10 лучших фильмов по произведениям А.С.Пушкина
Сегодня очередной день рождения «нашего всего». И что удивительно: его проза, простая и лаконичная, на первый взгляд как будто идеально подходит для кинопленки, однако фильмов по Пушкину не так уж много. Точнее много, но практически все они, за редким исключением, российского/советского производства. Или времен первого кинопродюсера Александра Ханжонкова и Российский империи. Не считая, конечно, «Онегина» с Рэйфом Файнсом – последняя лента из относительно «новых». Если, конечно, можно считать фильм 1998 года новым.
С одной стороны, может показаться, что А.С. недооценен за рубежом. Но сразу же память воскрешает многочисленные постановки опер и балетов по его произведениям. А с другой – приходит ясное осознание того, что за простотой и понятностью гения кроется сложность перенесения материала с бумаги на экран. Пушкин – это как раз тот случай, когда авторская отсебятина неуместна – доказательством моим словам не самые удачные попытки осовременить кинематографом «Бориса Годунова» и «Пиковую даму». И, знаете, что я вам скажу – так хочется увидеть хорошее современное кино по Пушкину!
А пока мы ждем, что нам предложат (я надеюсь, предложат) именитые режиссеры, вот вам подборка наиболее известных и удачных экранизаций Александра Сергеевича.
1. «Онегин», 1959 и 1998
Итак, №1 в нашем списке «Онегин». Точнее два Онегиных. Первый – фильм-опера 1959 года. По сути, это опера Петра Ильича Чайковского, перенесенная на экран. И уникальная возможность вернуться к классике. Или посмотреть хотя бы раз в жизни, если вы еще не видели.
«Онегин» № 2 с Рэйфом Файнсом в роли избалованного дворянина и Лив Тайлер – той «что звалась Татьяной». Не будем судить, насколько удачно героям удалось понять загадочную «русскую душу» (хотя грустному и вечно всем недовольному Файнсу, пожалуй, таки удалось), но фильм получился красивый и характерный. Некоторые сцены были сняты в Санкт-Петербурге. Не обошлось, конечно же, без роскошных ляпов. Композиции «На сопках Манчжурии» и «Ой цветет калина», использованные в качестве саундтреков, появились гораздо позже времен жизни Пушкина. Лет эдак на семьдесят.
2. «Домик в Коломне», 1913, Российская империя
На заре зарождения кинематографа к гению обращались чаще. Казалось бы, нам сегодняшним, избалованным спецэффектами и откровенными сценами, чёрно-белое немое кино с забавно двигающимися актерами в диковинку, и, тем не менее, во время просмотра не покидает ощущение, что тогда все снималось светлее, чище, искренней. По-настоящему.
Классическая комедия: пожилая вдова просит свою дочь найти недорогую кухарку, под видом которой доча приводит в дом своего возлюбленного - офицера, переодетого в женского платье. С этого и начинается череда комических ситуаций. В общем, мужчины давненько стали переодеваться в женщин на экране.
3. «Пиковая дама», 1916, Российская империя
В центре сюжета «Пиковой дамы» губительная страсть к азартным играм, часто толкающая человека на неоправданный риск. Германн предпочитает наблюдать за зеленым сукном из-за спин своих товарищей, боясь проиграться, пока случайно не слышит рассказ офицера о своей тетке, которой известна тайна выигрышных карт. И у него созревает план: влюбить в себя ее племянницу, проникнуть в дом и выведать эту самую тайну, чтобы поставить на кон все свое состояние. И все бы ничего, если бы графиня не решила скоропостижно отойти в мир иной, а ее призрак начал являться несчастному, называя неверные комбинации карт. Рискнуть, чтобы потерять все…
Эта лента, снятая еще во время существования Российской империи уникальна по нескольким причинам: во-первых, в ней в одной из первых в русском кино была применена движущаяся камера при съемках сцены; во-вторых, были использованы съемки с других ракурсов – вид сверху и ночная съемка при помощи юпитеров.
4. «Станционный смотритель», 1972
Повесть экранизировали неоднократно. По ее мотивам во Франции в 1938 году вышла лента «Ностальгия», в 1965 в Нидерландах - «Почтмейстер». Наиболее удачной считается экранизация Сергея Соловьева с Никитой Михалковым.
