Болдино, поэт Пушкин
Posted ВС, 19/05/2013 - 06:55 by Кэп
Болдино – одно из тех «говорящих» мест, которое расскажет о жизни известного человека больше, чем тома его биографий. Здесь время поворачивает вспять, и вы оказываетесь в эпохе Пушкина.
Село Большое Болдино - старинная вотчина рода Пушкиных. Уже в 1585 году владельцем его был Евстафий Михайлович Пушкин – воевода и дипломат при Иване Грозном.
С 1619 года «вотчина в Арзамасском уезде в Залесном стану за Шедковскими воротами, село Болдино, что была деревня Заборотники, под большим мордовским черным лесом…» числилась за Ф.Ф. Пушкиным – участником защиты Москвы 1612 года. С 1840 года Болдином владел дед А.С.Пушкина Лев Александрович Пушкин. В начале XIX века имение было разделено между Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными – отцом и дядей поэта. Александр Сергеевич Пушкин посетил Болдино трижды: в осенние месяцы 1830, 1833 и 1834 годов.
Большое Болдино, Пушкинские места
Непосредственное знакомство с жизнью и бытом крепостной деревни отразилось в ряде произведений, наиболее глубоко - в « Истории села Горюхина». Месяцы, проведенные здесь, в особенности болдинская осень 1830 года, стали необычайно плодотворными для поэта. За это время было написано более тридцати лирических стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Домик в Коломне», последние главы «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Пиковая дама», сказки и многое другое. Пребывание Пушкина в Болдине, несомненно, оказало большое влияние и на его последующее творчество.
Музей, посвященный болдинскому периоду жизни и творчества поэта, размещен в бывшем барском доме Пушкиных. После смерти Сергея Львовича (в 1849 г.) имение перешло к Льву Сергеевичу, брату поэта. В 1911 г. усадьба приобретена казной. С 1949 г. эта земля является музеем-заповедником А.С.Пушкина. Ныне он включает в себя мемориальную усадьбу в селе Большое Болдино, рощу Лучинник и усадьбу сына поэта А.А.Пушкина в селе Львовка.
В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк XIX века. В доме размещается литературно-мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт. Отреставрирована в 1974 году вотчинная контора, в жилой половине которой в свой последний приезд в Болдино в 1834 останавливался Пушкин.
В 1980-1990-х годах полностью воссоздан усадебный комплекс. На прежних местах вновь появились барская кухня, баня, людская, конюшня с каретником и амбаром. Здесь открыты экспозиции и выставки этнографического характера.
К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине восстановлена каменная церковь Успения ХVIII века. В 1997 году открыт детский музей пушкинских сказок в домах церковного причта. В 2005 году завершена реставрация усадебного дома во Львовке. В нем разместилась экспозиция «В мире Повестей Белкина», посвященная пушкинским героям.
Болдино, часовня Архангела Михаила
С 1969 года в Болдине проводится научная пушкинская конференция «Болдинские чтения». С 1976 года по итогам конференции издается ежегодник «Болдинские чтения». С 2003 года музей начал ежегодно проводить областную школьную конференцию «Под знаком Пушкина». Лучшие работы также публикуются в одноименном сборнике.
В 1973 году Болдино было включено в маршрут ежегодного Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. Музей-заповедник ежегодно принимает участие в подготовке и проведении Всероссийского фестиваля оперного и балетного искусства «Болдинская осень».
В сентябре 2006 года в Болдине и Нижнем Новгороде прошел первый международный мультимедийный фестиваль «Живое слово», в котором приняли участие российские и зарубежные журналисты. Цель акции – привлечь внимание к актуальной проблеме чистоты русского языка. На базе музея пушкинских сказок действует клуб «Золотая рыбка» для подготовительных групп детского сада. Общение с детьми проходит в игровой форме, проводятся утренники, викторины по сказкам Пушкина. Для начальных классов организован кружок «Лукоморье», для старшеклассников - кружок «Молодой экскурсовод».
