Спорт в жизни А.С.Пушкина

Александров сергеевич пушкин

Введение

6 июня 2009 г. исполняется 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. С детских лет Пушкин наш собеседник и учитель. Мы слушаем и читаем его сказки, изучаем произведения из школьной программы. Становимся старше — вновь обращаемся к Пушкину, открывая новые горизонты в его творчестве.

Величие Пушкина — в удивительной простоте и духовной неисчерпаемости. Он и поэт, и прозаик, и драматург, и публицист, и историк. Его перу принадлежат энергичные, выразительные рисунки. Везде, где бы он ни прикладывал свой талант, рождались глубокие чувства и мысли, которым суждено бессмертие. Пушкин — одна из ослепительных вершин, могучих и неповторимых фигур в нашей отечественной истории. С поразительной легкостью он переступил рубежи своего времени, вошел в жизнь последующих поколений, войдет в жизнь и грядущего «младого незнакомого племени».

Писатель Н.В.Гоголь однажды сказал, что Пушкин — это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Указанный срок прошел, и поэтому особый интерес вызывает личность поэта во всем ее разнообразии. Нам интересны образ жизни Пушкина, его поступки, склонности и привычки, отношение к разным областям культуры. За свою недолгую жизнь Пушкин так много прочувствовал, пережил и воплотил свои замыслы в столь совершенных художественных произведениях, исполненных бодрости, доброжелательности, оптимизма, что становится ясным: только физически сильный человек мог достойно выдержать такую нагрузку. Воспоминания современников поэта говорят о том, что Пушкин дружил с физической культурой .

Детство и воспитание

По словам сестры поэта Ольги Пушкиной-Павлищевой, до 6 лет он «своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать. Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив». С весны до поздней осени Саша проводил свое время в играх и забавах в селе Захарове, где проникался укладом деревенской жизни. Он любил прогулки по березовой роще, где, «воображая себя богатырем», сбивал палкой верхушки растений.

Домашнее воспитание в семье Пушкиных по обычаям того времени было вверено иностранцам. Первым воспитателем будущего поэта стал французский эмигрант граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец. Гувернер Русло хорошо сочинял стихи. Были и другие гувернеры, которым «дана была воля над детьми». Уже 9-летним Саша Пушкин читал «Илиаду», сочинения Плутарха, философов XVIII в. обладая необыкновенной памятью, чуть не наизусть выучил классиков французской литературы, писал стихи. В 10 лет он написал по-французски целую поэму. Французский язык Пушкин знал превосходно, не зря будущие товарищи по лицею прозвали его французом.

Естественно, учили Сашу Пушкина и русской грамоте. Читать и писать научила его бабушка Марья Алексеевна Ганнибал, которая говорила и писала прекрасным русским языком, восхищавшим друга Пушкина Антона Дельвига. Затем учителем русского языка в семье Пушкиных был священник А.И.Беликов.

Лицей, увлечения

В 1811 г. будущего великого поэта в числе 30 других избранников приняли в только что открывшийся Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для детей из знатных семейств. Пушкины принадлежали к старинному дворянскому роду, восходившему корнями к Александру Невскому («Мой предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил") и далее — к легендарному Рюрику. Великий поэт гордился своим древним родом. Словно обращаясь к Иванам, не помнящим родства, он писал: «Уважение к минувшему—вот черта, отличающая образованность от дикости. Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим».

В лицее Пушкин проучился 6 лет. Его лицейский друг И.И. Пущин («мой первый друг, мой друг бесценный») вспоминает, что в те годы Александр Сергеевич был не только поглощенным «не по летам» в думы и чтение, но и «мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик» ; стремился в играх первенствовать и даже приходил в бешенство, если кто-то «другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли». По словам Пущина, это был живой, подвижный, быстроглазый мальчик. По-видимому, уже в это время для него много значили сила и ловкость .

