Адресаты лирики А. С. Пушкина
И с шумной радостью взыграл и полетел
Во стретенье твоей денницы.
Мордвинов, не вотще Петров тебя любил,
Тобой гордится он и на брегах Коцита:
Ты лиру оправдал, ты ввек не изменил
Надеждам вещего пиита.
Как славно ты сдержал пророчество его!
Сияя доблестью, и славой, и наукой,
В советах недвижим у места своего,
Стоишь ты, новый Долгорукой.
Так, в пенистый поток с вершины гор скатясь,
Стоит седой утёс, вотще брега трепещут,
Вотще грохочет гром и волны, вкруг мутясь,
И увиваются и плещут.
Один, на рамена поднявши мощный труд,
Ты зорко бодрствуешь над царскою казною,
Вдовицы бедный лепт и дань сибирских руд
Равно священны пред тобою.
Оставшиеся 8 (3%) посланий обращены к театральным деятелям, удожникам, скульпторам (Кипренскому, Дау, Брюллову, Орловскому и др.)
3 (1%) стихотворения посвящены крепостным: горничной Наташе и няне Арине Радионовне Яковлевой.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
«УЖЕЛИ ИХ ЗАБУДУ, ДРУЗЕЙ ДУШИ МОЕЙ…»
В ходе исследования было выявлено 140 адресатов пушкинских посланий. Среди них можно выделить тех, к кому поэт обращался чаще всего (см. таблицу 1)
Адресаты, которым посвящено наибольшее количество произведений
Почему именно этим людям Пушкин писал вновь и вновь? На биографиях некоторых остановимся подробнее.
Пётр Андреевич Вяземский
В пушкинском окружении Вяземский занимает одно из самых важных мест. Пётр Андреевич был сыном русского аристократа, представителя старинного рода князя Андрея Ивановича Вяземского (из Рюриковичей) – высокообразованного и свободолюбивого для своего времени человека, личного знакомого французских энциклопедистов и ирландской дворянки, урождённой О’Рейли. В1795 году Андрей Иванович купил под Москвой имение Остафьево, где построил просторный, в 40 комнат дом в классическом стиле, ставший на протяжении многих десятилетий излюбленным пристанищем его сына-поэта. Здесь бывали Пушкин и Жуковский, Денис Давыдов и Баратынский, Кюхельбекер и Мицкевич. 12 лет прожил в Остафьево, трудясь над «историей государства Российского», Карамзин. Ненависть к деспотизму была выражена в его стихах и письмах, первой половины 20-х годов с большой силой и публицистической страстью. Поэтические создания молодого Вяземского, которым и думать нечего было пробиться через цензуру, ходили в списках, пользовались большой популярностью и, несомненно, были элементом декабристской литературы. Больше 20 лет продолжались самые тесные контакты Пушкина и Вяземского. Были общность взглядов, горячие споры, литературные несогласия, политические расхождения, но не было ни равнодушия, ни сколько-нибудь длительного взаимного охлаждения. И всё же душевного тепла, простоты чувств, которые глубже любых литературных симпатий и антипатий, в отношении Вяземского к Пушкину не доставало. Вяземский одним из первых понял подлинный масштаб дарования Пушкина. Уже «Воспоминания в Царском Селе» поразили его. Но идеалистического согласия между ними не было, они спорили «до упаду, до охриплости». Пушкин был для Вяземского высшим судьёй в литературе. Мало кто написал о смерти Пушкина столько писем, собрал столько материалов «из первых рук» о преддуэльных и предсмертных днях Пушкина как Вяземский.
