Комплексное занятие по сказкам А.С.Пушкина для детей подготовительной к школе группы
Цель: Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.
Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа: Чтение сказок и отрывков произведений А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. Слушание музыки из оперы Р.-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи. Костюмы: царевна-лебедь, белка, богатырь, кот-ученый. Портреты: Р.-Корсакого, А.С. Пушкина. Детские музыкальные инструменты. Трафарет короны, богатырский пояс, клеящая пленка.
Ход занятия
Звучит музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» )
В зал входят дети и садятся на стульчики. (М.р. обращает внимание детей на портрет, музыка постепенно затихает.)
М.р. Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей)
Вот мы вновь собрались с вами у портрета А.С. Пушкина. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.
С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Радионовна.
Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам. как награда за весь день. В сказках добрые воевали со злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но в конце концов – добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
Нам сегодня помогут вспомнить, оживить эти сказки наш волшебный экран и конечно стихи А.С. Пушкина.
Тихо звучит музыка: отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
М.р. Ребята, посмотрите на экран. Какую картину вы увидели? (ответы детей)
Правильно. А теперь давайте вспомним и все вместе прочитаем стих из поэмы «Руслан и Людмила»
«У Лукоморья дуб зеленый….» (воспитатель с детьми рассказывают отрывок)
Звучит волшебная музыка
М.р. Ребята, слышите, волшебные звуки? Это происходят чудеса.
(появляется Кот ученый)
Кот: Здравствуйте, дети. Я Кот ученый, очень люблю сказки, а вы их любите?
Тогда отправимся путешествовать по сказкам А.С. Пушкина.
– Назовите известные вам сказки Пушкина? (дети называют знакомые сказки)
– А давайте вспомним некоторые из них:
Жил старик со своею старухою
У самого синего моря….
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Негде в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Додон….
«Сказка о золотом петушке»
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет.
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее….»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
(дети угадывают сказки и на экране смотрят иллюстрации к сказкам).
Кот: Вижу, вижу, сказки вы знаете.
Воспит. Кот ученый, а теперь дети хотят загадать тебе сказку.
(звучит р.н.м. выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, –
Говорит одна девица –
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Кот: «Сказка о царе Салтане»
М.р. По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», а написал ее великий русский композитор…. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Мы с вами на предыдущих занятиях знакомились с оперой, прослушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки.
Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)
Правильно, «Белка»(на экране ил-ия «Белка»).
Кот. В волшебном городе Леденце было три чудо. Первое из них – белка.
М.р. Ребята, какая музыка по характеру?
Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.
М.р. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли в огороде».
Давайте еще раз послушаем музыку, а Коля прочитает отрывок про белку.
(ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом….»)
М.р. Вот так чудо, картинка оживилась – белка появилась.
(выходит ребенок в костюме белочки)
Здравствуй, белочка, мы для тебя приготовили муз. подарок. Ребята разбирайте муз инструменты и исполним оркестом р.н.п. «Во саду ли в огороде»
(дети исполняют р.н.м. «Во саду ли в огороде»)
Белка: Красны девицы, добры молодцы, а вы как веселитесь? Какие песни поете, пляски пляшите?
«Пляска» (дети пляшут под р.н.м.)
Белка благодарит детей и уходит.
М.р. А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)
Кот: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькойЧерномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.
М.р. Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри.
(выходит ребенок в костюме богатыря)
Давайте, ребята еще раз послушаем музыку, а Богатырь расскажет об этом диве
«В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо….»
Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент
М.р. Прозвучала грациозная сказочная музыка, как она называется? И какая по характеру?
Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая. (ил-ия Царевна-лебедь)
Кот: Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.
М.р. Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.
Давайте еще раз послушаем красивую музыку. посмотрим на удивительно сказочную картину художника Врубеля и послушаем отрывок из сказки
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть….»
На последние слова из-за ширмы выходит Царевна-лебедь.
Ц.Л. Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете, какие наряды носите. А вы знаете, наши красные девицы и добрые молодцы украшения делали своими руками: девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса.
А вы, ребята, сможете сделать их?
(Дети выполняют аппликацию: девочки украшают корону, мальчики богатырский пояс,по окончании дарят Царевне свои работы.)
Ц.Л. Спасибо, вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они хороводы водить? Раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские распевали.
(девочки исполняют хоровод «На горе-то калина»)
Ц.Л. Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.
Кот: И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанной к ней.
До свидания, до новых встреч.
М. р. Встреча со сказками А.С. Пушкина заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.
Сказки Пушкина мы знаем
Любим очень и читаем
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух!
Звучит музыка, дети выходят из зала.