У каждого лицеиста была своя комната, где находились «железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами». Кроме учебных занятий, три раза в день в любую погоду проводили прогулки. Вечером в зале — мячик и беготня. Режим дня включал подъем по звонку в 6 часов; затем после молитвы в зале с 7 до 9 учебные занятия в классе; 9 — чай; затем прогулка до 10; 10-12 — класс; 12-13 — прогулка; в 13 часов — обед; 14-15 — урок чистописания или рисования; 15—17 — класс; 17 — чай; до 18 часов прогулка, потом повторение уроков или вспомогательный класс. В среду и субботу — танцы или фехтование. Каждую субботу баня. В половине девятого вечера — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация, в 10 — вечерняя молитва, сон.

Строгий распорядок с регулярным питанием, хорошими гигиеническими условиями, чередованием умственных занятий и отдыха, обязательными трехразовыми прогулками благоприятно отразился на физическом развитии Пушкина, а скромная обстановка сделала его непритязательным в быту. И через много лет он будет придерживаться почти лицейского распорядка, следуя привычкам и привязанностям юности.

Летом во главе с директором лицеисты совершали «дальние, иногда двухдневные, прогулки по окрестностям; зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город, завтракать или пить чай в праздничные дни; в саду, на пруде, «катались с гор и на коньках». Пушкин любил осень и зиму, и впечатления от катания на коньках отразились в его стихах: «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед» («Евгений Онегин»); или «Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!» («Осень»).

За год с небольшим до окончания лицея его воспитанники два раза в неделю стали ходить «в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона» обучались верховой езде. Пушкин дорожил репутацией хорошего танцора и наездника. Верховая езда была для него страстью. Ему седлали то горячего аргамака, то смиренную крестьянскую лошадку, которой за это добавляли овса. При необходимости он мог скакать на лошади и без седла.

Пушкин в какой-то мере выучился и боксу ; скорее всего, это произошло вскоре после окончания лицея, когда поэт был особенно близок к элитной офицерской среде. Среди его знакомых, бравых гусар и кавалергардов, возможно, были офицеры, что во время поездки императора в Англию в составе царской свиты наблюдали за показательными поединками сильнейших боксеров «туманного Альбиона». Наверное, отсюда и пошло новое увлечение: в рукопашной бить не с маху, а «тычком», что требовало меньше времени и позволяло опередить соперника. П.П.Вяземский, сын друга поэта, вспоминает: «В 1827 г. Пушкин учил меня боксировать по-английски (молодому князю было тогда 6-7лет, — А.Т.), и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать».

Учителем фехтования в лицее был с 12 июля 1812 года лучший, тогдашний маэстро – Александр Вальвиль. Занимаясь с юношами, Вальвиль обобщил свой богатый опыт и написал книгу «Рассуждения об искусстве владеть шпагою». Она увидела свет в 1817 году, когда питомцы лицея вышли в жизнь и Пушкин был удостоен превосходной оценки, потому что, по утверждению историков, «считался чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля» .

Выдающиеся черты характера

Александр Сергеевич обладал не только огромной начитанностью; он живо интересовался музыкой, живописью, искусством ваяния. Могучий интеллект Пушкина охватывал необъятные области человеческой жизни, его всесторонняя образованность вызывала восхищение. Не случайно после беседы с ним император Николай I назвал поэта «умнейшим человеком в России». А писатель И.А.Гончаров, вспоминая, как в ученом споре Александр Сергеевич «горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса» (речь шла о «Слове о полку Игореве»), отметил «задумчивую глубину и какое-то благородство» в его глазах, «которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека». Необыкновенное обаяние личности Александра Сергеевича отмечает жена его друга В.А.Нащокина: «Я видела много его портретов, но должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика - особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений. Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видала». По словам хорошей знакомой Пушкина А.П.Керн, «в нем было до чрезвычайности развито чувство благодарности; самая малейшая услуга ему или кому-нибудь из его близких трогала его несказанно».

