Летний праздник в детском саду. Сказки Пушкина
Дети собираются на площадке у входа в детский сад.
Ведущий. Дети, посмотрите на этот портрет! Вы знаете, кто это? Правильно, это замечательный великий русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.
Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. Все любят читать его произведения.
В детстве Пушкин сам очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его бабушка Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки.
Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать по этим замечательным сказкам. Согласны? (Ответ детей.) А отправимся мы в это замечательное путешествие на волшебной телеге. В ней всем хватит места.
На траве лежат коврики, сидит Лошадка-ребенок с лентами-поводьями. Дети садятся на коврики, один из них управляет Лошадкой.
Ведущий. Все уселись? Тогда в путь! А с чем в пути веселей? Правильно, с песней.
Исполняется песня «Телега», слова М. Пляцковского, музыка М. Минкова. На близлежащем участке у дерева на цепи детей встречает Кот ученый.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Ребенок. Кот, а ты в самом деле петь умеешь?
Кот. Конечно! Хотите послушать?
Кот идет направо и поет песню «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева. Дети поют вместе с Котом.
Ребенок. И сказки рассказывать умеешь?
Кот. Умею. И даже знаю, что по сказкам Пушкина вы сегодня путешествовать собрались. Верно? Ну что ж, тогда сегодня эти сказки сами о себе расскажут, а я помогу вам их найти. Хорошо?
Есть у меня четыре стрелочки разного цвета. Каждая из них приведет вас в одну из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вот вам красная стрелочка, ищите эту стрелочку на своем пути и ждите встречи со сказкой.
Ведущий и дети берут красную стрелку. Такие же стрелки нарисованы мелом на асфальте, которые приводят детей на другой участок, к «Сказке о рыбаке и рыбке». На ширме появляется старик, закидывает невод в море.
Ведущий. Дети, кто догадался, что это за сказка? (Ответ.) А кто знает, как она начинается? (Дети читают.) А сколько раз закидывал старик невод в море?
(Ответ.) А вы хотите, чтобы эта сказка ожила? (Ответ.)
В третий раз закинул он невод —
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолилась золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим.
На ширме появляется Золотая рыбка. Старик убирает невод.
Золотая рыбка (кукла).
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Ведущий. Ребята, а что было, когда старик вернулся к своей старухе? Давайте вспомним. (Рассказывают) А каким было море, когда старик приходил к нему в очередной раз? Давайте все вместе попробуем изобразить это море с помощью танца, который сейчас каждый придумает сам.
Исполняется танцевальная импровизация «Морские волны» (Сен-Санс. «Аквариум»),
Ведущий. Молодцы! Море у нас получилось почти настоящее.
Старик. А вы, мальцы, рыбу-то ловить умеете? (Ответ.)
Ведущий. А свое умение ребята покажут в веселой игре, которая так и называется.
Игра «Кто больше наловит рыбы»
Игра проводится в форме эстафеты. По очерченной линии раскладываются вырезанные из бумаги рыбки с наклеенным кусочком магнита с обратной стороны.
Дети, стоящие в колоннах по 5 человек друг за другом, берут по очереди удочку с привязанным магнитом, «ловят» рыбу и складывают ее в ведерки. Побеждает команда, «наловившая» больше рыбы.
Старик. Эх, молодцы какие! А я вот поймал Золотую рыбку, видать, на беду свою.
Ведущий. Не печалься, старик. Ведь эта сказка не так и плохо для тебя закончилась. А как она закончилась, ребята? (Дети рассказывают.)
Старик. И то правда, пора мне к своей старухе возвращаться да самому починить ей разбитое корыто.
Ведущий. Да и нам пора к ученому Коту возвращаться. (Прощаются, идут к Коту.)
Кот. Ну, и в какой вы сказке побывали? (Ответ детей.) А эта желтая стрелочка приведет вас в другую пушкинскую сказку. Счастливого пути!
Идут по желтой стрелочке к другому участку («Сказка о золотом петушке»). На троне сидит царь Дадон.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Что за жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны.
Вмиг тогда мой петушок.
Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Царствуй, лежа на боку.