Для посетителей музея-заповедника помимо обзорных и тематических экскурсий разработаны программы фольклорно-этнографического характера: «Широкая масленица», «Деревенские посиделки», «Святочные гадания».
С привлечением инновационных методов работы в музее разработаны и задействованы такие дополнительные программы как «Бал пушкинской эпохи», «В зеркале двух столетий», «Урок в церковно-приходской школе», театрализованная экскурсия «История села Горюхина…», игровая программа для детей «На зеленом, на лугу», программа для молодоженов «Свадьба в Болдине».
У посетителей музея есть возможность сфотографироваться в костюмах пушкинской эпохи, прокатиться на фаэтоне.
На территории музея-заповедника открыта «Сказочная гостиная», где представлена детская выставка творческих работ участников музейных кружков и работы, присланные детьми в музей из других городов России. Здесь же демонстрируется кукольный пушкинский бал, где куклы выполнены из соленого теста воспитанниками одного из нижегородских интернатов; ребятам показывают сказки А.С.Пушкина, кроме того, посетители гостиной могут оставить на память сделанную своими руками из предложенного материала поделку, сфотографироваться в костюме пушкинского сказочного героя и просто отдохнуть в уютном деревянном доме после экскурсий по усадьбе.
История владения рода Пушкиных
Болдино было во владении рода Пушкиных с XVI в. Архивные документы говорят о том, что в 1585 г. это было поместье Евстафия Михайловича Пушкина, далекого предка поэта, отличившегося на военном и дипломатическом поприще при царе Иване Грозном. К концу жизни Евстафий Михайлович первым в роду достиг высокого чина думного дворянина и умер воеводою Тобольска, фактическим наместником Сибири.
В 1612г. Болдино получил в вотчину за освобождение Москвы от поляков Иван Федорович Пушкин, представитель другой ветви рода. Спустя несколько лет он погиб, не оставив потомства, а Болдино в 1619 г. было пожаловано в вотчинное владение его брату Федору Федоровичу — «за Московское осадное сидение», оборону Москвы от войск польского королевича Владислава. С тех пор оно передавалось по наследству из поколения в поколение и в ХVIIIв. перешло во владение прямых предков поэта.
В 1718 г. прадед Пушкина Александр Петрович получил Болдино по духовному завещанию своего двоюродного дяди, а с 1741 до 1790 г. имение находилось во владении деда поэта — Льва Александровича Пушкина. И хотя он жил в Москве, тем не менее находил время заботиться о своей нижегородской вотчине. При нем имение расширилось и окрепло.
В 1780-х гг. в Болдине развернулось строительство большой каменной церкви, а позднее (уже при вдове Льва Александровича — Ольге Васильевне) и новой барской усадьбы. Место для них было выбрано в центре села, на берегу длинного оврага, преобразованного в каскад прудов.
После смерти Льва Александровича имение, включавшее в себя кроме самого Болдина деревню Малое Болдино и сельцо Кистенево, отошло его детям от двух браков. Свою часть наследства получил отец поэта Сергей Львович, которому по разделу с братом Василием Львовичем досталась половина села Болдина с новой усадьбой. Позже ему отошло еще и Кистенево, часть из которого он выделил позднее сыну Александру.
Приезжая в Болдино, Александр Сергеевич останавливался в усадьбе отца. Дом пустовал, и он оказывался его единственным обитателем.
Пушкин в Болдино
Знакомство с вотчиной предков стало для Пушкина знаменательным событием. Здесь он живо ощутил кровную связь с судьбой своего древнего рода. Неслучайно именно в Болдине появились стихотворения «Моя родословная» и «Два чувства дивно близки нам. ». Здесь он работал и над записками об истории рода Пушкиных. В «блуждающей судьбе» поэта Болдино стало местом, где он не просто находил временное пристанище, а чувствовал себя под защитой родного крова. В одном из писем в 1834 г. он писал жене: «Дай Бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых! да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином! Неприятна зависимость; особенно когда лет 20 человек был независим».
