Сегодня День рождения Поэта.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал..

(ИЗ ПИНДЕМОНТИ) (http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/D03-433.htm#1836.%D0%98%D0%97_%D0%9F%D0%98%D0%9D%D0%94 %D0%95%D0%9C%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%98)


Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова. * (http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/d03-336.htm?cmd=2#$f_5)
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель.

И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"

Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете."
Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!"-
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо.
Но мудрый вождь тащил меня всё дале, дале -
И, камень приподняв за медное кольцо,

Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.

Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной -
И бесы тешились проклятою игрой:

До свода адского касалася вершиной
Гора стеклянная, как Арарат остра -
И разлегалася над темною равниной.

И бесы, раскалив как жар чугун ядра,
Пустили вниз его смердящими когтями;
Ядро запрыгало - и гладкая гора,

Звеня, растрескалась колючими звездами.
Тогда других чертей нетерпеливый рой
За жертвой кинулся с ужасными словами.

Схватили под руки жену с ее сестрой,
И заголили их, и вниз пихнули с криком -
И обе сидючи пустились вниз стрелой.

Порыв отчаянья я внял в их вопле диком;
Стекло их резало, впивалось в тело им -
А бесы прыгали в веселии великом.

Я издали глядел - смущением томим.
1832 А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

С прекрасным Вас днем - днем рождения А.С.Пушкина

http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=84244&cid=16
"Почитатели творчества Пушкина возложат цветы к подножию монумента, прочтут стихи и отрывки из его прозаических произведений. Кроме того, вечером на площади состоится концерт, в котором примут участие молодые артисты ведущих московских театральных и музыкальных вузов.

Праздничную программу подготовили и в Государственном музее Пушкина. В "Пушкинский день" вход в центральный музей и во все его филиалы свободный."

Мы часто на день рождение Александра Сергеевича ходим к его памятнику, обязательно с цветами, слушаем стихи которые люди читают.Дети мои несколько лет назад готовились и читали стихи, были горды и очень волновались. Для них это незабываемое событие. Атмосфера в этот день у памятника необыкновенная и возвышенная,передается всем проходящим и гуляющим.
Кто сейчас в Москве идите,не пожалеете ,прикоснетесь к прекрасному.
Оттуда можно пешком пройтись до м.Кропоткинская и свернуть на Пречистенку, там каждый год концерт, вход свободный - читают стихи, звучат романсы,музыка. Пройтись по музею ,там много экспонатов времен Пушкина
http://www.afisha.ru/msk/museum/7382/

Мъжъ темъ какъ изумленный мiръ
На урну Байрона взираетъ,
И хору европейскихъ лиръ
Близъ Данте тень его внимаетъ,

Зоветъ меня другая тънь.

Третья - это МЕРА? Есть какие соображения на этот счет?

По-моему имелась ввиду материя. Если человек мысленно формирует некий образ и наделяет его мерой, то образ может материализоваться.

Так и есть, это все давно знают наверное, мне вот непонятен второй смысловой ряд Метели.

Почитай ещё раз записку "О динамическом программировании будущего в творчестве А.С. Пушкина (http://e-dotu.ru/2011/06/o-dinamicheskom-programmirovanii-budushhego-v-tvorchestve-a-s-pushkina/)".

Маша - символ русского народа. Владимир, жених Маши - образ либеральной интеллигенции, которая терпит неудачу в желании управлять русским народом и вскоре уходит в небытие. В "Метели" важна хронология и числовые меры, хотя на первый взгляд их не видно. В других повестях Белкина хронологии по сути нет, потому что Пушкин искал наиболее благоприятный сценарий будущего для России и когда остановился на "Метели", то наделил повесть мерой.

Первый этап начинается в конце 1811г. Вопрос - зачем надо было упоминать этот год? На мой взгляд, это точка входа алгоритма. События метельной ночи происходят в начале 1812г. месяц я не понял какой (январь-февраль-март?), но сами события расписаны почти по минутам. По воле Случая Владимир Николаевич сбивается с пути, а Бурмин случайно венчается с Машей. Далее Маша заболевает и находится при смерти две недели, а "жених" психует и уезжает навсегда из этих мест, потом умирает в Москве.

