стихи, поэмы, сказки, повести

Рубрика: Пейзажная лирика

Гений русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, в своем творчестве охватывал множество самых разнообразных тем. Критики выделяют несколько основных тематических групп в его творчестве. Это тема свободы, дружбы, любви и природы.
А.С. Пушкин был одним из первых русских поэтов, сумевших не только выразить своё восхищение родной природой, но и заставить своих читателей увидеть красоту в обычном, познать прелесть русской природы, научиться понимать её язык.
Пейзажная лирика Пушкина поражает своим разнообразием и богатством. Она занимает одно из центральных мест в творчестве поэта. Александр Сергеевич считал, что только в единении с природой можно познать истинную мудрость жизни. Пейзажная лирика Пушкина далеко не легкомысленна, она напитана мыслями, размышлениями поэта, его философскими идеями.
Любовь к природе вошла в душу Пушкина ещё в детстве, когда он совершал летние поездки в Захарово. И это чувство со временем лишь укреплялось, проникая всё глубже в его сердце. Воплощение этого чувство на бумаге получило в романе «Евгений Онегин». Здесь Пушкин сумел передать настроения, волновавшие его, сумел изобразить образы, обогатившие читателя, помогающие увидеть красоту нашей родины глазами поэта. Он сумел затронуть струны души каждого русского человека.
Но начиналась пейзажная лирика Пушкина не с реалистического изображения природы, а с романтического. Это особенно характерно для периода южной ссылки. Первые лирические опыты Пушкина, созданные им в лицейский период, относятся к сентиментализму, в этих литературных шедеврах природа дополняет образ лирического героя, отражает его духовное состояние. Пейзажи, изображённые поэтом, получились крайне одухотворёнными, живыми, яркими. Элегии «Осеннее утро», «Певец» создаются в этот период.
Стихотворение «К морю» содержит в себе помимо описания красоты водной стихии, размышления поэта о судьбе народа и собственной участи неприкаянного человека. Море воплощает собой образ свободы, неукротимости, мощности и непокорённой красоты. Эти черты особенно привлекают поэта. Речь стихотворения полна восклицаний, риторических вопросов, эпитетов и метафор. Это произведение символическое прощание Пушкина с романтическим периодом творчества.
С приходом реалистического изображения, много меняется в восприятии природы Пушкиным. Он изображает тихую, но милую и родную красоту природы. Эта прелесть так близка русской душе. «Зимняя дорога», «Зимнее утро» наполнены напевностью народных песен. Таким образом появляется нерушимая связь между природой и русским народом.
В стихотворении «Деревня» Пушкин использует изображение сельских пейзажей, как образ идиллического мира, где царит умиротворение, спокойствие и тишина. Здесь уже используется более простая интонация, лексика. Эти зарисовки помогают поэту в контрасте изобразить несправедливость, царящую в мире людей. Гнёт правящего класса.
Жемчужиной пейзажной лирики Пушкина по праву является стихотворение «Осень». В нём помимо яркого, красочного изображения картин природы, тронутой осенним увяданием, представлены сцены из жизни народа, помещичья охота, уничтожающая посевы крестьян, зимние праздники, знойные летние дни. Известен факт, что осень была самым любимым временем года А.С. Пушкина. Он считал, что это время года прекрасно располагает писателя к творчеству. В этом стихотворении он описывает процесс рождения лирического творения. Переход мыслей и дум в стихотворную форму.
В этом же стихотворении поднят вопрос о сложностях жизни поэта в его эпоху самодержавно-крепостнического гнёта.

Список стихов А.С. Пушкина, относящихся к пейзажной лирике:
«Шумит кустарник» (1810 г.)
«Осеннее утро» (1816 г.)
«Деревня» (1819 г.)
«Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.)
«Земля и море» (1821 г.)
«Птичка» (1823 г.)
«Как счастлив я, когда могу покинуть» (1826 г.)
«Соловей и кукушка» (1826 г.)
«Весна, весна, пора любви» (1827 г.)
«В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера» (1827 г.)
«Еще дуют холодные ветры» (1828 г.)
«Волшебный край» (1820 г.)
«В те дни в таинственных долинах» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1822 г.)
«К морю» (1824 г.)
«Буря» (1825 г.)
«Зимний вечер» (1825 г.)
«Зимняя дорога» (1826 г.)
«Какая ночь, Мороз трескучий» (1827 г.)
«Встаёт заря во мгле холодной…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)
«Опрятней модного паркета…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)
«Уж небо осенью дышало» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.)
«Зима! Крестьянин, торжествуя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828г.)
«Вы избалованы природой» (1829 г.)
«Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный) (1829 г.)
«Меж горный стен несется Терек» (1829 г.)
«Дон» (1829 г.)
«Надо мной в лазури ясной» (1830 г.)
«Гонимы вешними лучами» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)
«Унылая пора! Очей очарованье…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)
«Вот север тучи нагоняя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.)
«Осень» (1833 г.)
«Туча» (1835 г.)
«Вновь я посетил…» (1835 г.)
«Забыв и рощу и свободу» (1836 г.)

Александров сергеевич пушкин стихи3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных критиков.

История создания касается периода, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском по причине ссылки за свою творчество и гражданскую деятельность. Несмотря на то, что год написания выдался для автора тревожным и депрессивным, он смог отыскать долю вдохновения, что подтолкнуло на создание многих всемирно известных поэтических строк.

Краткий анализ стихотворения поможет ближе познакомиться с творчеством великого русского поэта, отыскав основные особенности идейной наполненности и стихосложения представленного текста.

Произведение написано в стиле классического русского романтизма, что было характерным для творчества Александра Сергеевича. Размер для стиха автор тоже выбрал привычный – четырехстопный ямб. Это позволяет сделать текст мелодичным и легким для чтения. Усиливается такой эффект с помощью смешанной рифмовки. Женская рифма (первая и вторая, четвертая и пятая строки) разбавляется мужской (третья и шестая строчки). Одно предложение плавно перетекает в другое, создавая гибкую текстовую канву.

Ведущая тема раскрывается Пушкиным сразу в первом же предложении: «Мороз и солнце; день чудесный!». Красота природы выносится на передний план, а зимнее утро становится символическим лейтмотивом, который пронизывает все пять строф стихотворения. Таким образом раскрывается взаимосвязь между человеком и окружающим его миром. Идея душевной близости с природой была актуальна для писателя на протяжении всего творческого пути.

Анализируя поэтику произведения важно обратить внимание на выразительные средства. Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски. Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

Жанр пейзажной лирики характеризуется тем, что в стихах природные явления оживают и уподобляются человеку. Для этого А.С.Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась») и метафорические обороты («луна желтела», «лес чернеет», «комната блеском озарена»). Сравнения («луна, как бледное пятно») помогают полноценно понять и ощутить описанное.

Стихотворение написано в виде обращения. Об этом свидетельствует наличие риторических обращений: «Еще ты дремлешь, друг прелестный…», «Пора, красавица, проснись…».

Анализ стиха «Зимнее утро» не обойдется без упоминания фонетической окраски текста. Первая строфа насыщена звуками «с» и «з».

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Они являются символом зимнего утра. В то время как вторая строфа наполняет восприятие морозными, ледяными образами с помощью звуков «л» и «м».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Пушкинское творение базируется на постоянных контрастах – один образ резко заменяется другим, еще более символичным. Плавное и спокойное повествование переходит в бурные восклицания. Использованный прием создает дополнительную эмоциональную окраску поэзии.

Таким образом, мастерство автора возводит перед читателем литературного героя тонкой натуры – эстета, умеющего чувствовать и понимать природу.

Александров сергеевич пушкин стихиСтихотворение Александра Сергеевича Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» написано ямбом. В нём соединяется пяти и шестистопный ямб. Рифмование в стихотворении перекрёстное, с чередованием мужской и женской рифмы. Это придает произведению последовательности, речь плывёт медленно и размеренно, будто показывая предметы один за другим, непрерывно и плавно. Произведение было написано в 1829 году в период длительной поездки на Кавказ. Пушкин посетил место боевых действий, которое было интересно ему потому, что поэт волновался за судьбы декабристов. Интересно то, что в это период он был влюблен в Наталью Гончарову, а значит писал о любви к ней. Наталья отвергала любовь молодого поэта, но это не значило того, что Пушкин не мог восхищаться своей избранницей. Молодой поэт показывает свои переживания путём передачи картины природы. Мгла накрывает мир, спокойствие приходит в душу поэта. Он не собирается яростно противостоять выбору своей избранницы, но не может забыть о ней. Поэтому спокойствие природы в точности отражает его настроение.

Предлагаем Вашему вниманию текст стиха А.С. Пушкина:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Вы также можете прослушать текст стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (читает Олег Погудин):

Александров сергеевич пушкин стихиМоре всегда очаровывало всех, кто имел счастье его увидеть. Бескрайний простор, шум волн, красота заката – все это манило романтические души. И в плену необузданной стихии оказался и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Впервые поэт столкнулся с морской красотой в Одессе, где он находился в изгнании. В 1824 году Пушкин сумел вернуться в Москву. И накануне отъезда поэт сделал наброски будущего стиха, который он окончил спустя несколько месяцев.

Год написания стихотворения «К морю» ознаменовался для поэта, как переходной период от романтизма к реализму. Можно смело заявить, что эта работа стала заключительной для романтического периода А. С. Пушкина.

Создания стиха стала для поэта прощанием не только с морской стихией, но и с романтическими идеалами. Он словно прозревает, и последующее его творчество становится ближе к реализму.

Жанр стихотворения «К морю»

Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.

Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.

Анализ содержания стиха

Анализируя стихотворение, мы наблюдаем за прощанием А. С. Пушкина с морем. Грустью пропитана каждая строка элегии.

Расставание с морской стихией для поэта – это нелегкое дело. Он предается собственным переживаниям и воспоминаниям. Для нас открываются мысли, желания и чувства поэта: «по брегам твоим бродил я тихий и туманный».

Пушкин восхищается силой и непокорностью волн и находит в них сравнение с человеческой душой и ее порывами. Море может быть тихим, но в тоже время оно неподвластно человеку. Оно действует по желанию своих порывов и часто это губительно.

Пушкин находит общее с морем и в судьбе каждого человека. Вот так, как море играет кораблями на волнах, так и люди барахтаются в судьбе, пытаясь уловить направления ветра и настроение стихии:

«Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.»

Создание стиха «К морю» было для поэта отдушиной, в которую он вложил все то, чего ему недоставало. Очевидно, что Пушкин не раз задумывался о побеге, который совершит водным путем: «Ты ждал, ты звал… я был окован ».

Поэт поднимает вопросы о свободе. Данную проблему Пушкин рассматривает, как с философской, так и с политической стороны. И это не удивительно, если вспомнить какова история создания этого творения. Свобода – это основная тема стихотворения. Само море выступает символом свободы: «ничем неукротим ».

Анализ стиха «К морю» помогает нам увидеть, что герои, образы и темы появляются для читателя совсем неожиданно.

К середине стиха поэт вспоминает двух выдающихся личностей Байрона и Наполеона. Смерть Байрона сильно опечалила великого поэта, и он придался большой тоске. Наполеон же был сильной личностью, которой восхищались многие. Но, как и Байрон, он не смог завершить свой жизненный путь так, как хотел. Пушкин видит свое бессилие перед судьбой и полностью заключает эту мысль между строк сего превосходного стихотворения.

Оканчивается прощание с морем обещанием поэта хранить воспоминания о нем «в вечерние часы ».

Художественные средства

Анализ лирического произведения Пушкина «К морю» позволяет нам заметить богатое использование выразительных средств. Они занимают читателя с первых строк и не отпускают до конца.

Он использует огромное количество эпитетов, метафор, сравнений, анафоры. Поэт в своем разговоре с морем применяет обращения и риторические вопросы. Это создает эффект реального разговора.

Пушкин легко играет со словами. В какой-то момент даже кажется, что мы слышим реальный шум волн. Это получается благодаря определенному сочетанию шипящих звуков.

Размер стиха «К морю» можно определить, как четырехстопный ямб.

В произведении есть женская, мужская и перекрестная рифма.

Пушкин, как всегда, продемонстрировал себя великим поэтом, который с легкостью управляется словами.

Александров сергеевич пушкин стихиПреданная любовь Александра Сергеевича Пушкина к своей родине отражена во многих лирических произведениях. Поэт подолгу бывал в Михайловском, с которым связаны радость, тоска, длительные высылки из столицы. Здесь, в июле 1819 года, он написал оду «Деревня». Посвященная проблемам крепостного права, она рассказывает о тяжелом крестьянском труде и роскошной жизни богачей. Делая анализ стихотворения можно отметить высказывания великого поэта о деспотичном самодержавии, бесчеловечном крепостничестве («…здесь барство дикое»). Тематика стихотворения несет на себе влияние взглядов декабристов, дружеских бесед с Чаадаевым, общения с Рылеевым. Поэта волнуют вопросы общественного устройства России.

Создание произведения связано с важной вехой в жизни поэта. Этот период творчества Пушкина называют петербургским. Поэт активно участвует в общественной жизни, встречается с участниками закрытых обществ. Задумывается о проблемах крепостничества. Поэт видит, что у большинства людей его окружения все-таки нет желания замечать, в какой нищете живут крестьяне. Трудом крепостных пользуются помещики, считая это справедливым. Пушкин рассказывает о тех бедняках, которым не ведомо чувство свободы и справедливости. Поэт сумел ненадолго приехать в имение Михайловское. Деревенская жизнь его привлекает. Пушкину нравится сельское одиночество, ему вольнее дышать и жить. В имении поэт и написал знаменитую элегию «Деревня».

Тема и идея стихотворения Пушкина «Деревня» из просто пейзажной перерастают в тему политическую. Произведение посвящается актуальной по тем временам теме крепостничества. Поэт показывает его губительность, жестокость и несправедливость по отношению к простым людям. Стихотворение состоит из двух важных тем. В первой автор признается в любви к родным местам, а вторая звучит политической декларацией, омрачающей душу и настраивающей на философский лад. Описывая деревенскую жизнь, спокойную красоту природы, автор говорит о вдохновении, о литературном творчестве и душевном очищении. Вторая часть резко противопоставлена всему, о чем говорил поэт вначале. Звучат высказывания против самодержавия, его деспотизма, жестокости («мысль ужасная здесь душу омрачает»). Произведение является сложным по композиции. Стихотворный размер – шестистопный ямб, по-разному рифмующийся. Присутствует кольцевая и перекрестная рифма.

Жанр стихотворения необычен. В оде «Деревня» поэт соединил с жанром элегии политическую сатиру. В первой части созданы тихие картины, вокруг «глушь уединения», «пустынный уголок» и др. Этот сельский пейзаж располагает к поэзии. Здесь приют спокойствия, гармонии. Приходят минуты вдохновения. Очень поэтичен «приют спокойствия», чуткой прекрасной природы. Неожиданно произведение меняется по тону и содержанию. Перебравшемуся в деревню поэту не найти покоя, он замечает вокруг нищету, беды и их причиной называет «рабство тощее». Путем противопоставления рождаются мысли о светлой заре, которая должна взойти над просторами отечества. Юный поэт призывает царя к уничтожению рабства и вручению народу свободы и просвещения. Автор размышляет о несправедливости, царящей вокруг, мечтает о том времени, когда она исчезнет. Только увидит ли это сам Пушкин? Сможет ли народ стать свободным? Говоря с народом, который угнетен, поэт желает, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Добившись этого, автор сумеет стихотворными строчками сделать мир лучше, справедливее. Но это невозможно. Последние строки говорят о том, что поэт надеется на августейшую особу, которая положит конец человеческим страданиям.

Александров сергеевич пушкин стихиМногие творческие приемы Александра Сергеевича Пушкина легли в основу современной словесности. Одним из них считается прием переноса свойств неодушевленных предметов на свойства одушевленных. Пример тому – лирическое стихотворение «Туча». Создание относится к 1835 году, т.е. оно входит в поздний период его творчества. В последний период, как известно, автор пишет необыкновенно духовные, светлые произведения. Стихотворение наполнено любовью к природе. Туча здесь несет в себе образ души. Подобно душе она проходит через бури, искушения, страсти, обновляется, становится чище, лучше, превращается в гармонию.

Краткий анализ стихотворения может помочь понять смысл произведения. Его жанр можно определить как пейзажная лирика. Это стихотворение можно назвать гимном летнему дождю. С самого начала мы понимаем, что лирический герой обращается к туче, которая плывет по лазурному чистому небу. Поражает то, как автор смог описать восхищение и восторг изменчивостью природы. Еще недавно тучу разбивала гроза, а теперь после окончания бури, ей необходимо оставить ясное небо.

В этом произведении ярко показано, что все взаимосвязано в природе. Дождь шел именно тогда, когда земля нуждалась во влаге. Грозность туче добавляли гроза и молния, ее сопровождающие. Несмотря на свой восторг, лирический герой гонит тучу прочь: «Довольно, сокройся! Пора миновалась». Но разве легко согнать тучу? Автор хочет донести до читателей главную мысль: все в этой жизни подчиняется высшим силам. Разрушение законов природы может привести к потере гармонии. Точно также происходит в человеческих отношениях. Наши поступки и мысли должны быть своевременны, они не должны приносить окружающим боли и разочарования. В противном случае, кто-то из нас может оказаться на месте тучи, задержавшимся не там, где нужно, мешающим и расстраивающим людей.

Анализ стиха «Туча» помогает прочувствовать прекрасные ощущения свежести, греет оттенками солнца и лазурного неба, дарит надежду на лучшее.

Рассмотрим композицию произведения. В первой части поэт негодует, что туча не скрылась после грозы, задержалась и напоминает о прошедшей буре. Во втором катрене, мы понимаем, что земля жаждала воды, и гроза пришла как нельзя кстати. В последнем четверостишии можно заметить, что все заканчивается благополучно, и ветер потихоньку гонит тучу с лазурного и чистого неба. Композиция классическая: прослеживаются введение, основная часть и заключение.

Украшают произведение выразительные средства языка. Оно наполнено различными тропами. Вроде бы главная мысль стихотворения одна, но стилистика катренов совершенно разная. Первые четыре строчки – унылые, мы встречаем словосочетание: «унылую тень». Создается настроение угрюмости, угнетения. Но первый катрен имеет подготовительную функцию, потому что второй катрен звучит агрессивно, ярко и мощно. Стих наполнен аллитераций: «кругом», «грозно», «гром». А заключается произведение умиротворенным четверостишием, где все образы спокойные. Слова и словосочетания: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес» дарят чувства свежести и благоговения перед природой. Также, анализируя стихотворение, можно с уверенностью сказать, что оно написано четырехстопным амфибрахием. В первых строфах преобладает женская рифма, во вторых – мужская.

Навигация по записям

Свежие публикации

Поделиться