Родовое гнездо так и не стало домом для семьи поэта. После его гибели имение продолжало оставаться во владении отца; после смерти Сергея Львовича отцовскую часть Болдина унаследовал его младший сын Лев Сергеевич. Другая половина Болдина, ранее принадлежавшая Василию Львовичу и заложенная им, была продана за долги. Детям поэта из наследства деда были выделены сельцо Кистенево и деревня Львовка.
Позднее их единоличным владельцем стал старший сын поэта Александр Александрович Пушкин, генерал русской армии, герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Он не раз бывал в усадьбе во Львовке. А вот потомки брата поэта постоянно жили в Болдине. В 1853 г. сюда после смерти мужа переехала на жительство из Одессы вдова Льва Сергеевича, Елизавета Александровна с тремя малолетними детьми. Сын Анатолий Львович вступил в права наследства спустя тринадцать лет, в 1866 г. и владел имением до 1903 г. вплоть до своей кончины. Последним владельцем Болдина был его сын Лев Анатольевич Пушкин, внучатый племянник поэта.
В 1911 г. болдинская усадьба была приобретена государством. Вопрос о ее приобретении решался в Петербурге, на заседании Совета министров под председательством П. А. Столыпина. Решение было высочайше утверждено Николаем II. Болдинская усадьба не пострадала в годы революции. В 1918 г. сами крестьяне села Болдино приняли решение о сохранении. «Приговор» сельского схода гласил: «И на месте сим желательно увековечить память великого поэта (нашего помещика) Александра Сергеевича Пушкина». В Болдине сохранились и барский дом, и усадебный парк с прудами, и флигель. Но прошли десятилетия, прежде чем здесь открылся Пушкинский музей.
Музей Пушкина (Львовка)
«Повести Белкина» были написаны в Болдино осенью 1830 года и явились первыми завершенными прозаическими произведениями Пушкина. Создавались они быстро, на одном дыхании, как и почти все, что было написано в плодотворнейшую болдинскую осень, но в них уже в полной мере выкристаллизовались особенности и достоинства пушкинской прозы. Мир «Повестей Белкина» - это мир российской провинции. И особое место здесь принадлежит теме дворянского усадебного быта. В провинциальных дворянских усадьбах происходит действие «Метели», «Барышни-крестьянки», второй части повести «Выстрел». Наконец, образ самого вымышленного автора, Белкина, именем которого объединен цикл, так же помещен в эту среду.
В процессе создания повестей сыграли свою роль ассоциации с действительностью, окружавшей Пушкина в эти месяцы. Впечатления деревенской жизни питали его творческое воображение – без них не обошлось в описании жизни Ивана Петровича Белкина или одинокого прозябания в «Выстреле» и, тем более, в живых выразительных картинах русской осени в «Барышне-крестьянке».
Созданию не совсем обычного музея литературных героев во Львовке благоприятствовали все условия. Подлинный барский дом с классическими портиками существует в среде, идеально соответствующей содержанию музея: это сохранившийся усадебный парк с липовыми и березовыми аллеями, деревянная церковь и сама деревня с цепью прудов и живописными окрестностями.
Теперь в отреставрированном барском доме перед гостями музея предстают кабинеты Ивана Петровича Белкина и графа, владельца богатого поместья («Выстрел»), комната Лизы Муромской («Барышня-крестьянка»), Марьи Гавриловны («Метель») и объединяющая интерьеры всех этих помещений типичная для провинциальных дворянских усадеб первой трети ХIХ века гостиная.
Экспозиция занимает пять комнат небольшого двухэтажного дома. Открывает ее литературный интерьер «В кабинете Ивана Петровича Белкина», который размещается в одной из комнат на первом этаже Обстановка комнаты переносит посетителя в атмосферу деревенского усадебного быта. Этот быт скромен, почти беден: низкий потолок, небольшие окна; у стены – диван провинциальной работы, выкрашенный под красное дерево. Напротив, под окном – старинный сундук. Убранство комнаты старомодно, во вкусе XVIII века, и не только потому, что бывший хозяин дома, где поселился наш герой – его отец – жил и правил по старинке, но, в сущности, и сам Белкин, по своей психологии, вкусам, скорее человек ушедшего века. На столе - массивный письменный прибор, кроме этого – пресс-папье, большая аккуратная стопа чистой бумаги, бутыль с чернилами, несколько книг, корзина на сундуке с грудой тетрадей и календарей-месяцесловов.