Современники поэта также видели в нем «совершенное отсутствие профессиональной зависти. и милое желание видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться ему». «При всей своей славе Александр Сергеевич был удивительно прост в обхождении и очень приветлив»,— такая мысль сквозит во многих воспоминаниях,— «почти каждое движение его было страстное, от избытка жизненной силы его существа». Вдова поэта Наталья Николаевна, увидев в поведении сына сестры Пушкина Льва Павлищева дорогие черты, как-то воскликнула: «Горячая голова, добрейшее сердце, вылитый Пушкин!» Даже у чиновников тайной полиции, которым был поручен надзор за Пушкиным, в донесениях начальству можно встретить фразы: «Пушкин имел от природы душу благородную, любящую и добрую»; «он был в полном смысле дитя и, как дитя, никого не боялся».

Но детская непринужденность Пушкина в общении с друзьями соседствовала с исключительной твердостью духа в минуту опасности. По свидетельству Н.В.Гоголя, «Пушкин никогда не плакал»; он сам о себе сказал в послании к Овидию: «суровый славянин, я слез не проливал». Последние годы жизни были очень трудными для Александра Сергеевича. Вечная нехватка денег, огромные долги, оголтелая травля со стороны продажных и недалеких журналистов, стремление великосветской черни разрушить семейное счастье Пушкиных, потоки злобы и клеветы, непонимание и холодность друзей — всё это создавало тяжелую, даже невыносимую обстановку в которой вынужден был находиться поэт. Не исключена и возможность международного заговора против Пушкина, известного горячим патриотизмом, глубочайшей любовью к Родине и критическим отношением к европейским «общечеловеческим ценностям». Вспомним его замечательное высказывание из письма П.Я.Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Удивительным мужеством проникнуто поведение Пушкина во время его последней дуэли с Дантесом. Условия дуэли были смертельно опасными; противники сходились, и расстояние между ними сокращалось с 20 до 10 шагов, где лежали шинели секундантов, обозначавшие барьеры. Впервые в жизни Пушкин (уже тяжело раненный) стрелял, стремясь послать пулю в стоящего у барьера противника. Предсмертные мучения Александр Сергеевич переносил стойко, беспокоился о жене и детях, давал последние распоряжения, приветливо общался по мере сил с друзьями. С начала до конца своих страданий он был необыкновенно тверд. «Я был в тридцати сражениях,— говорил находившийся при нем в последние дни доктор Арендт,— я видел много умирающих, но мало видел подобного». Свой долг христианина он исполнил «с таким благоговением и с таким глубоким чувством», что даже престарелый священник, исповедовавший и причастивший Александра Сергеевича, был тронут, сказав, что для себя самого желал бы иметь такую же кончину.

Похороны Пушкина стали выражением всенародной любви к поэту. Приходили поклониться гробу не только блестящие офицеры, великосветские красавицы, дипломаты, представители иностранных государств, но и студенты, чиновники, рабочий люд —ремесленники, мастеровые, крестьяне. Власти были поражены огромным стечением народа и, опасаясь волнений, сменили место отпевания тела, а потом тайно, на простых крестьянских дрогах, в сопровождении жандармского офицера и одного из друзей поэта, доставили гроб в Святогорский монастырь, где ранее нашла последний земной приют мать поэта Надежда Осиповна.

Могила Александра Сергеевича Пушкина стала святыней для всех россиян. «Лучшим местом на земле,— писал К.Г.Паустовский, — я считаю холм под стеной Свято-горского монастыря в Псковской области, где похоронен Пушкин. Таких далеких и чистых далей, какие открываются с этого холма, нет больше нигде в России».

Заключение

Поэт-пророк знал, что своим творчеством он воздвиг себе нерукотворный памятник, пробуждая лирой «чувства добрые», прославляя свободу, призывая «милость к падшим». Пушкинская духовность настояна на народности, на жажде свободы и на жаркой проповеди правды, красоты и добра.

Любить Пушкина — для каждого из нас это значит становиться человечески талантливее. Недаром Сергей Есенин писал: «Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант». Действительно, Пушкин принадлежит к числу тех творческих богатырей, тех великих исторических деятелей, которые, работая для настоящего, готовят будущее. Закончим глубоко справедливой мыслью В.Г.Белинского о том, что, читая пушкинские творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.С.Пушкин

Похожие статьи

Поделиться