Урок-театрализация "Творчество А.С. Пушкина". 1-й класс

Стихи пушкина для детей 1 класса

Цели:
  • Сформировать и закрепить имеющиеся знания об А.С.Пушкине и его творчестве, формировать специальные читательские навыки, понятие о литературных сказках.
  • Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина, интерес к самостоятельному чтению.
  • Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие, речь.
  • Развивать навыки работы в группе.
  • Воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений, способность к сопереживанию.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации к сказкам, рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства. Попробуйте угадать, о ком идет речь? (Ответы детей.)

– Прав оказался тот из вас, кто назвал имя А.С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, вспомним его произведения.

2. Работа по учебнику (с.94)

Учитель: “Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А.С. Пушкин – слава и гордость нашей Родины”. Как вы понимаете это? А что мы знаем о нем?

(Выслушиваются ответы детей.)

1-я группа
Ученик 1: Александр Сергеевич Пушкин родился в нашем городе, в Москве, в 1799 г. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Александр Сергеевич рос вместе со старшим братом Левушкой.

Ученик 2: Мы хотим добавить, что Александра Сергеевича обучали всему и воспитывали дома. К семи годам он уже знал и французский язык. В его семье все любили читать, и эта любовь передалась и ему.

2-я группа
Ученик 1: Мы хотели бы рассказать о няне Пушкина. У Александра Сергеевича была няня Арина Родионовна. Он ее очень любил. Арина Родионовна знала много народных песен, прибауток, сказок, которые с удовольствием слушал и запоминал маленький Саша, а когда вырос, стал их записывать, собирать, изучать.

3-я группа
Ученик 1: Мы узнали, что когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей в Царское село, это недалеко от Петербурга. В этом лицее учились только способные дети знаменитых семей. В лицее он проучился 6 лет. Там у него появилось много друзей.

Ученик 2: В лицее он начал писать стихи, которые были посвящены друзьям, близким, много стихов написано о природе. Здесь же в лицее он начал писать и другие стихи, вольнолюбивые, против царя и крепостных помещиков. За это его ненавидел и преследовал царь, и Пушкин был сослан в ссылку.

4-я группа
Ученик 1: Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь. Зимой в 1837 году состоялась дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, который служил в русской армии. Александр Сергеевич защищал честь своей семьи. Он был тяжело ранен, и через несколько дней он умер.

Ученик 2: Хочется добавить, что Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые. Он пишет понятно, простыми словами, выразительными фразами. Он учит нас добру, справедливости. Александр Сергеевич любил русскую землю и русский народ, и этому учит нас.

Учитель: Спасибо вам, за сообщения! Вы правильно сказали, что это великий талантливый человек. Творчество его не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен. Мы с детства знаем о синем лукоморье, о таинственной золотой рыбке. Строчки стихов, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую царевну Лебедь, и чародея Черномора, и славного Руслана.

И сегодня мы отправимся с вами в сказочную страну, придуманную Александром Сергеевичем для вас, называется она “Лукоморье”. В этой стране будем не только все больше и больше узнавать о великих творениях гениального человека, но и пробовать сами создавать ее.

Вам хочется попасть в эту страну?
Каким вы представляете Лукоморье? (Ответы детей.)

– Транспорт тоже волшебный. А какой волшебный транспорт вы знаете? (Ступа, ковер-самолет, бочка, конь…)

– Нам остается выбрать транспорт, вспомнить все правила поведения в транспорте, в незнакомых местах, мы готовимся к полету. Готовы? Итак, закрываем глаза, считаем: 5, 4, 3, 2, 1 – в Лукоморье мы летим!

Кот: Здравствуйте, дети, здравствуйте. Давно у нас гостей тут не было. Не боитесь? Ведь страна волшебная, и герои всякие: и добрые и злые. Если меня не подводит мой кошачий нюх – вы толковые ребята. Я за вас спокоен. Счастливого пути! Мур-р-р…

Иду налево песнь… Нет, не это.
Иду направо сказку говорю…
А вы ступайте за мной.