имение Пушкиных, Болдинская осень
Несколько комнат второго этажа посвящаются собственно «Повестям Белкина». Литературный интерьер по повести «Барышня-крестьянка» занял просторную и светлую комнату с окнами в парк. В теплых, светлых тонах решается цветовая гамма интерьера. Вся мебель в комнате – диван, овальный столик, кресла – карельской березы, окна лишь слегка прикрыты легкими занавесками.
В центре экспозиции – туалетный столик с зеркалом, на нем – флаконы, шкатулка, журнал с модными картинками, соломенная шляпка с лентами, а возле – кресло, на спинку которого брошены крестьянский сарафан и вышитая рубаха. Здесь же, на сиденье кресла, маленькие лапти и плетеная корзина.
Из окон, сквозь деревья парка, взгляду открываются окружающие усадьбу поле и лес – первозданный пейзаж средней России, подобный тем, среди которых выросла пушкинская героиня.
Следующая комната экспозиции – литературный интерьер из повести «Метель» - «Ночь перед побегом». Здесь воссоздан фрагмент обстановки спальни Марьи Гавриловны: кровать под пологом, напротив – столик, на нем подсвечник с оплывшей свечой, письменный прибор, два запечатанных конверта (прощальные письма героини повести). Здесь же несколько книг: модных в начале 19 века французских романов. На кровати находятся упоминающиеся в повести шкатулка и узел, как бы приготовленные к побегу.
Образ зимней ночи создается с помощью оконных витражей из ткани (имитация морозного узора по синему фону). Как вы помните, именно поздним зимним вечером собиралась совершить побег героиня повести.
Экспозиция комнаты, посвященной повести «Выстрел» ориентирована на кульминационный момент в кабинете графа, где происходит второй поединок между графом и Сильвио. В экспозиции – угловая печь с каминным экраном перед ней. Далее у стены – книжный шкаф, на нем – гипсовый слепок античного бюста. Между печью и шкафом на стене – картина. Под картиной – маленький столик, на нем – два кофейных прибора. Возле столика стоят два кресла. На спинке одного из них – женский вышитый шарфик, на другом – раскрытая книга.
Второй экспозиционный комплекс в этой комнате по настроению контрастен первому. Ширма посередине комнаты образует своего рода выгородку: ломберный стол и чуть отодвинутое кресло. На столе – массивный канделябр, армейский пистолет и гусарская фуражка.
Вспомним, что действие в данной сцене происходит вечером, на закате. Цветные витражи из тонкой ткани в окнах и световые эффекты создают впечатление освещенности комнаты особым закатным светом, несколько нереальным, фантастическим.
Все указанные литературные интерьеры строятся на материале повестей, объединенных темой дворянского усадебного быта современной Пушкину России. В этих усадьбах текла своя жизнь, происходили радостные и печальные события, складывались и рушились человеческие судьбы.
Связующим смысловым и образным центром всей экспозиции стала комната, в которой создан интерьер типичной дворянской гостиной пушкинского времени. Эта просторная комната занимает центральное место в планировке второго этажа. Интерьер гостиной не просто воспроизводит обстановку, характерную для помещений такого рода. Здесь особая атмосфера усадебного уклада жизни с ее неторопливостью, теплотой, уютом. Дворянская усадьба в России, как известно, являла собой совершенно особый мир, воплощая идеал Дома как родового гнезда, семейного очага, места, где человек мог ощущать себя независимым, быть самим собой. В усадьбы удалялись, чтобы посвятить себя творчеству или наукам, либо просто любимым занятиям.