Антон Антонович Дельвиг
Жизнь Дельвига была недолгой и небогатой внешними событиями. Он происходил из древнего немецкого рода – предки поэта были членами воинствующего ордена рыцарей-меченосцев. Отец поэта был военным на русской службе, не в очень больших чинах, и служил преимущественно в провинции. Мать – русская, из обедневшей дворянской семьи. Антон Антонович родился в Москве 6 августа 1798 года. Родным языком будущего поэта был русский – немецкий он стал изучать только в Лицее, куда поступил в 1811 году вместе с Пушкиным, Пущиным, Кюхельбекером. Из стихотворений, написанных Дельвигом в лицейские годы, особого внимания заслуживают, прежде всего, стихи на античные темы, а также стихи, посвященные теме дружбы. Дружбу с Пушкиным Дельвиг свято сохранял всю жизнь. Он принадлежал к тем людям, которые для друзей способны сделать больше, чем для самого себя. Немало вдохновенных строк посвятил Дельвиг своим лицейским друзьям. Дельвиг и его друзья часто собирались в салоне Софьи Дмитриевны Пономаревой, жизнерадостной красавицы, жены состоятельного хлебосола из купеческого сословия. В то время как жизнь Дельвига текла относительно в спокойном русле, Пушкин успел пережить не одну бурю: «далёкие странствия, клевету, измену, заточение в Михайловском. В начале 1825 года Дельвиг посетил своего друга, эта встреча запечатлена в следующих пушкинских строках:
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали,
С младенчества две музы к нам слетали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души,
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
К концу 1829 года относится пушкинский замысел издания периодического органа. С 1 января 1830 года раз в пять дней начинает выходить «Литературная газета», издаваемая бароном Дельвигом. Дельвиг умер 14 января 1831 года. Смерть его потрясла Пушкина, спустя неделю писавшего Плетнёву: «Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная. Карамзин под конец был мне чужд, я глубоко сожалел о нём, как русский, но никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».
Иван Иванович Пущин
Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина. Дружба с Пущиным оставила в его жизни неизгладимый след. В 1826 году он написал о Пущине: «Мой первый друг, мой друг бесценный», как пишут и думают о первой незабываемой любви. Такие, как Пущин, воистину редкие: они ничего не хотят для себя и умеют не бравировать этим. Небывалое хладнокровие и острый ум Пущина сбивали с толку членов Следственного комитета по делам декабристов. 31 год провёл Иван Иванович в тюрьме, на каторге, в ссылке, а когда воротился, все, кто способен был видеть, заметили, что духом он нисколько не постарел, ничем не поступился, ни перед какой бедой не опустил голову, ни на ноту не потерял прежней доброты и остроты ума. В семье генерал-лейтенанта, генерал - интенданта флота, а потом сенатора Ивана Петровича Пущина и Анастасии Ивановны было 12 детей. Старый адмирал, дед Пущина, Пётр Иванович в1811 году самолично определил внука в Лицей. Учился Пущин прекрасно. В литературных журналах, чаще всего юмористических, Пущин почти не участвовал, но одним из первых поместил свои переводы в настоящем журнале – «Вестник Европы». С особенным вниманием слушал Пущин курс естественного права. В числе немногих лицеистов Пущин был выпущен не в статскую, а в военную службу – офицером в гвардию. Он для лицеистов был живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. Карьера его ждала скорая и надёжная. За 5 лет службы конногвардеец Пущин дважды повышался в чинах, был на отличном счету и радовал отца-сенатора. Между тем в нём кипела духовная работа, которая сделала И. И. Пущина одним из руководителей декабристов. Немалую пользу принёс он ещё в гвардии, исповедуя и распространяя дух свободолюбия и антианархизма. Потом Пущин подал в отставку и заявил, что собирается служить квартальным надзирателем.
Василий Андреевич Жуковский
Жуковского и Пушкина объединяло высокое отношение к своему поэтическому призванию. К этому добавлялась и самоотверженная забота старшего поэта о младшем. Когда В. Г Белинский сказал: "Без Жуковского мы не имели бы Пушкина", он имел в виду преемственность литературной традиции. Но эти слова можно отнести и к личной судьбе поэтов, ибо всегда, когда неугомонная судьба грозила Пушкину, на выручку приходил Жуковский. Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белёвского уезда. Отцом его был богатый помещик, матерью - турчанка, наречённая уже в России, при крещении Елизаветой. Будущий поэт учился в Благородном пансионате при Московском университете. Ему довелось служить в действующей армии. А его патриотические стихотворения "Певец во стане русских воинов" и "Императору Александру" привели к тому, что Жуковский был приближен ко двору. Своё пребывание при дворе Жуковский использовал для бесконечных ходатайств за друзей, попавших в беду, в том числе за Пушкина.