(Слышится ветер, колдун хватает одного ученика.)

Кот: Ой-ой-ой… Промурлыкал, проворонил, колдун за моря самого лучшего ученика утащил. Ну, ничего, ребята, какая сказка без приключений. А вот и неведомая дорожка ,на ней следы неведомых зверей.

(На поляне видят Лещего, он поливает мухоморы.)

Леший (бормочет ): Ну и задала задачу Русалка. Ну, кто же это, кто? (Видит приближающихся.) Кого к лешему несет?

Кот: Это мы, Леший Лешакович! Выручи нас!

Леший: Ну что у вас стряслось?

Кот: Колдун унес Васю Пятеркина. Не у тебя ли в лесу спрятал?

Леший: Видал, видал, проносил колдун через наши леса вашего богатыря. Расскажу куда, коль вы мне поможете!

Учитель: Ребята, поможем деду?

Леший: Какой я дед? Я на русалке хочу жениться, и она почти согласна при условии, если я отвечу на все ее вопросы.

Учитель: Не кипятись, не со зла мы. Ну, какие вопросы?

Вопросы (отвечают дети).
  1. Кто и где из героев сказок Пушкина прожил 30 лет и 3 года?
  2. Какой был лоб у попа?
  3. Как старуха обзывала мужа?
  4. Как звали пса в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
  5. В какой сказке яблоко явилось причиной смерти?
  6. С каким неодушевленным предметом разговаривала царица?

Леший: Спасибо, ребята! Вот удружили! А я уже какой год над этими вопросами бьюсь, теперь я женюсь. Ура! Вон туда колдун пролетел, кажись к Бабе-Яге.

Баба-Яга: Фу-фу. Русским духом пахнет, раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.

Кот: Здравствуй, бабуля-красатуля

Баба-Яга: Здравствуйте, коли не шутите! Зачем пожаловали? Дело пытаете, аль от дела лытаете?

Дети: Дело пытаем!

Баба-Яга: Ну, коль дело ладно! Терпеть не могу лодырей-бездельников! На питание только и годятся.

Кот: Не видала ли ты, куда колдун пронес Васю Пятеркина?

Баба-Яга: Видала, видала, и клубочек волшебный дам. Путь вам покажет. Только услуга за услугу. Стара я стала, ничегошеньки не помню. Недавно открыла я “Третьяковку”с картинами по сказкам Пушкина, а которая по какой, забыла, склероз старческий. Может ребята помогут?

Учитель: Поможем, ребята? Нам нужно узнать название сказки по иллюстрциям.

Баба-Яга: Спасибо вам, мои милые! А клубочек возьмите в камере у Дядьки – Черномора.

Кот: А вот и Дядька-Черномор!

Дядька-Черномор: Вот и славно, что вы пришли, а то заждались меня 33 богатыря. Пора нам в море, отлив скоро, а вещи оставить не на кого. Вот вам клубочек. А остальное раздайте хозяевам. Вижу, ребята вы умные, разберетесь, чье где. Ну, успехов вам!

Учитель: Угадаем, из какой сказки, чья вещь? (Яблоко, зеркало, орехи, пряник, петушок, рыбка.)

Кот: Уф, управились наконец-то. Ну, клубочек, куда нам идти, подскажи, путь дорогу покажи.

(Катится клубочек к царице.)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…

Спору нет. Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех умнее.

Ах ты, мерзкое стекло.
Это врешь ты мне назло.
Пусть докажут это мне.
Я хочу, чтобы читали,
И о чем там говорится, мне сказали.

Учитель: Ну что, ребята, царица хочет, чтобы мы читали. В учебнике дан отрывок. Определим, из какой он сказки?

– О чем здесь говорится?
– С кем беседовал жених?

(Читают ученики, отвечают на следующие вопросы.)

