Александр Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин… Какие емкие слова. Вряд ли найдется ребенок, являющийся соотечественником поэта, который с самого глубокого детства не слышал, хотя бы один раз, этого имени. О взрослых говорить не приходится: все они выросли на сказках Пушкина, хотя поэт был бы недоволен тем, что его считают детским: он ничего, никогда не писал для детей. Стихи Пушкина для детей – это целый мир поэта, который выплеснулся на страницы его произведений с естественной для него непосредственностью:

Предназначены ли эти стихи Пушкина для детей? Поэт не ставил такой задачи. Но они нашли своего адресата. Яркая зарисовка, в которой поэт показывает здорового деревенского ребенка, заучивается в школе наизусть. Она известна всем детям. В отрывке нет ни одного слова, намекающего на отношение поэта к мальчику. Он описывает русскую зиму. В нескольких штрихах создан гениальный портрет, передающий ее образ через отчаянного розовощекого смельчака, чье безудержное веселье брызжет со страниц романа «Евгений Онегин» своим жизнеутверждающим весельем. И уж, конечно, роман никак не предназначен для детского чтения, а чтобы добраться до этого отрывка, взрослым читателям нужно немало потрудиться.

В имени Пушкина заключена какая-то магия, иначе как объяснить такое широкое влияние его творчества на людей самых различных возрастов и национальностей. Читатели Пушкина живут по всему миру. Стихи Пушкина для детей переведены на многие языки. Самые страстные приверженцы творчества поэта читают их в оригинале. Длится этот непрерывный процесс любви, преклонения и уважения к творчеству поэта ни одно десятилетие. Он исчисляется в столетиях. 216 лет прошло с момента появления феномена Пушкина. Кто может авторитетно заявить, что этот родник исчерпан? Сколько веков еще понадобиться, чтобы исчерпать его? И, наконец, исчерпаем ли он?

Из маленького родничка пушкинских сказок ребенок, под чутким руководством прошедших этот путь родителей, плавно переходит к «Прологу к поэме «Руслан и Людмила», фантастической сказке, достойной только воображения поэта. Весь сказочный мир собран здесь.

Тихим, загадочным голосом ведет рассказ сказительница, а перед глазами детей возникает образ «верной подружки» юного Пушкина, прекрасной, доброй няни, Арины Родионовны, передавшей своему гениальному воспитаннику ключи от потайной двери народной мудрости. Ведь именно эта простая женщина, поместившая в себя целый мир народной поэзии и сказок, была чудесным источником стихов Пушкина для детей, именно ей он обязан простотой слога своих летучих талантливых творений, их глубинной, необыкновенной увлекательностью и мудростью. Многие стихи Пушкина для детей, посвященные няне, отнесены именно к детскому чтению.

Среди источников, сформировавших поэта, живет образ его прекрасной бабушки, ставшей ангелом-хранителем для маленького Пушкина. Ребенок находил нежную заботу в ее теплых руках. Она научила его русской грамоте. Много счастливых минут было связано у него с бабушкиными рассказами о русской старине.

Гениальные стихи Пушкина для детей рисуют картину, как «30 витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных и с ними дядька их морской». А вот – прекрасная Царевна-Лебедь, воплощение утонченности, нежности, самоотверженной жертвенной любви и верности. Коварная царица из сказки «О золотом петушке» вызывает негодование юных слушателей, а прекрасная царевна, так бережно хранимая семью благородными братьями-богатырями для царевича Елисея, из сказки « О мертвой царевне и семи богатырях», взывает неописуемый детский восторг, проснувшись от долго сна. Гневом наполнены детские сердца против злой царицы мачехи, пытавшейся погубить царевну. Как много образов русского фольклора живет на страницах стихов Пушкина для детей и крупных произведений.

Чуткая поэтическая натура Пушкина сумела глубоко прочувствовать многовековую мудрость народа и силой своего гения перевоплотить в целый мир не поддающихся аналитическим оценкам прекрасных творений. Легкий, изящный, жизнеутверждающий стих стремится ввысь, как сладостная музыка. Его хочется просто повторять. Аромат этих великолепных шедевров, так же, как аромат самой благоухающей розы, восхитителен и тонок.

Вот почему поэзия Пушкина так близка детским душам: она чиста, как родник, свежа, как горный воздух, легка, как эфир, благоуханна, как роза. Дети не слушают и не читают Пушкина, они живут в мире его стихов, радуются добру и переживают зло вместе с его героями, негодуют из-за него.

Самое главное в пушкинской поэзии – это мощное воспитательное воздействие на ребенка, оказываемое таким непосредственным и восхитительным способом. Детские слезы с героями пушкинских сказок, их неподражаемая радость, прекрасный, заразительный смех – являются причиной долголетия стихов Пушкина для детей и неувядаемой славы великого гения.

Александр Пушкин

Благодарим за Вашу помощь и участие в жизни сайта!

Поделиться