Мир сказок А.С.Пушкина
Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей детей. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность обучающимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки и пользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. А все вместе это является средством приобщения их к чтению. Цель моей работы – показать ребятам (на примере сказок А.С. Пушкина) прелесть чтения. Научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное», чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями.
Тема: Мир сказок А.С. Пушкина
Цель: Развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина
- развивать внимание, мышление, речь, память
- развивать навыки коммуникативной деятельности
- развивать умения работать в группах
- воспитывать культурных слушателей.
- плакат Этнокалендаря с датой 10 февраля.
- Издания сказок А.С. Пушкина.
- Портрет А.С. Пушкина.
- Детские работы.
- Обложки книг.
- Мультимедийный проектор.
- Ноутбук.
- Экран.
Вступительное слово учителя.
Учитель. 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина. Мы прочитали все сказки, многие перечитывали несколько раз. Сегодня мы с вами еще раз отправимся в мир сказок А.С. Пушикна. Мы провели большую подготовительную работу. Давайте вспомним, что мы делали.
Дети: рисовали иллюстрации к сказкам, ездили в лицей, писали отзыв, составляли кроссворды, рисовали обложки к книгам.
Учитель. А сегодня у нас урок-игра, по итогам которого выберем лучшую команду.
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для Вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
- Выбор жюри
- Представление жюри
- Представление команд (команду представляет капитан) – название, девиз (4 команды)
I конкурс. Разминка.
«Угадай имя» - я называю часть имени героя – вы называете полное (по 3 вопроса каждой команде).
- Сватья баба … (Бабариха)
- Дядька … (Черномор)
- Королевич … (Елисей)
- Царь … (Салтан)
- Остров … (Буян)
- Славный царь … (Дадон)
- Князь … (Гвидон)
- Пес … (Соколка)
- Сенная девушка … (Чернавка)
- Поп … (толоконный лоб)
- Царевна … (Лебедь)
- Работник … (Балда)
«Выбери правильный ответ». На экране дан вопрос и 3 варианта ответов. Посоветовавшись, вы должны дать правильный ответ (если дети вспомнят строку из сказки – дополнительный балл).
- Место, где находилась царевна, подсказал королевичу Елисею:
- туман
- ветер
- месяц
- Какой титул был у Гвидона в сказке о царе Салтане?
- князь
- царевич
- королевич
- За какую плату работал Балда у попа?
- за 3 рубля
- за 3 щелчка
- за 3 подзатыльника
- Где жил старик со своею старухой из сказки о рыбаке и рыбке?
- в землянке
- в избушке
- в шалаше
- Каких состязаний не было у Балды с бесенком?
- кто дальше бросит палку
- кто правильно отгадает загадку
- то быстрее обежит вокруг моря
- Как начинается сказка о рыбаке и рыбке?
- жили-были старик со старухой
- жили-были дед да баба
- жил старик со своею старухой
- Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?
- на трон
- на спицу
- на вертел
- Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон?
- 3 дня
- 10 дней
- 7 дней
«Угадай сказку по ряду слов» (на экране слова)
- Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание («Сказка о попе и его работнике Балде»)
- Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок («Сказка о золотом петушке»)
«Собери строчки и отгадай сказку». В конвертах строки из сказок. Собрать строчки. Из какой они сказки?
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет… («Сказка о царе Салтане») 24 слайд
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей близ ворот
С шумом встретил их народ. («Сказка о золотом петушке») 25 слайд
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За невестой молодой. («Сказка о мертвой царевне») 26 слайд
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордочку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит. («Сказка о попе и работнике его Балде») 27 слайд
«Золотой сундучок». 29 слайд Каждой команде в конверте задание на листочке. Угадай, что за предмет спрятан в золотом сундучке, и из какой он сказки.
Зеркало. У этого предмета героиня сказки выясняла особенности своей внешности.
Яблоко. С помощью этого предмета был нанесен ущерб здоровью главной героини сказки.
Мешок. Из этого предмета мудрый человек достал предвестника войны.
Веревка. Этим предметом главный герой сказки перебаламутил воду в море.
Конкурс капитанов. «Верю – не верю». Команда может помочь капитану.
- Верите ли вы, что у мудреца Звездочета к царю Дадону было 3 просьбы? (нет, 1 просьба)
- Верите ли вы, что старика-рыбака золотая рыбка наказала за трусость безволие? (Да) И правильно делаете.
- Верите ли вы, что старуха была царицей 3 дня? (нет. 2 недели)
- Верите ли вы, что Балда работал за четверых? (нет, за семерых)
- Верите ли вы в то, что шмель укусил сватью бабу Бабариху в лоб? (нет, в нос)
- Верите ли вы, что для своей белки князь Гвидон выстроил золотое дупло? (нет, хрустальный дом)
- Верите ли вы, что у Царевны Лебедь под косой блестит месяц? (да)
- Верите ли вы, что из ветки березы сделал себе лук князь Гвидон? (нет, из дуба)