Пушкин Василий Львович
Дядя поэта - сам поэт, автор поэмы "Опасный сосед" (1811) и сборника стихотворений (1822), отставной гвардии поручик. Хорошо образованный, остроумный и находчивый, он вёл весёлую светскую жизнь, блистал в салонах и славился своими экспромтами и каламбурами. По словам отца, Пушкин в детстве слушал стихи его дяди. Летом 1811 года Василий Львович выехал со своим племянником из Москвы в Петербург для определения его в Царскосельский Лицей. Одним из первых он был его наставником в литературных занятиях. Был участником литературного общества "Арзамас" и носил шутливый титул "староста" и прозвище "Вот (Я вас)". К литературной деятельности В. Л. Пушкина и к нему самому племянник относился с добродушной иронией. Это нашло отражение и в посланиях к дяде. В сентябре 1826 года Пушкин приехал в Москву и после аудиенции у Николая I тотчас поехал к дяде. Прошло 10 лет после их последней встречи в Лицее. Перед поэтом оказался больной и жалкий старик. Пушкин не забывал дядю и в свои последующие приезды в Москву постоянно навещал его. До последнего дня В. Л. Пушкин не переставал интересоваться литературой. Пушкин был при нём в часы его кончины и написал П. А. Плетнёву в сентябре 1830 года: "Бедный дядя Василий!…"
Оленина Анна Алексеевна
В мае 1828 года были написаны самые прекрасные, исключавшие всякое притворство стихи, внушенные Пушкину Анной Алексеевной Олениной: в начале мая "Её глаза"; 9 мая - "Увы! Язык любви болтливый"; в тот же день после поездки в Кронштадт вместе с Олениной, - To Dawe, ESQr; 23 мая - "Ты и Вы". Как нередко бывало с Пушкиным, самые серьёзные переживания и творческие труда не мешали ему весело проводить время в Приютино, ухаживая за Олениной и беседуя со своими друзьями. В первых числах июня Пушкин услышал у Олениной привезённую с Кавказа А. С. Грибоедовым и обработанную М. И. Глинкой грузинскую мелодию Анна Алексеевна, как показалось Пушкину, прекрасно пела её. Тогда, 12 - ого июня, было создано изумительное стихотворение "Не пой, красавица, при мне". Можно, конечно, обратить внимание на то, что Пушкин вспоминает в нём черты другой "далёкой, бедной девы", но всё же эти стихи, без сомнения, обращены и к Олениной. Между прочим, она и в самом деле, была очень музыкальна и даже пыталась сочинять музыку - например, к думе К. Ф. Рылеева "Смерть Ермака". Вдобавок она и вправду была красавица и умница, хотя и отличалась несомненной склонностью к самолюбованию. На полях рукописи Пушкина той поры постоянно встречается имя Олениной: по-русски, по-французски. Пушкин и в самом деле скоро сделал предложение, но мать Олениной Елизавета Марковна решительно и резко ему отказала. Вмешались политические причины: началось следствие о "Гаврилиаде". Были и другие мотивы. Она была не настолько влюблена в Пушкина, чтобы идти наперекор семье. Отказ Олениных оказался болезненным ударом для самолюбия поэта
Итак, мы видим, что А. С. Пушкин не случайно чаще всех обращался в своих стихотворных посланиях к указанным адресатам
Вяземский занимает в пушкинском окружении одно из самых важных мест, ведь именно Пётр Андреевич одним из первых понял подлинный масштаб дарования Пушкина.
