, побуждая становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг нас богатым и прекрасным. Каждое стихотворение Пушкина содержит обобщение того, что было пережито и прочувствовано им. Поэтому его стихотворения о любви стали школой истинной гуманности.