Начало второго этапа не оговаривается, но "между тем война со славою была кончена, полки наши возвращались из-за границы." Бурмин даёт две подсказки:
1) "я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена"
2) "знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований"

Если он имеет в виду смерть Владимира, то "он умер в Москве, накануне вступления французов" - это сентябрь 1812г. + 3 года сетований.

Собственно всё, какие-то события уже начали сбываться, на мой взгляд. Зазнобин в своём выступлении 29.12.2011 г. сказал, что кто такой или кто такие "Бурмин" - каждый решает для себя сам, и ещё обратил внимание на прогноз Павла Глобы про события в 2015г.

Повесть "Метель" (http://www.rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0859.htm)

Фильм Владимира Басова (1964г.):
http://www.youtube.com/watch?v=vw62UkX97bY

По-моему имелась ввиду материя. Если человек мысленно формирует некий образ и наделяет его мерой, то образ может материализоваться.

Две придут сами, третью приведут.

Да, Пушкин, мастер созданий образов и наделения их мерой (кодом). Тогда становятся понятны слова Зазнобина о том, что Пушкин заложил программу развития Русской цивилизации. Т.е. его отМЕРенные образы начинают материализовываться.

Сначала материя потом образ-а вот меру приводят потому как в Англии английская мера в России русская а в Япониии японская и т.д, разные слова и произношение могут указывать на одно и то же явление-чем полнее язык эту меру выражающий тем полнее образы и все остальное.Я склоняюсь к тому что третья это мера

10 февраля - День памяти А.С. Пушкина.

В этот день - 175 лет назад - 10 февраля (29 января по ст. ст.) 1837 года, поэт скончался, получив 8 февраля смертельную рану на дуэли.

В связи с этим сегодня предлагаю провести фокус-голосование по вопросу архива Пушкина. Ставим плюсик, если согласны, и делимся с друзьями. На 10.02.2012 г. это предложение занимает 145-е место в рубрике "Другие темы для предложений" и постепенно поднимается в рейтинге.

В одной из встреч этого года В.М.Зазнобин рассказывал об интересном моменте, когда он, будучи суворовцем, не смог прочесть стихотворение "Пророк", хотя и знал его наизусть. И только спустя 50 лет он понял, что причиной всему была фраза "Исполнись волею моей".


И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Насколько я понял из объяснения, эту фразу следует понимать, что у пророка не своя, а чужая воля. Т.е. он по сути биоробот. Все ли так понимают эту фразу? При прочтении у меня возникает несколько другое понимание, связанное с Промыслом.

Один Поп в беседе мне сказал вот что-по поводу кто явился Павлу Савлу на пути в дамаск. На вопросы что Исус никого не ослеплял ни оглушал никого в свою веру насильно не загонял. Объяснил так ;что он людей воспитывал так -вы ведь дитей которые безобразничают лупите ремнем-так же Христос и поступил с Савлом Павлом что бы до него дошло быстрее царствие божие и все такое-но которое на земле согласно Отче наш наступит только после 2 пришествия-а когда оно будет никто не знает!

Вот то место в Библии, откуда А.С.Пушкин взял сюжет:
http://biblia.org.ua/bibliya/is.html#06v06
(если ссылка не открывается, то уточню, куда ссылаю: Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Исаии, глава 6, стих 6)

а вот информация к размышлению (Зазнобин в некоторых видосах об этом тоже говорит.)

Вот, что говорит всё тот же пророк о праведнике:
http://biblia.org.ua/bibliya/is.html#53v10
(Библия, Ветхий Завет, Книга пророка Исаии, глава 53, стих 10-12)
ну и чтобы убедиться, что это не вырвано из контекста можно прочитать и всю главу 53.

