и тем же пером, каким он пишет,
и теми же чернилами он
чертит и свои рисунки.
При анализе произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» для полноты понимания цели написания, характеров героев произведения важно использовать рисунки, появившиеся в черновых листах романа, сделанные рукою Пушкина.
Изображения, выполняемые от руки, – один из древнейших видов искусства. В XV-XVI вв. появился карандашный портрет. Все они были живым непосредственным восприятием действительности, внутренне глубокими по замыслу, смелые и свободные по манере, полные жизни, энергичные, острогротескные. «Рисовать было живейшей потребностью Александра Сергеевича Пушкина…любитель этот был гений. »,- так пишет пушкинист - исследователь Татьяна
Григорьевна Цявловская в своей книге «Рисунки Пушкина» в 1970 году.
Первое упоминание о пушкинских рисунках в пушкиноведческой лите-ратуре мы встречаем у Павла Васильевича Анненкова (1813 – 1887). Русский литературный критик, мемуарист был близок с Виссарионом Григорьевичем Белинским, Николаем Васильевичем Гоголем, Александром Ивановичем Герценом, Иваном Сергеевичем Тургеневым; лично знал Карла Маркса перепи -
сывался с ним. Он описал вид рисунков так: "Рядом со строчками для памяти и будущих соображений стоят в них начатые стихотворения, конченные в другом месте, прерванные отрывки из поэм и черновыми письмами к друзьям. С первого раза останавливают тут внимание сильные помарки в стихах, даже таких, которые в окончательном виде походят на живую импровизацию поэта. Прибавьте к этому еще рисунки пером, которые обыкновенно повторяют содержание пьесы, воспроизводят ее таким образом вдвойне". Здесь изложено прозой то, что сказал стихами сам Пушкин в описании альбома Онегина:
В сафьяне, по краям окован,
Замкнут серебряным замком,
Он был исписан, изрисован
Рукой Онегина кругом.
Меж непонятного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена,
Да буквы, тайны письмена,
Отрывки, письма черновые,
И, словом, искренний журнал,
В который душу изливал
Онегин в дни младые. 33
В этом отрывке Пушкин довольно точно изобразил особенности своих рукописей. Анненков считает, что источник появления Пушкинских рисунков «…возникал не как самоцель, но в результате бокового хода той же мысли и того же душевного состояния, которые создавали пушкинский стих".
Исследователь рисунков А..С. Пушкина - русский советский искусствовед, литературовед, театровед и переводчик Абрам Маркович Эфрос (1888 - 1954гг): писал о пушкинских рисунках: