Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837
Михайловский период (1824 —1826). Лирика.
9 августа 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское — имение своего отца. Попав в глушь северной деревни, поэт первое время живет неостывшими впечатлениями юга, откуда он был так внезапно вырван. Здесь в 1824 году им пишутся стихи, навеянные морем ( «К морю»), крымскими легендами ( «Фонтану Бахчисарайского дворца»), природой ( «Виноград », «Ночной зефир») и настроениями покинутого знойного края ( «О дева — роза, я в оковах»). В их стремлении к необычно яркому, из ряда вон выходящему и загадочному, в их преувеличенно-эмоциональной, красочной изобразительности, в их отвлеченности — последние, прощальные отзвуки романтизма. А «К морю» явно итоговое.
Одним из первых произведений, написанных Пушкиным в сель-ском заточении, явился «Разговор книгопродавца с поэтом». Это новая творческая декларация поэта, в которой он провозглашает принципы реалистической гражданской поэзии. Закономерно, что «Разговор книгопродавца с поэтом» был предпослан в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина», вышедшей в 1825 году отдельным изданием. «Разговор » явился и жизненной программой поэта. Только будучи независимым, утверждал он, поэт способен глубоко и широко обнимать явления жизни и во всю меру развертывать свои художественные возможности.
Живя в Михайловском, Пушкин впервые столь непосредственно соприкоснулся с народом, с крестьянами, их нравами, бытом, поэзией. Это явилось толчком для новых размышлений поэта о положении крепостных, о народе и власти. Именно здесь он назвал Степана Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Слушая на церковных и ярмарочных площадях песни, а дома из уст Арины Родионовны сказки, поэт, по его словам, вознаграждал «недостатки проклятого своего воспитания». Живое приобщение к родной почве, к мудрой простоте своего народа, несомненно, содействовало еще более крутому его повороту к народности, к реализму.
Период Михайловского уединения — пора расцвета пушкинской лирики. В эти годы деревенской ссылки поэт развивает лирические мотивы предшествующих периодов, воплощая их р совершенной реалистической форме. Шутливые ( «Прозерпина », 1824) и бесцеремонно-эротические ( «Анне Н. Вульф», 1825) стихотворения становятся в его творчестве случайными и мимолетными. Пушкин окончательно приходит к мысли, что «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво“ ( “19 октября», 1925). Его любовная лирика, отражая сложные перипетии переживаний, радостных и горестных, даже трагических, приобретает вершинную искренность и задушевность. Ее ставят в ряд величайших достижений мировой поэзии.
Среди жемчужин любовной лирики, поднявшейся до общечеловеческого смысла, какими являются «Ненастный день потух» (1824 ), «Сожженное письмо» (1825 ), «Желание славы» (1825 ), наиболее ярко выделяется послание «К К***» (1825 ). Многие исследователи, начиная с А. И. Незеленова и Н. Ф. Сумцова, явно упрощая, вульгаризируя его текст, видят в нем выражение отношений Пушкина к А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило лишь толчком, поводом для создания произведения, в котором поэт обобщил свои взгляды на любовь. Это стихотворение — гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.
В пору пребывания в Михайловском вакхические мотивы сказались лишь в нескольких стихотворениях. Кроме некоторых отзвуков в шутливых посланиях ( «Из письма к Вульфу», 1824), на всех них лежит печать глубоких социальных раздумий. Это хвала разуму ( «Вакхическая песня“, 1825), гимн дружбе, красоте, искусству ( “19 октября», 1825), жалоба на изгнанничество и одиночество ( «Зимний вечер», 1825).
Среди них самое жизнерадостное, мудрое, глубочайше обобщенное и поэтически совершенное — «Вакхическая песня». Это апология жизни и разума, страстный призыв к бодрствованию, убеждение в необходимости самоотверженной борьбы против всех проявлений зла и бескрайняя вера в правоту и победу света над тьмой. «Великолепный гимн радости» — так определил М. Горький эту песню. В поэзии Пушкина Михайловского периода нашли свое отражение и его философские раздумья ( «Сцена из Фауста», 1825), и его пристальный интерес к народному творчеству ( «Жених », 1825).
Но при всей пестроте откликов ведущей темой Пушкина в Михайловском заточении остается свобода, неизбывная о ней мечта. Эта тема в самых разных вариациях проявляется в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову» ( «Издревле сладостный союз», 1824), «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», «Второе послание цензору», «Заступники кнута и плети» (1825 ) и иных. Стремление к свободе, как подтекст, ощутимо и в тех стихотворениях, в которых само слово «свобода » не упоминается. Тема одиночества, изгнанничества, настойчиво звучащая в лирике этих лет ( «Храни меня, мой талисман», 1825; «Зимний вечер“), особенно в стихотворении “19 октября», служит выражением страстного желания свободы. Но еще более отчетливо эта тема проявилась в стихотворении «Андрей Шенье» (1825 ).
Внутренняя сосредоточенность поэта в невольном Михайловском уединении не ограничилась созданием лирических шедевров мирового значения. Он продолжал здесь работу над крупными произведениями, начатыми в Одессе, — над поэмой «Цыганы » и романом «Евгений Онегин». У него возникали и новые замыслы, из которых окончательную отделку приобрела трагедия «Борис Годунов».
Реклама от Literature-XIX.Ru