– Как жених величает Месяц?
– Что можно сказать о культуре общения? (Вежливы, уважительны друг к другу.)
– Найдите в тексте доказательство ваших слов.
– А как вы думаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать этот отрывок по ролям?

(Ответы детей, чтение по ролям.)

Кот: Уф, ты. Наконец-то с царицей распрощались. Ну, клубочек, показывай, куда дальше следовать.

(Катится клубочек в кощеево царство.)

Таблица “Лесная налоговая инспекция”
На пне сидит кощей, считает деньги на счетах.

Кощей: Мало! Ох, мало! Укрывают добро от меня, не делятся! Совсем разорили!

– Не дам! Никому ничего не дам! Все мое!

Кот: Не надо нам ничего. Не за этим мы пришли. Скажи лучше, где твой брат-колдун?

Кощей: Скажу, коль добро по сказкам собрать поможете, а то все от налогов уклоняются. Слыхал я, остров есть богатый в океане недалеко от царства Салтана. Как он называется? Какие орешки грызет белка?

(А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд)

Кощей: Выведу я их на чистую воду. Всех выведу! Ух, грабители! (Поет.) Во саду ли, в огороде (2 раза) в се до скорлупки соберу.

– А вот как эта сказка называется, забыл. Напомните, ребята.

Вот мудрец перед Додоном
Встал и вынул из мешка…

– Ну, спасибо, ребята. Выручили, а то все добро растащили.

Бесенок: Дедушка, давай поиграем в игру, которую меня Балда учил.

Кощей: А, это ты, внучок. Нет, милый, староват я. Да и не солидно мне при моей должности играть. Ребята, поиграйте вы.

3. Игра-физкультминутка

Кощей: Что-то задержался мой брат. А вот и он!

Колдун: Знаю, знаю, зачем пожаловали. Отдам, если мои задания выполните. Страна наша Пушкинская “Лукоморье”, и все должны знать стихи Пушкина.

Учитель: Ребята, какие стихи Пушкина вы могли бы сейчас прочесть наизусть?

(Ученики читают стихи А.С.Пушкина, которые учили ранее.)

Колдун: Вижу, вы и стихи знаете. А я вам все равно ничего не скажу. Нашли добренького! (Пытается убежать, его останавливают.)

Кот: Ну, где его слабое место? Ребята, не знаете, как лишить его силы? (В бороде, отрезать.)

Колдун: Отпустите. Все расскажу. Он в бочке. А бочка по морю плывет. Заклинание вспоминайте, а не то будет ваш Вася еще 100 лет плавать.

Учитель: Ребята, вы помните, в какой сказке бочка по морю плывет? А заклинание?

Кощей: Кажется, я помню…Ты, волна, моя волна! Ты гульлива и вольна…

(Дети повторяют хором, появляется Вася.)

Вася: Спасибо вам, ребята! Ох, и натерпелся я страху.

Кот: Да, видите, ребята, как знание сказок пригодилось! Пора бы и домой.

Кощей: Ну, до свидания, ребята. До новых встреч на страницах книг.

Кот: Да и мне пора на свое дежурство. Без меня дуб сирота. Прощайте друзья! Мур-р-р…

Учитель: Ну что ж, ребята, пора и нам возвращаться. Закрываем глаза, считаем: 5. 4. 3, 2, 1 – снова в школу мы летим!

4. Итог урока

Учитель: Понравилось вам наше путешествие? Что вы нового для себя узнали?

5. Заключение

Учитель: Произведения Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Александр Сергеевич первым из русских поэтов стал писать простым народным языком. Он умел видеть прекрасное и необычное во всем.

Мы не прощаемся с этим гениальным человеком. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта, и как сказочные богатыри, расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь.

Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнется нам, своим потомкам, и скажет: “Здравствуй, племя молодое, незнакомое! Здравствуй, Пушкин!” – скажем мы вместе с вами.

Поделиться