Перед вами раскрытый рояль, на нем – тетрадь с нотами, словно кто-то только музицировал. У стены – шкафчик с книгами, здесь вы видите альбомы со стихами и рисунками, посуду того времени…
Собираясь в Болдино на экскурсию, достаньте с полки томик Пушкина и перечитайте «Повести Белкина», и тогда в доме львовской усадьбы вам почудится, что вы приехали в гости к своим старым знакомым.
Болдино в жизни Пушкина (1830 год)
В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору – с ее приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой легкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. Осеннее затворничество, чувство отъединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, даже здешняя природа – спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба – все способствовало особому творческому настрою души. Спустя лишь несколько дней по приезде появились первые стихотворения – «Бесы», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)». А затем ежедневно или через день-два из-под пера Пушкина выходило новое произведение, и так продолжалось почти все время его пребывания здесь. Мощного творческого порыва не остановили даже те роковые обстоятельства, которые и задержали поэта в Болдине до самой зимы. Дела по Кистеневу он завершил еще в сентябре и мог бы вернуться в Москву, где ждала его невеста, юная красавица Наталья Гончарова. Но как раз в это время эпидемия холеры, которая еще с лета подкрадывалась с низовьев Волги, захватила центр России, оказалась совсем рядом, вспыхнула в Москве – и дороги были перекрыты карантинами. Для Пушкина потянулись бесконечные дни холерного плена. До самого Болдина холера не дошла, но наперед он не мог знать этого – смертельная опасность была реальной. Еще более тревожили мысли о невесте, оставшейся в зараженной Москве; не доходило никаких известий о родственниках и друзьях – и порой его охватывало отчаянье. Но вопреки всему в эту тревожную, богатую бедами осень он пережил неповторимый творческий взлет.
Болдинские места, литературная Россия
Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна.
А.С. Пушкин - А.А. Дельвигу.
4 ноября 1830 г.
За три месяца было создано около пятидесяти произведений – и это при невероятном жанровом и тематическом разнообразии: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «История села Горюхина», десятки стихотворений, среди которых такие шедевры пушкинской лирики, как «Прощанье», «Для берегов отчизны дальной…», «Заклинание», «Я здесь, Инезилья…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». А, кроме этого, еще и публицистика, ряд полемических и литературно-критических статей…
Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал.
А.С. Пушкин - П.А. Плетневу.
9 декабря 1830 г.
Подобного в жизни Пушкина не было ни ранее, ни потом. Да и в истории не только русской, но и всей мировой литературы этот период его творческой биографии остается явлением феноменальным. Он давно получил поэтично звучащее название – Болдинская осень, которое для нас обрело символический смысл. Мы произносим эти слова, когда желаем найти определение явлениям высочайшего выражения чьих-то творческих возможностей в литературе, искусстве или любой другой сфере человеческой деятельности.
Успенская церковь, Болдино
Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь;
соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается,
никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов.
А.С. Пушкин - П.А. Плетневу.
9 сентября 1830 г.
Жизни и творчеству А.С.Пушкина периода Болдинской осени 1830 года посвящена основная часть экспозиции, размещенной ныне в доме-музее. Бывший барский дом пушкинской усадьбы – деревянный особняк с мезонином – за свою двухсотлетнюю историю претерпел неоднократные перестройки, но сохранил основные помещения первого этажа, те самые, в которых жил поэт, приезжая в Болдино. Он занимал две-три комнаты в парадной анфиладе дома. Их обстановка воссоздана в нынешней экспозиции – это прихожая, зальце и кабинет.
Зальце, самое просторное помещение в доме, с большими окнами и застекленной дверью, ведущей на веранду, предназначалось для приема гостей. Но Пушкин жил уединенно, и для него это была обычная жилая комната, где он мог обедать или отдыхать. Убранство зальца не отличается богатством. Здесь все довольно просто. У стены, между двумя угловыми печами, стоит диван красного дерева, перед ним – круглый стол, вокруг – кресла. Это подлинная мебель пушкинского времени из этого дома. Когда-то она была продана семье арзамасского купца Вилянова, вышедшего из болдинских крестьян. А спустя годы, пройдя через руки ряда владельцев, снова оказалась в усадьбе, в экспозиции музея. На стенах зальца – фамильные портреты: отец поэта Сергей Львович, дядя Василий Львович, двоюродный брат деда Алексей Федорович Пушкин и его жена Сарра Юрьевна. Время не сохранило портретов самого деда поэта, Льва Александровича, и прадеда, Александра Петровича. Скорее всего, прежде такие портреты существовали и хранились в московском доме Василия Львовича, но погибли в пожаре 1812 года. А вот документы по родословной Пушкиных дядя поэта сохранил и перед смертью передал Александру Сергеевичу, который привез их с собою в Болдино осенью 1830 года. Сложилось так, что здесь, на земле предков, поэт заново открывал для себя историю своего рода, изучая эти документы. Копии некоторых из них сегодня можно увидеть в зальце дома-музея, на старинном секретере. О событиях той осени и переживаниях поэта в холерном заточении напоминают номера газеты «Московские ведомости», которую получал поэт в Болдине, и его письма Наталье Гончаровой и Петру Плетневу. Письма невесте полны нежности и тревоги, в письмах к другу – сетования на холеру, но кроме этого – радость, которой он делится с ним, рассказывая о том, как счастливо ему здесь пишется.
фонтан в Большом Болдино
Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать
в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, - потому что другого мы здесь не видим.
А.С. Пушкин - Н.Н. Гончаровой.
30 сентября 1830 г.
Кабинет Пушкин устроил в угловой комнате рядом с зальцем. Воссозданный интерьер мало напоминает обычные кабинеты писателей прошлого. Нет даже письменного стола. Его заменяет ломберный стол у окна. Второй стол, тоже ломберный, стоит в углу под книжной полкой. Напольные часы, кресла с кожаными сиденьями, два дивана дополняют обстановку комнаты. Аналогичная мебель числится в сохранившейся описи дома за 1849 год и, вероятно, она оставалась прежней с 30-х годов – ведь владельцы усадьбы здесь не жили. Сохранился и уникальный графический документ, позволивший с большей точностью восстановить этот интерьер – рисунок самого Пушкина, сделанный им в ноябре 1830 года. На нем поэт – единственный раз в жизни – запечатлел уголок комнаты, в которой работал. Вероятно, ему хотелось лучше запомнить обстановку своего импровизированного болдинского кабинета – слишком необычной была эта осень в его творчестве.
Александр Сергеевич Пушкин в Болдино – 1833 год.
В 1833 году Пушкин во второй раз приехал в Болдино. Снова стояла осень. К началу октября он закончил поездку по пугачевским местам Урала и Поволжья и завернул сюда, чтобы завершить свою «Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, которые стремительно зрели в дороге. Он торопился в имение, как в свой рабочий кабинет, предчувствуя, что снова распишется здесь. Так и случилось. Все полтора месяца, что он провел в этот раз в Болдине, Пушкин работал жадно – почти всегда параллельно над несколькими произведениями. К концу его пребывания в деревенском уединении была готова беловая рукопись «Истории Пугачева», написаны «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анджело». В перерывах появлялись беглые наброски еще одной поэмы – будущего «Медного всадника». Поразительно, что вплотную над этим произведением – едва ли не самым совершенным во всем его творчестве – поэт работал в течение всего лишь нескольких дней.
Вот уж неделю, как я в Болдине, привожу в порядок
мои записки о Пугачеве, а стихи пока еще спят.
А.С. Пушкин - Н.Н. Пушкиной.
8 октября 1833 г.