А вот, что можно найти в другой книге всё того же Ветхого завета (которой, кстати, нету в католической Библии)
http://biblia.org.ua/bibliya/prem.html#02v18
(Библия, Ветхий Завет, Книга Премудрости Соломона, глава 2, стих 18-20)
опять же для полноты понимания рекомендую прочитать главы 2 и 3 полностью.

Таким образом мы видим исключающие друг друга взгляды на одно и то же явление: что будет с праведником. Если же чуть расширить этот вопрос, то получается, что хотя и тот и другой говорят о Боге, но всё-таки, как-то по разному.

Первый утверждает: ". Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет."
Второй же: "ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов."

Ну и теперь возвращаемся к Пушкину. Неужели поэт был знаком с главой 6 и не дочитал до главы 53?

Пророк пророчит а Бог -как хочет!

Как то так выдалось на этой неделе, что постоянно наталкиваюсь на разнообразные статьи о Пушкине, как довольно старые, советской эпохи и более ранние, так и современные, на поверку оказавшиеся модернизированными вариантами всё того же известного подхода к жизни и творчеству поэта.
Вот, например, каким изящным пассажем Пушкин практически включён в ряды декабристов:
Прежде всего, надо поставить точки над декабризмом Пушкина. Общеизвестно, что ответил поэт на вопрос царя Николая I о его возможном присутствии на площади, от которого его спас заяц. «Я тоже был бы там, - честно ответил Пушкин и разъяснил, - но не потому что он разделял их убеждения, но потому что там были его друзья. Более того, надо обязательно помнить, что написал поэт на страницах рукописи с рисунком виселицы: «И я бы мог как шут…» Пушкин осудил декабристов, но это не значит, что он осудил их идеи, их любовь к свободе.
. Да декабристы прошли через масонские организации, но к 1825 году это не имело никакого значения.
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000739/uroki/urok4-5.htm

Это материалы для обучения и подготовки школьников.

Сайт с интригующим названием gr.neftegaz.ru делится с нами своими исследованиями на тему отношений Пушкина с декабристами:
Смерть Александра I и восстание декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге застали Пушкина в Михайловском. Потянулись дни, полные тревоги. В обстановке наступившего правительственного террора люди старались не писать писем: никто не знал, на кого обрушится следующий удар. Пушкин не получает известий от друзей. Мысли о Пущине, Кюхельбекере, кишиневских друзьях-декабристах его мучат: в рукописях он непрерывно рисует их портреты. 24 июля 1826 г. Пушкин узнал потрясшую его весть о казни пяти вождей восстания; в бумагах его появляется рисунок: виселица, на ней пять тел, сверху подпись: "И я бы мог. " (далее неразборчиво).
http://gr.neftegaz.ru/ru/blog/view/192
При этом нетрудно заметить, что хотя у специалистов из home-edu.ru со зрением нет столь же горестного положения, как у их коллег из нефтегазового клуба любителей пушкинской поэзии и русской истории, они делают тот же непреложный вывод о полном единении целей и помыслов поэта с декабристами, что и десятки и даже сотни иных подобных пушкинистов до них. (Тогда чего ради сопеть, извините, сочиняя новый глубочайший труд? - ради создания и укрепления монолитной стены единого академического мнения).
Тем не менее и "нефтегазовикам" тоже не чужда оказалась некоторая гибкость мысли и слова:
8 сентября 1826 г. Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I.
Входя в кабинет царя, Пушкин приготовился к худшему: в его кармане было смелое стихотворение "Пророк", отчетливо декабристское по духу, и он был готов бросить его на стол императору. В разговоре Пушкин держался исключительно смело и на прямой вопрос прямо ответил, что, если бы 14 декабря он был в Петербурге, то находился бы в рядах восставших.
Пушкин разговаривал с царем как равный и ставил условия, на которых сотрудничество возможно. Основным условием была реформаторская прогрессивная деятельность власти и милость по отношению к декабристам. Не случайно в конце жизни в стихотворении "Памятник" Пушкин главной своей заслугой перед потомством считал:
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Ни одна из моих попыток отнестись вдумчиво к строкам "Входя в кабинет царя, Пушкин приготовился к худшему: в его кармане было смелое стихотворение "Пророк", отчетливо декабристское по духу, и он был готов бросить его на стол императору", и на их основании признать за поэтом здравый рассудок не увенчалась успехом. Из чего мне приходится, преодолев природную робость, отметить некое помутнение умов у почтенных почитателей Александра Сергеевича из нефтегазового сектора.
(К сожалению найти упоминаемый выше рисунок Пушкина большего разрешения мне пока не удалось, но и на этом можно различить достаточно).
Продолжение следует.

