План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему:
Разработка урока "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Цели урока: (2 слайд)

  • Обучающая: расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово; развивать навык анализа лирического текста.
  • Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.
  • Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.

Вопросы урока (3 слайд)

Оформление и оборудование:

  • Репродукции портретов любимых поэтом женщин.
  • Выставка книг с текстами произведений поэта.
  • Декоративные подсвечники, свечи.
  • Компьютер и мультимедийный проектор.
  • Музыкальные диски с произведениями:

1. «Лунная соната» Бетховена.

2. «Вальс – фантазия» Глинки.

3. Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока. урок – беседа с элементами рассуждения.

« Я знал любовь, не мрачною тоской,

Не безнадёжным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

« Златые крылья развивая,

Волшебной нежной красотой

Любовь явилась молодая

И полетела предо мной».

  1. Вступление. Тихо звучит музыка Глинки «Вальс-фантазия». (Слово учителя).

Ребята, а с какими понятиями ассоциируется для вас слово «любовь»?

Дети выхолят к доске и прикрепляют свои слова, образуя цветок с ключевым слово в центре

Учитель: В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Он писал о себе. (слайд 5) Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.

Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.(слайд 6)

2.Знакомство с Екатериной Павловной Бакуниной. (Показ слайдов 7,8.)

Рассказ первого ученика (готовится сообщение заранее).

«Екатерина Павловна училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Она была предметом первого юношеского увлечения. Е.П. Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. Она бывала на лицейских балах, подолгу жила в Царском Селе. С нежностью вспоминал о ней поэт многие годы спустя черновых строфах 8 главы «Евгения Онегина». В 1834 году она вышла замуж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А.П. Керн, А.А. Полторацкого».

Выступление второго ученика в роли Пушкина: (Выступление готовится заранее).

«…Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неожиданным волнением, стоя у окошка, смотрел я на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута. Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут».

Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29.11.1815 г.

3. Знакомство с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. (Показ слайдов 9, 10).

Рассказ третьего ученика (сообщение готовится заранее):

« Она была женой новороссийского генерал- губернатора М.С. Воронцова. В его подчинении находился Пушкин в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться»,- писал В.А. Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой в стихах. Уезжая из Одессы, Пушкин получил от неё перстень- талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. Сестра Пушкина вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенной такими же знаками, какие находились на перстне её брата, Александр запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал».

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником «Храни меня, мой талисман…».

(Тексты стихов розданы перед уроком учащимся).

Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.

В итоге имеем план – ответ:

1.Тема. Ушедшая любовь, оставившая приятное приятное воспоминание в душе поэта.

2. Идея. Обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.

3.Эмоциональная окраска. Грусть, надежда на спасение в талисмане.

4. Построение стихотворения.

Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями.

Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового

его оберегать на протяжении всей его жизни.

Метафора. Подымет океан, души светило сокрылось, изменило

Эпитеты. Пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило,

- Обращение. Храни меня, мой талисман.

Употребление обращений говорит о том, что душа волнуется, ищет какого-то спасения, покоя, умиротворения.

Храни / меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья

_ _ / _ _ / _ _ _ _ /

_ _ / _ _ / _ _ / _ _ / четырёхстопный ямб.

По виду. Мужская и женская.

По способам. Кольцевая: 1-4, 2-3.

-Строфика: Пять четырёхстиший.

- Звукопись: Аллитерация (согласные) [м] [н] [р]

Ассонанс (гласные) [и]- 26 раз. (слайд 11)

4.Знакомство с Анной Петровной Керн. (Показ слайдов 12, 13).

Рассказ четвёртого ученика (сообщение готовится заранее):

« Адресатом любовной лирики поэта была Анна Петровна Керн. В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»).

А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна- грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

Прослушивание романса Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.

В итоге имеем план – ответ:

1. Тема. Любовная тематика подчинена философско- психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.

2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.

(Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения:

1-я. Традиционная. « Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».

2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается- радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».

3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).

3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».

4. Построение стихотворения.

Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный

Метафора: Душе настало пробужденье,

Сердце бьется в упоенье,

Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.

Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.

Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.