Одна из комнат литературной экспозиции дома-музея посвящена второму приезду Пушкина в Болдино и его работе над «Медным всадником». На небольшом скромном бюро разложены рукописи поэмы – черновые тетради и беловик с пометой о времени окончания: 1 ноября, 5 часов, 5 минут утра. На стенах – гравюры с видами Петербурга. А за окном – деревенский пейзаж: усадебный двор с бревенчатыми постройками и широкой поляной посередине, и за ним взгляду открываются окрестные дали – «равнины скат отлогий», как точно отметил особенность здешнего ландшафта сам поэт в одном из болдинских стихотворений. Так же и в деревенском бытии Пушкина переплелись в ту осень впечатления окружавшей его действительности и думы о Петербурге. В пору создания «Медного всадника» и «Пиковой дамы» Петербург всецело владел его творческим воображением. Но с этим городом теперь были связаны и личные, домашние заботы поэта. Уже более двух с половиной лет он был женат, стал отцом семейства и жил с семьей в Петербурге. Снова состоял на службе, получил доступ в государственные архивы, готовился написать «Историю Пугачева» и многое другое, чем он мог быть доволен. И во вторую встречу Болдино щедро одарило его вдохновеньем. Об этом – гениальные строфы его болдинского стихотворения «Осень» («Октябрь уж наступил…»). В нем нашли выражение и жизненные, и творческие впечатления, наполнявшие каждый день его пребывания здесь. Вместе с пушкинскими письмами это стихотворение образует своего рода дневник осени 1833 года.
А.С. Пушкин в Болдино в 1834 году.
Ему пришлось на время принять от отца дела по управлению имением, которое оказалось на грани разорения. И хотя он сам не пользовался доходами с Болдина, нужно было позаботиться о стареющих родителях и подумать о будущем детей, для которых это имение могло стать, по словам самого Пушкина, «последним верным куском хлеба». Но не только это заставило поэта погрузиться в хозяйственные хлопоты. Болдино было дорого ему по-особому – и как вотчина предков, и как место, где он уже привык находить творческий приют. В этот раз Пушкин поселился не в барском доме, где шел ремонт, а в помещении вотчинной конторы.
Дай Бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых! да плюнуть на Петербург,
да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином!
А.С. Пушкин - Н.Н. Пушкиной.
Май 1834 г.
Контора – бревенчатое строение с тесовой крышей – в наши дни стоит в углу усадебного парка, на противоположном от дома берегу пруда. Во время приездов поэта она находилась, по-видимому, за пределами усадьбы, хотя и совсем неподалеку. На нынешнем месте здание конторы установили в 1911 году, когда усадьба продавалась.
В вотчинной конторе – две большие комнаты, разделенные просторными сенями. В одной из них воссоздана обстановка собственно конторы, где велись дела по управлению имением; в другой – интерьер жилой комнаты. Так она могла выглядеть, когда в ней жил поэт. Здесь по-деревенски просто и уютно: бревенчатые стены, небольшие оконца, беленая печь в углу. Почти вся мебель – красного дерева, но провинциальной работы: большой диван, стол, секретер, конторка. Под окнами стоит простой сундук, покрытый домотканым полотном, над ним – потускневшее старинное зеркало.
Пушкин был рад опять оказаться в Болдине, надеясь, что, помимо хозяйственных дел, найдет время и для литературных трудов. Он взял с собою черновики «Капитанской дочки», но так и не принялся здесь за свою повесть. Возвратился было к автобиографическим запискам, но оставил их. Ему не работалось. Единственным завершенным произведением этой осени стала «Сказка о золотом петушке». Прожил на этот раз в Болдине Пушкин совсем недолго – менее трех недель. Дела по имению удалось уладить, и он заспешил в Петербург.
Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено.
А.С. Пушкин - Н.Н. Пушкиной.
Уезжая, поэт не предполагал, что более уже не вернется сюда. Его продолжала волновать судьба болдинской вотчины – он вел переписку с управляющим и уже в 1835-м году опять собирался приехать, но не смог. Были и более основательные планы – он намеревался подать в отставку, оставить Петербург и поселиться в деревне. И, скорее всего, в этом случае выбрал бы именно Болдино. Здесь пустовал просторный, похорошевший после ремонта дом, где нестесненно могло бы разместиться его большое семейство. Здесь он был бы свободен и независим. Жизнь в Петербурге становилась для него невыносимой – враждебность света, непомерно растущие долги, тяжкая роль придворного в звании камер-юнкера. Но Пушкину так и не удалось получить отставку, а с ней и желанную свободу. Он не уехал в Болдино, и родовое гнездо не стало домом для его семьи.