Дружбу со своими лицейскими товарищами Дельвигом и Пущиным Пушкин свято сохранил на всю жизнь. Они принадлежали к тем людям, которые для друзей способны сделать больше, чем для самих себя.
Жуковского и Пушкина объединяло высокое отношение к своему поэтическому призванию и самоотверженная забота старшего поэта о младшем.
Дядя Василий Львович оказал огромное влияние на формирование таланта Александра Сергеевича. А Анна Алексеевна Оленина своей красотой и музыкальностью вдохновила поэта на прекрасные стихи.
СВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВА ПОСЛАНИЙ
С СОБЫТИЯМИ В ЖИЗНИ ПУШКИНА
Изучая пушкинские стихотворные послания, мы обратили внимание, что в одни годы поэт часто обращался к этому жанру, а в другие - редко или не обращался вовсе.
Графическая зависимость количества написанных стихотворных посланий от года их создания представлена на рисунке 2.
График свидетельствует о том, что в 1816 году А. С. Пушкин написал 13 стихотворных посланий (больше, чем в предыдущие годы). Это объясняется тем, что Александр Сергеевич завершал учёбу в Лицее. Послания этого периода обращены к лицейским друзьям и одухотворены культом дружбы и верности юношеским заветам. В это время также написано обращение к дяде Василию Львовичу Пушкину, когда юный поэт колебался в выборе между гражданской и военной службы.
Рис.2. Графическая зависимость количества написанных стихотворных посланий
от года их создания
Что восхитительней, живей
Войны, сражений и пожаров,
Кровавых и пустых полей,
Бивака, рыцарских ударов?
«В. Л. Пушкину» (1817)
Наибольшее количество посланий (31) создано А. С. Пушкиным в 1819 году. И это не случайно. После окончания лицея в 1817 году начинается петербургский период. Пушкин определен в коллегию иностранных дел. Служба мало интересует поэта, зато круг его петербургских знакомств быстро растет. Александр принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», которым руководил «Союз благоденствия ». Пушкин связан тесными дружескими узами со многими членами декабристских обществ. Он часто бывает в доме Олениных, где собираются Жуковский, Крылов, Кипренский. Посещает Никиту Михайловича Муравьева, у которого до семидесяти человек гостей, по словам современников, садились за стол и с жаром спорили о судьбе народа, судьбе России, критиковали правительство, Аракчеева.
В раздумьях о судьбе России, русской поэзии, русского литературного языка рождались новые замечательные произведения. Большинство посланий 1819 года посвящено членам «Зеленой лампы»: Никите Всеволожскому, Василию Энгельгардту, Михаилу Щербинину, Якову Толстому. Несколько раз Пушкин обращается к Жуковскому. («Записки к Жуковскому», 1819)
Но над головою Пушкина уже сгустились тучи. В середине апреля 1820 года его вызывают в канцелярию генерал-губернатора Петербурга графа Милорадовича. Александр I не намерен прощать вольнодумца. Поэту грозит ссылка в Сибирь или на Соловки. Друзья пытаются спасти Пушкина и добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. В конце мая 1820 года семья генерала Раевского застает больного поэта в Екатеринославе. Видимо, эти обстоятельства послужили причиной тому, что в 1820 году Пушкин не обращался к жанру посланий.
Далее поэт вместе с семьей генерала Раевского попадает на Кавказ и в Крым, где познакомится с новой поэзией, посетит замечательные места, получит неизгладимые впечатления. Об этом он напишет своим друзьям в годах из Кишинева.
В1825 году Пушкин вновь активно начинает писать послания (27). В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. Одиночество поэта Пушкина скрашивала Арина Родионовна. Не случайно одно из посланий обращено к ней. Именно здесь, в деревенском уединении, где ничто не отвлекало, не мешала светская суета, Пушкин осознал себя профессиональным поэтом, для которого литература – самое серьезное дело жизни. Здесь им создано более ста художественных произведений.
