Александр Сергеевич Пушкин
Один из величайших русских поэтов и создатель русского литературного языка родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В его творчестве соединились все основные направления развития русской литературы конца XVII - первой половины XIX века. Благодаря ему отечественная словесность стала полноправной участницей европейской культуры, не потеряв национального своеобразия и многовековых традиций.
Лицей – маленькое, четырехэтажное здание. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление. Второй этаж – столовая, больница, канцелярия, конференц-зал. Третий этаж – учебный – на нем располагались классы и библиотека.
Пушкин жил в 14-й комнате на 4-м этаже, соседом его был Иван Пущин. В каждой комнате, – вспоминал Пушкин, – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
Распорядок дня в Лицее строился следующим образом:
Вставали в 6 утра и шли на молитву.
С 7 до 9 – занятия.
В девять часов – чай и первая прогулка.
С десяти до двенадцати часов опять класс.
От двенадцати до часа – вторая прогулка, обед.
От двух до трех – чистописание или рисование.
В пять часов – чай и прогулка.
Вечер – повторение уроков, отдых.
В десять часов – вечерняя молитва и сон.
Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Зачастую, называя эти имена, подчёркивают, что дружба с ними оставила глубокий след в душе гения, оказалась, как в таких случаях говорят, на всю жизнь. Однако не задаются вопросом, почему дружеские отношения сложились у Пушкина именно с этой четвёркой, а, например, не с Горчаковым, Корсаковым, Вольховским, открывшими уже на лицейской скамье свою одарённость. Здесь не всё просто. Обычно про пушкинский лицейский круг говорят: очень разные, очень непохожие — хотя как взглянуть. В каждом из них было нечто, что делало их… “братьями по несчастью”. Уже тогда, с самого начала.
Все лицейский друзья Пушкина - и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.»
Творчество Пушкина можно разделить на несколько основных периодов.
Лицейский период (примерно до 1817 г.) – становление молодого поэта, обращение к творчеству предшествующих писателей, подражание им. В творчестве того времени Пушкин склоняется к анакреонтической лирике, отчётливо видны его политические взгляды («Воспоминания в Царском селе», 1814), вольнолюбивые и сатирические настроения.
Петербургский период в творчестве Пушкина (с середины 1817 г.). Идеи свободолюбия, вера в главенство законов, перед которыми все равны, отрицание произвола (ода «Вольность», 1817 г.), призывы к крушению самовластия («К Чаадаеву», 1818 г.). Справедливые законы и правители – основа мощного государства.
Южная ссылка поэта (1820-1824 гг.). Создаются «южные» поэмы – «Кавказский пленник», 1820-1821; «Бахчисарайский фонтан», 1823; «Цыганы», 1824. Начинается работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Разочарование во всеобщих политических свободах. Понятие «вольность» приобретает личностный смысл. В стихах и поэмах этого времени отчетливо видны эстетики романтизма.
Михайловское (1824-1826 гг.). Два года ссылки – особый период. Пишется «Евгений Онегин», законченный в 1831 г. создается драма «Борис Годунов», 1825. Творчество Пушкина в эти годы на пути к реализму.
Московский период в творчестве Пушкина (после подавления восстания декабристов и вызова поэта в Москву Николаем I). «Пророк», 1826; «Поэт», 1827; «Поэт и толпа», 1828. Поэт ощущает богоизбранность, свою ответственность: он должен не только утешать и доставлять наслаждение своим творчеством, но и вести читателя за собой.
«Болдинская осень» (1830). Период высокого творческого взлета. Поэт всё дальше отступает от романтизма. Пушкин не потерял интереса к исключительным героям, действующим в исключительных обстоятельствах («Маленькие трагедии», 1830), но в то же самое время обратился к простым людям, теме «маленького человека» («Повести Белкина», 1830). Закончен реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», 1831. Главная цель – представление широкой картины русской жизни, образов современников, изображение жизни общества в строгом соответствии с «духом времени» и в развитии. Роман поднимает проблемы «лишнего человека», русского национального характера, идеала и действительности, любви и долга, патриотизма.
Вторая «болдинская осень» (осень 1833 г.) – поэма «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Завершена «История Пугачева». Поэта обращается к проблеме человека и государства, профессионально увлекается фольклором, что нашло своё отражение в сказках. Лирика поэта становится сдержанней («Не дай мне Бог сойти с ума…», 1833; «Осень», 1833).
К этим стихотворениям примыкает философская лирика 1834-1836 гг. Поэт размышляет о вечности, законах миропорядка («Из Пиндемонти», 1836; «Вновь я посетил…», 1835).
В лирике поэта можно выделить несколько основных тем. Любовная лирика («Я помню чудное мгновенье…», 1825; «Я вас любил: любовь еще, быть может…», 1829; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», 1829); тема дружбы («И. И. Пущину», 1826; «Друзьям», 1828); свободолюбивая лирика («Узник», 1822; «Из Пиндемонти», 1836); тема поэта и поэзии («Пророк», 1826; «Пока не требует поэта…», 1827).
Умер поэт спустя два дня после дуэли с Дантесом, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. Пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы Пермагорова.
КСШ: Учебно-справочное пособ.; 5-11-й кл./ Авт. - сост. И. В. Текучева, Д.Г.Чижов, Л.И. Слонимский и др. - М. ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2004.
Ермакова С.О. Царское Село и Павловск. М. Вече, 2005. С. 118–133.
Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз // Эйдельман Н.А. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз. М. Мысль, 1991. С. 221–395.
газета «Литература» №11/2009
Лекция добавлена 29.08.2011 в 18:53:50