Трогательная и простая история, как и все произведения Пушкина, рассказывает о чистоте и безграничности любви родителей к детям и их обманутых надеждах. Дочь Дуняша оставляет отца и, нарушив его волю, сбегает из дома с молодым повесой, чтобы разрушить свою жизнь. Типичная и простая, в общем, мелодрама.
5. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976
Роль арапа водном из своих лучших фильмов Александр Митта отдал Владимиру Высоцкому. И превратил его в темнокожего принца. Юноша умен и расторопен, он быстро осваивает все петербургские науки, и царь Петр отправляет его учиться во Францию, чтобы расширить знания. Вернувшись, его подопечный не придумывает ничего более оригинального, чем влюбиться в дочку богатого дворянина. Чудесная комедия из детства.
6. «Руслан и Людмила», 1972
Сказочник Александр Птушко снял самую культовую киносказку Советского союза – только за один вечер ее посмотрели около тридцати пяти (35!) миллионов зрителей. Немыслимые по тем временам цифры! В карьере самого режиссера это фильм стал последним.
Сюжет пересказывать лишний раз не станем – кто в юные годы не наблюдал за жестоким боем Руслана с Черномором!
7. «Русский бунт», Россия, Франция, 1999
Фильм номинировался на «золотого медведя» берлинского кинофестиваля в 2000 году. Снят он по мотивам повести «Капитанская дочка». До этого повесть Пушкина пытались экранизировать несколько раз – наиболее известна работа с Олегом Стриженовым и Ией Арепиной 1958 года. Мы же выбрали «Русский бунт» по временным рамкам – хочется посмотреть на видение классики современными режиссерами.
Кино о пугачёвском бунте во времена царствования Екатерины II. Под знамена беглого каторжника встали все сорвиголовы того времени и крепостные. Именно в это тяжелое время находится место и для большого чувства: офицер Петр Гринев встречает свою первую любовь — Машеньку, дочку капитана Миронова.
8. «Барышня-крестьянка», 1995
Легкая и добрая повесть Александра Сергеевича и юная Елена Корикова в роли Лизы. Авторы сценария пошли по наиболее трудному пути экранизации: они словно прочитали всего А.С. Часть диалогов и множество цитат в фильме взяты из других произведений автора.
Классический сюжет в стиле Ромео и Джульетты не может не согревать душу и не настраивать на романтический лад. На что только не идут влюбленные люди, когда их родители, лелея былые обиды, не хотят прощать друг друга…
9. «Благородный разбойник Владимир Дубровский», 1988
«Тихо, Маша, я Дубровский». В 2014 году в России вышла новая лента с ну очень осовремененным Дубровским. Но мы к ней обращаться не будем. Обратимся к одной другой экранизации, с молодым Михаилом Ефремовым в роли «благородного разбойника».
И коротко про сюжет, по которому писали (и, кажется, не одно) сочинение в школьные годы суровые: молодой и порядочный барин Владимир Дубровский приезжает в имение к своему отцу, измученному долгой войной со своим соседом помещиком Троекуровым. То один, то другой не хотят идти на уступки, и после смерти отца Владимир сжигает его имение и организовывает из крепостных крестьян шайку разбойников, подобно Робин Гуду, чтобы грабить богатых. А дальше – как полагается любовная история. Дубровский и дочь Троекурова Маша. Все, как и положено быть в сюжете про хороших плохих.
10. «Маленькие трагедии», 1979
«Маленькие трагедии» Пушкин написал в Болдино в один из решающих моментов в своей биографии - А.С. готовился к свадьбе и, как пишут многие исследователи его творчества, заново переосмысливал некоторые стороны человека, его борьбу с проявлением пороков. Фильм, как и цикл произведений автора, состоит из четырех отдельных частей: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Каменный гость». Лента стала завершающей в кинокарьере Владимира Высоцкого. К слову, именно с легкого пера Александра Сергеевича бедняга Сальери стал убийцей Моцарта. На самом же деле все было немного по-другому.
Приятного просмотра! И, конечно же, не забудьте наши любимые мультфильмы о рыбаке и рыбке, попе и работнике его балде, мертвой царевне и семи богатырях.