В нескольких верстах от Михайловского располагалось село Тригорское, имение Прасковьи Александровны Осиповой. Пушкин подружился с ее дочерьми и сыном, которых сделал адресатами своей лирики. Здесь же произошла вторая встреча с Анной Петровной Керн. В 1825 году вышел в свет сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Друзья спешили поздравить поэта, а он сочинил для них ответные стихи. Так появились послания Пущину, Дельвигу, Жуковскому.
Особое влияние на Пушкина оказали события 14 декабря 1825 года и приговор декабристам. Это тоже способствовало увеличению количества стихотворных посланий в 1825 году.
В декабре 1828 года Пушкин живет в Москве и встречает здесь юную красавицу Наталью Николаевну Гончарову, делает ей предложение, но получает отказ. Позднее поэт все-таки добьется руки своей возлюбленной.
По всей вероятности, именно любовь к Наталье Николаевне послужила причиной создания в 1828 году 19 посланий, среди которых можно встретить и любовные обращения, и попытки поделиться своими чувствами с друзьями.
В последний период жизни Пушкина одолевают заботы. Он принял предложение царя поступить на службу при дворе, но удовлетворения от этой службы не получил. Придворное звание, обязывавшее его являться на все церемонии, мешало творческому уединению, работе. Семейные заботы возрастали, появились дети. Зная, как поэт оберегает свой дом, свою честь, светские враги избрали именно его личную жизнь для своих козней, стараясь уязвить достоинство поэта.
Все вело к тому, что Пушкин реже и реже обращался к жанру посланий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав лирические послания А. С. Пушкина, а также литературу, посвященную окружению поэта, мы пришли к выводу, что среди высоких и прекрасных талантов, которым столь щедро был наделен Пушкин, есть один, особый талант дружбы. Поэт достаточно часто обращался к жанру лирического послания, наиболее полно передающего душевное состояние человека, тончайшие оттенки его переживаний.
В ходе исследования были выявлены 244 стихотворных послания, написанные в разные годы и обращенные к 140 адресатам. 85 посланий (36%) адресовано друзьям, близким и родным. Следующую большую группу составляют стихотворения, относящиеся к любовной лирике (61 послание; 25%).%) произведений посвящено издателям, критикам, литераторам, с которыми Пушкину приходилось общаться в силу своей творческой деятельности.%) посланий обращено к выдающимся историческим личностям; 8 (3%) – к театральным деятелям, художникам, скульпторам; 3 (1%) – к крепостным.
Был также рассмотрен круг лиц, которым посвящено наибольшее количество лирических посланий. Здесь мы выделили Петра Андреевича Вяземского (13 посланий), Антона Антоновича Дельвига (7 посланий), Ивана Ивановича Пущина (6 посланий), Василия Андреевича Жуковского (6 посланий), Василия Львовича Пушкина (5 посланий), Анну Алексеевну Оленину (5 посланий), Елизавету Ксаверьевну Воронцову (5 посланий), Дениса Васильевича Давыдова (5 посланий) и Николай Николаевича Надеждина (5 посланий).
Как показало исследование, чаще всего к жанру послания поэт обращался в 1816 году (13 стихотворений), 1819 году (31 стихотворение), в 1825 году (27 стихотворений), в 1828 году (19 стихотворений), а в 1820 году не писал посланий вовсе, что было связано с рядом объективных причин, рассмотренных нами в работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах./ Под общ. ред. В. В. Григоренко и др. - М. Худож. Лит. 1974.
2. Беляев М. Д. Наталья Николаевна Пушкина в портретах и отзывах современников. - С.-П.:Опыты,1993.
3. Галушко Т. К. Пушкинский календарь: Рассказы./Всупит. слово Н. Слепаковой.- Л.:Детская литература,1991г.
4. Губер П. К. Дон-Жуанский список Пушкина: главы из биографии с 9 портретами. –Харьков: Дельта, 1993г.
5. Детский Плутарх: «История России от Рюрика до 1917г.» Энциклопедия для школьника. – М. Олма-пресс,2001г.
6. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х томах. /Сост. В. В. Кунина – М. Правда,1986г.
7. Карпушин С. В. и др. Язык русской классики: А. С.Пушкин. В 2-х частях.- Минск: Высшая школа, 1998 г.
8. Клюквина С. Н. Литература: Пособие для поступающих в ВУЗы. –М.:Аквариум,1997 г.
9. Колокольцев Е. Н. А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. –М. Просвещение, 1999 г.
10. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. –М.:Просвещение,1981 г.
11. Михайлова Н. И. Василий Львович Пушкин.//Пушкин В. Л. Стихи. Проза. Письма./Сост. Н. И. Михайловой. – М. Сов. Россия, 1989.
12. Новый энциклопедический словарь. – М. Большая Российская энциклопедия, 2001.
13. Ободовская И. М. Дементьев М. А. Вокруг Пушкина. Неизвестные письма Н. Н. Гончаровой и ее сестер Е. Н. и А. Н. 14. Гончаровых. – М. Совет. Россия, 1975.
14. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 10-ти томах. – М. Худож. лит. 1974(т 1,2).
15. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учителей средней школы./Сост. М. М. Карамзин. – Л. Учпедгиз, 1956.
16. Пушкин и его окружение.//Пушкинская энциклопедия. – М. 1999.
17. Словарь литературоведческих терминов. Ред. – сост. Л. Н. Тимофеев и С. В. Тураев. – М. Просвещение, 1974.
18. Соколов В. Д. Рядом с Пушкиным: Портреты кистью и пером./Под ред. В. А. Алексеева. – Харьков: Паритет ЛТД, 1991.
19. Тимофеев Л. В. В кругу друзей и муз: Дом Оленина. – Л. Лениздат, 1983.
20. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. – М. Наука, 1969.
21. Черейский Л. А. Современники Пушкина: Документальные очерки. – Л. Дет. лит. 1981.
22. Эйдельман Н. Я. «Прекрасен наш союз..» 2-е изд. –М. Молодая гвардия,1982 г.
Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском [колких слов], и шутками богатый,
Счастливый В<яземский>, завидую тебе.
Ты право получил, благодаря судьбе,
Смеяться весело над Злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.
na("Источник: Пушкин\n 71BFB7AB60654B6A6F692DF0D8283E572E2979B06FA04C72B0746E6B4A728D8E91B9ACE913FDEBE7C66727E65AF869B9C8A5C62CD2826F82F4F392E7ABC4668747FAB8676A6176BD00F4C2EAFB971F1E7C75747B7C6DAC72B441BC406D6EFAC4D8D573E1FF4D696577B0A4596E7F6C70B2796677B244332C20FA3D6F3A267E888797B0BB6166A85E627D7A363F3638E1921E2D7E7A65B2BEB66E787EA0546473E73B3B1526563E2774B96B6D") В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
Теперь твоя дорога;
Но ты предвидишь свой удел,
Грядущий наш Квирога!
И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишенев, о темный град!
Ликуй, им просвещенный!
na("Источник: Пушкин\n 62BF4F6C72716B656E6545746A682BFC0A23F7257C6565736AAB4777ACA9819999EDFCFCE332C1BBACA7497C487CAA727CAF7B6F75AA58B23B3D383A122E65BB8BE5960657D66A35B69A4362E203B3DFEB99B6C6B766C745D7D76686E7E76AD6BA4123A2834D7C9A1BFA8B9A5A9A5ABA47668A17F7F6C7150E639322EF2326E6AA59C767B726F7F566F7FA192839D4DFDE6052EEA22BFB95F63B16E797EB97C7EA24F76B171A92FDB9666DBC6E6C5EA2868981A1E0F5") С Гомером долго ты беседовал один,
Тебя мы долго ожидали,
И светел ты сошел с таинственных вершин
И вынес нам свои скрижали.