Ведущий. Ребята, посмотрите, как красив петушок из этой сказки Пушкина! Давайте все на несколько минут тоже превратимся в петушков и весело потанцуем.
Исполняется танец-импровизация петушков.
Ведущий. Молодцы! А что же было дальше в этой сказке? (Дети по желанию рассказывают) Верно.
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Из палатки, оформленной под шатер, выходит восточная красавица, танцует «Восточный танец (музыка из к/ф «Клон»).
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела. (Уходят.)
А чем закончилась эта сказка, дети?
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
А мы снова идем к Коту ученому.
Кот. А сейчас вы у какой сказки побывали в гостях? (Ответ.) А эта зеленая стрелочка готовит вам еще одну интересную встречу со сказкой Пушкина. Доброго пути!
Дети идут по зеленой стрелочке, приходят на участок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.
Выходит Царица с зеркальцем.
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Ведущий. Что ж ей зеркальце в ответ?
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше?
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир, мне равной нет,
Ведущий. Зеркальце в ответ.
А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее.
Да, с зеркалами спорить трудно.
Но с ними можно поиграть. Хотите?
Игра «Я самая(ый) красивая(ый)»
Участвуют две команды по 5—6 человек. На противоположном конце площадки лежат 2 комплекта (косынка, бусы, зеркальце). По сигналу первые участники в командах бегут на противоположную сторону, надевают косынку, бусы, берут зеркальце и говорят:
«Я самая(ый) красивая(ый)!» Затем все снимают, бегут к команде и передают эстафету следующему. Чья команда будет все делать красивее, аккуратнее и быстрее, та и победила.
Ведущий. А мы возвращаемся в пушкинскую сказку. Злая и завистливая царица приказала своей служанке вот что.
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. (Уходит.)
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Вы, ребята, конечно, знаете, что случилось дальше с молодой царевной и кто ее спас? (Дети рассказывают.) Сказка закончилась хорошо, добро победило. А наше путешествие продолжается. Пора проведать нам с вами Кота ученого. (Идут к Коту.)
Кот. А сейчас вы из какой сказки возвращаетесь? (Ответ) А вот вам и последняя, голубая, стрелочка еще в одну сказку Пушкина. В путь, друзья!
Идут на участок «Сказка о царе Салтане».
Их встречают 3 сестры.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица. Кабы я была царица, —
Ведущий. Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девица. Кабы я была царица, —
Ведущий. Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Ведущий. Вот какие сестры-мастерицы были в этой сказке. Но и наши ребята кое-что умеют и свое мастерство сейчас покажут.
Исполняется песня-игра «Строим дом».
Дети выполняют движения по ходу исполнения песни (авторы С. и Е. Железновы).
Ведущий. А что же сказала третья сестра? Давайте послушаем.
3-я девица. Кабы я была царица, —
Ведущий. Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Ведущий. Царь женился на третьей, младшей сестре, а вскоре уехал воевать. Царица родила чудесного мальчика, а мачеха решила его погубить. Она подменила у гонца письмо, в котором написала царю.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Ведущий. Царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море.
Ты, волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь.
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Ведущий. А что же было дальше, кто знает?
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Ведущий. Вышли они на землю. Сын выстроил город и стал с матушкой жить да поживать. И много чудес было в этом городе. Вот одно из них.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Выходят Стражники и Белочка. Белка пляшет и поет.
Ведущий. Ай-да белка, как она пляшет и поет! Чудо, да и только! А мы сейчас эту мелодию «Во саду ли, в огороде» исполним на музыкальных инструментах.
Исполняется оркестр «Во саду ли, в огороде».
Ведущий. Дети, вы знаете, что у этой сказки тоже замечательный конец: добро победило зло, и царь нашел свою жену и сына. Все сказки Александра Сергеевича Пушкина прекрасны и поучительны. И во всех побеждает добро.
Наше путешествие по пушкинским сказкам сегодня заканчивается. Я думаю, что после этого путешествия вы полюбили их еще больше. Правда? И мы с вами будем идти всегда только одной дорогой — дорогою добра.
Исполняется песня «Доброта», слова Н. Тулуповой, музыка И. Лученка.