- Ритмика. (Учащимся самим предлагается определить размер стиха и рифму).

5.Объяснение значений слов. « Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии).

Думается, что перед ним предстал гений- покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты.« Небесный» - божественный, ангельский.

После выполнения заданий учащимся предлагается высказать свое мнение на поднятые в стихотворении проблемы, например «тема радости встречи и горечи расставания». Высказать собственное мнение, обосновать его.

«Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. В музыке звучат две темы: одна – жизнеутверждающая, светлая; другая – мрачная. Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдаётся воспоминаниям и постепенно воодушевляется. Вторая тема начинается со слов: «Шли годы. Бурь порыв мятежный. Рассеял прежние мечты…» Тема начинается вихрем звуков. Кажется, он всё сносит на своём пути, всё разрушает, всё опустошает. И тот самый вихрь рассеял нежный образ, опустошив душу человека

ведь жить-то незачем и не для кого. Но что это? Бодрая, лёгкая, быстрая, потом более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий Жизнь, Любовь и Вдохновение. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна. »

5. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (Показ слайда 14 под тихую музыку).

Рассказ пятого ученика (на фоне звучания вальса А.С. Грибоедова) (сообщение готовится заранее);

«Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Оленин»

Рассказ шестого ученика (сообщение готовится заранее):

«Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть».

Чтение стихотворения “Я вас любил…” учителем, далее звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”

6. Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. (Показ слайдов 15, 16, 17

Тихо звучит музыка Бетховена «Лунная соната».

Один из учеников рассказывает (сообщение готовится заранее):

«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828-1829гг) на одном из московских балов. « Когда я увидел ее в первый раз, - писал поэт, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». Мать Натальи Николаевны не дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно. 6 мая 1830 года состоялась помолвка. К жене обращено много стихотворений: « Мадонна», « Пора, мой друг, пора». После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. В 1844 году вторично вышла замуж за П.П.Ланского.

«Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать.

Я говорил: тому, что было

Уж не бывать! Уж не бывать

Прошли восторги и печали

И легковерные мечты.

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты».

Выразительное чтение стихотворения «Мадонна» учеников.( слайд 18)

«В сущности он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел», -

писала Мария Волконская, урождённая Раевская.( слайд 19)

Слово учителя: «Настало время сказать о потомках великого поэта (слайд 20). В настоящее время их насчитывается более трехсот, но никто, по завещанию А.С. Пушкина, не создает своих произведений для широкого круга читателей»

Давайте определим, что же значило слово «любовь» для поэта?

(Дети выбирают цитаты из стихотворений и прикрепляют их на доску, после этого демонстрируется слайд 21).

Пауза психологической разгрузки. Дети закрывают глаза, а затем открывают. Называют цвет, который возник перед глазами. Тёмные цвета – усталость, светлые – отсутствие усталости).

7 .Подведение итогов урока. ( Устный опрос. Выставление оценок учащимся).

Вопросы задаёт учитель

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что понравилось и запомнилось на уроке?
  3. Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?
  4. Какое место занимала любовь в жизни поэта.

Ответы можно сдать в письменном виде.

8. Домашнее задание:

1.Написать сочинение на тему « Какое место занимала любовь в жизни и творчестве Пушкина».

2. Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина о любви (на выбор).

  1. Дементьев М. «Н.Н.Пушкина», Москва, Современная Россия.
  2. Черейский Л.А. «Пушкин и его окружение», Л. Наука, 1989 год.
  3. «Любовный быт пушкинской эпохи», 2 тома, Москва, «Васанта»,
  4. « Русская литература. Практикум. 9 класс», Москва, Просвещение, 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении. создание целостного представления об историко – литерату.

Лирика пушкина 9 классМетодическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

Данная разработка включает в себя систему уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений для углубления восприятия. Для обучения выбраны следующие стихотворе.

Лирика пушкина 9 классМетодическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ.

Лирика пушкина 9 классМетодическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ.

Лирика пушкина 9 классМетодическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ.

Лирика пушкина 9 классМетодическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс.

Лирика пушкина 9 классМЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно много очевидного и простого. Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых».

Поделиться