И что ж? ты нас обрел в пустыне под шатром,
В безумстве суетного пира,
Поющих буйну песнь и скачущих кругом
От нас созданного кумира.
Смутились мы, твоих чуждаяся лучей.
В порыве гнева и печали
Ты проклял ли, пророк, бессмысленных детей,
Разбил ли ты свои скрижали?
О, ты не проклял нас. Ты любишь с высоты
Скрываться в тень долины малой,
Ты любишь гром небес, но также внемлешь ты
Жужжанью пчел над розой алой.
[Таков прямой поэт. Он сетует душой
На пышных играх Мельпомены,
И улыбается забаве площадной
И вольности лубочной сцены,]
То Рим его зовет, то гордый Илион,
То скалы старца Оссиана,
И с дивной легкостью меж тем летает он
Во след Бовы иль Еруслана.
na("Источник: Пушкин\n 617A6D67BE7B7E6974B68DBA736E2439D83B3634776AA19A8E406A79AC6F637F4E6B7D6FB0213139E3F101BB7E697A77578E8097487F77A17DB9587E30FB3F2D0E207A73727FB5AD7A6F55667A7D8089A0436E272A382C2EFEA55BBE6A7BFA5696B6E68A74CE8CB0D393B244C726073ABB4E6273A44EEEDBC98549A34D6F7AA278BF716A7AA512F1072D2E356094A7915964BD38193AF6302C657D61736EAB919E5370A25AAE646DA87C323B21") Тебе певцу, тебе герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.
Вот мой Пугач - при первом взгляде
Он виден - плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью:
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые
И с перстом на устах хранят его покой.
О милый друг, и мне богини песнопенья
Еще в младенческую грудь
Влияли искру вдохновенья
И тайный указали путь:
Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
Но где же вы, минуты упоенья,
Неизъяснимый сердца жар,
Одушевленный труд и слезы вдохновенья!
Как дым исчез мой легкой дар.
Как рано зависти привлек я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал!
Нет, нет, ни счастием, ни славой,
Ни гордой жаждою похвал
Не буду увлечен! В бездействии счастливом
Забуду милых муз, мучительниц моих;
Но может быть вздохну в восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.
na("Источник: Пушкин\n 646D62A27C7A6A7E6ABD33FEE726303D383745B15C65776C7E83BFA8C22AEFBA447B75656BA25AAEB20E8FE16352C3BF6D9EE64A0BFA4426A6A7F776E517FE8282D312A272327F0C01EA26B725DBF6B627C7C7F6667AC8170716B3736102FF2232D3D36D0D4855EBE7A75697D45717FA56F76677D72B4C231313B282518FFDAD91266B97866A4426D7272BE6A437C636E657A35F52BE2093E393C38EBE3895F6A6AB462647DA74B") Что восхитительней, живей
Войны, сражений и пожаров,
Кровавых и пустых полей,
Бивака, рыцарских ударов?
И что завидней кратких дней
Не слишком мудрых усачей,
Но сердцем истинных гусаров?
Они живут в своих шатрах,
Вдали забав и нег и граций,
Как жил бессмертный трус Гораций
В тибурских сумрачных лесах;
Не знают света принужденья,
Не ведают что скука, страх;
Дают обеды и сраженья,
Поют и рубятся в боях.
Счастлив, кто мил и страшен миру:
О ком за песни, за дела
Гремит правдивая хвала:
Кто славил Марса и Темиру
И бранную повесил лиру
Меж верной сабли и седла!
Мы рождены, мой брат названый,
Под одинаковой звездой.
[Киприда, Феб и Вакх румяный]
Играли нашею судьбой.
Явилися мы рано оба
На ипподром, а не на торг,
Вблизи Державинского гроба,
И шумный встретил нас восторг.
Избаловало нас начало.
И в гордой лености своей
Заботились мы оба мало
Судьбой гуляющих детей.
Своих возвышенных затей
Не предавал рукой расчетной
Оценке хитрых торгашей.