Болдинские произведения
1830 год Пребывание Пушкина в Болдине - 3 сентября — последние числа ноября
7 сентября — Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября — Элегия («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября — повесть «Гробовщик»
13 сентября — Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о Медведихе
14 сентября — повесть «Станционный смотритель»;
предисловие к Повестям Белкина «От Издателя»
18 сентября — Путешествие Онегина
20 сентября — повесть «Барышня-крестьянка»
25 сентября — роман в стихах «Евгений Онегин». Песнь IX
(это последняя глава романа в стихах,
в окончательной редакции она станет восьмой)
26 сентября — Труд («Миг вожделенный настал:
окончен мой труд многолетний. »);
Ответ анониму
1 октября — Царскосельская статуя; К переводу «Илиады»;
«Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября — "Глухой глухого звал. "
4 октября — Дорожные жалобы
5 октября — Прощание
7 октября — Паж, или Пятнадцатый год
8 октября — «Я здесь, Инезилья» "Пред испанкой благородной"
9 октября — поэма «ДОМИК В КОЛОМНЕ»
11 октября — Рифма; Отрок
14 октября — повесть «Выстрел»
15 октября — Эпиграмма («Не то беда, Авдей Флюгарин. »);
Моя родословная;
«Два чувства дивно близки нам. »;
«Когда порой воспоминанье. »
17 октября — «Стамбул гяуры нынче славят. »;
Заклинание
19 октября — сожжена X песнь Онегина
20 октября — повесть «Метель»
23 октября — «Маленькие трагедии»: Скупой рыцарь
24-25 октября — О критике статья «Об Альфреде Мюссе»;
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы;
«В начале жизни школу помню я. »
26 октября — «Маленькие трагедии»: Моцарт И Сальери;
Отрывок ( начало этого прозаического отрывка
войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября — статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»;
Опровержения на критики и замечанияна собственные сочинения;
Заметка о поэме «Граф Нулин»;
«Мы рождены, мой брат названный. »
(А. А. Дельвигу)
31 октября — Герой
1 ноября — статья «О втором томе "Истории русского народа "Полевого»;
История села Горюхина
4 ноября — «Маленькие трагедии»: Каменный гость;
Отрывок («Не розу пафосскую. »)
5 ноября — статья «Возражения критикам "Полтавы"»;
статья «Баратынский»
8 ноября — «Маленькие трагедии»: Пир во время чумы;
На перевод «Илиады»
26 ноября — статья «О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Полевого»
27 ноября — «Для берегов отчизны дальной. »; Из Barry Cornwall
28 ноября — Предисловие к «Евгению Онегину» "Цыганы"
Успенский храм, тут на службе бывал Пушкин
1833 Пребывание Пушкина в Болдине
1 октября — 9 ноября
Начало
октября — записано стихотворение
«Когда б не смутное влеченье. »,
под которым в рукописи помечено
«1833, дорога, сентябрь»
14 октября — Сказка о рыбаке и рыбке
19 октября — Осень
11-27
октября — поэма «Анджело»
28 октября — «Будрыс и его сыновья» и «Воевода»
(переложения из Мицкевича)
6-31
октября — поэма «Медный всадник»
Конец
октября —
начало
ноября — повесть «Пиковая дама»
2 ноября — закончена «История Пугачева»,
работа над которой началась 2 октября в Болдине
4 ноября — Сказка о мертвой царевне
Кроме того, во второй свой приезд в Болдино Пушкин переписывает
в одну из своих рабочих тетрадей народные песни:
«Друг мой милый, красно солнышко мое»,
«Во лесах во дремучих»,
«Не белинька березанька к земле клонится»,
«Один-то был у отца у матери единый сын» и другие.
1834 Пребывание Пушкина в Болдине
13 сентября — 1 октября
20 сентября — Сказка о золотом петушке
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.boldinomuzey.ru/
Сайт Википедия.
http://www.bboldino.ru/
http://blogs.privet.ru/
http://www.skyscrapercity.com/
http://www.ljplus.ru/