В одних журналах нас <ругали>,
Упреки те же слышим мы:
Мы любим славу да в б<окале>
Топить разгульные умы.
Твой слог могучий и кры<латый>
Какой-то дразнит пародист,
И стих, надеждами <богатый>,
Жует беззубый журналист.
na("Источник: Пушкин\n 7C7A6E6768B9787873A551B6A1793EFC173C3FBB97979A8C4C7B487D6E6F647CAC3A34F80D334D3333A55B6E66707A8588994E6F5E6678647C7F13FA3236325A2939B8BBAC8FBE9442B8736E667563E716EB3B3959341BA362766C76BF81955D68BC686ADFB38202C482C2E4569B57D716C886B7F76706DB2736372F61FA3A66766F7E6FB9A75B6C72A99782A75067AB2D3AD2FD7B76756D946DBB18A8793CE122BFF60B9656BA44B6869") Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров
И грозную потеху драки,
И завитки своих усов;
С веселых струн во дни покоя
Походную сдувая пыль,
Ты славил, лиру перестроя,
Любовь и мирную бутыль.
Я слушаю тебя и сердцем молодею,
Мне сладок жар твоих речей,
Печальный снова пламенею
Воспоминаньем прежних дней.
[Я всё люблю язык страстей],
[Его пленительные] звуки
[Приятны мне, как глас друзей]
Во дни печальные разлуки.
Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
Вы сами знаете давно,
Что вас любить немудрено,
Что нежным взором вы Армида,
Что легким станом вы Сильфида,
Что ваши алые уста,
Как гармоническая роза.
И наши рифмы, наша проза
Пред вами шум и суета.
Но красоты воспоминанье
Нам сердце трогает тайком -
И строк небрежных начертанье
Вношу смиренно в ваш альбом.
Авось на память поневоле
Придет вам тот, кто вас певал
В те дни, как Пресненское поле
Еще забор не заграждал.
<Е. П. ПОЛТОРАЦКОЙ.>
Когда помилует нас бог,
Когда не буду я повешен,
То буду я у ваших ног,
В тени украинских черешен.
<ЕК. Н. УШАКОВОЙ>
na("Источник: Пушкин\n 71BF62707A74706E6FAD49BA6F79E53E1828DFCE9045A07564A54FBC6D6F636CA372F35F20CB7818D924B476F676572AF6C706C695EB227353C320C30AD7D77737E8092467A76736BAD6C497E7B353C26FF233EAF576D7C7B6CBEA2959A4D6468786F69BEC220E02A373B40726DB588838CF6A77A16B81272F203FF7307E61B5596ABDA2AA94BC8D5574BF6FB4673AFC8D736DA3776E77B273BF4FB19CFFD3E7B7D7AA3AB8674797C7B7A5763B48E8288CDDF") В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Изнывая в тишине,
Не хочу я быть утешен, -
Вы ж вздохнете ль обо мне,
Если буду я повешен?
<ЕК. Н. УШАКОВОЙ.>
na("Источник: Пушкин\n 79716F667EB47A7060A54A74A169E52D0A39222C74678D9D8DF66B0253720E2F811736E6F7F7C447F6FB28AB383E32082E63BE6D736B6D75BCB68F9E577D6D58606A22E0252D3DFEA05C6E6EAA988898CA14D65A90F3EECF83F2F407274B5A579657A75AD4F7D6C7BA0B68FE616F22E373B64A4A9516F9C888E5AB67B46938FC1224EFAB16BB960697A7DBA4E787C7B60FBFCD9DE1C316BB96B66B0467E65B2BE68416A6BA36CFA0922") Когда бывало в старину
Являлся дух иль привиденье,
То прогоняло сатану
Простое это изреченье:
"Аминь, аминь, рассыпься!". В наши дни
Гораздо менее бесов и привидений;
Бог ведает, куда девалися они.
Но ты, мой злой иль добрый гений
Когда я вижу пред собой
Твой профиль и глаза, и кудри золотые,