- Ваше Величество, как прошла встреча с Пушкиным?
— Я беседовал сегодня с умнейшим мужем России.
Светский разговор.


На зло завистливому свету,
На радость всех болтливых дам –
В Москву фельдъегерь вёз поэта
По государственным делам.

Застыла южная столица –
Порфироносная Москва.
Царь протянул свою десницу:
А там – молва, молва, молва…

Зачем приветственные речи?
В тени оставим кабинет.
Сей знаменательнейшей встречи
Желаю изложить предмет.

Скажи, мой друг, случись тебе
В Санкт-Петербурге оказаться
В декабрь вопреки судьбе,
Желал бы ты с толпой связаться?
Иль (чтоб вопрос мой разъяснить)
Скажу словами я иными:
Посмел бы на Сенатской быть?
Чего молчишь?

Я был бы с ними.
Однако пламенная страсть
Меня отнюдь не заразила.
Повстанцев яростная сила
Над музой не имеет власть.
Позвольте малость пояснить
Безумия сего причину:
Я был бы там не для зачину,
А с тем, чтоб их остановить…

Pardon? Изволишь ты шутить?
Всё ж не до смеху мне, признаться.
Тебя хочу я попросить
Без лишних слов во всём сознаться.
Ведь мы нашли твои стихи
У всех повставших, друг любезный.
Как видишь ты, труд безполезный
Передо мной скрывать грехи.

Нашли стихи мои? И что же?
Их каждый мог переписать.
“К Андре Шенье” прочли Вы тоже?
Вот, что хотел я тем сказать:
Когда бы шапки Мономаха
Случилось им тебя лишить,
Клянусь, мой царь, главу на плаху
Пришлось бы следом мне сложить.
Слепых невольников секира
Не пожалела б равно нас –
Слетела б царская порфира,
А с ней умолк бы лиры глас.
Но что судить об этом боле?
Знай, случай я боготворю.
Свершилось всё по Божьей воле.
И Бога я благодарю.

Изрёк поэт своё признанье –
И всё застыло в тишине.
Второй вопрос прервал молчанье.

Открой, любезный, тайну мне:
Кто автор “Гавриилиады”?
Уж не проказа ль то твоя?
Скажи, как есть. Мне лгать не надо.

Поэмы этой автор я.

Но для чего? Шутить ты вздумал?
Иль дерзко Бога ты хулишь?

Архангелов не я придумал.
А вот поп`ам с того бар`ыш.
В глуши взрослея понемногу,
Не мог я осознать причин:
C чего же церковь, вместо Бога,
Так чтит пророка важный чин?
Как лицемеры и злодеи
Стоят на службах без забот?
И почему же иудеи
Суть богоизбранный народ?
Они в свою картину мира
Внесли распятие Христа.
Но без казнённого кумира
Глупа их вера и пуста.
Однако что быть может хуже?
Признаться, не вообразить:
Как можно праведника душу
Толпе на жертвенник сложить
И петь псалмы ему во славу?
Кому служил Синедрион?
И кто и по какому праву
Так извратил Святой закон?
Молчат об этом иерархи
Завета ветхого церквей.
И заблуждаются монархи
В первостепенности своей.
В поэме непокорным слогом
Что написал я между строк? –
По Совести я верю Богу.
Неважно, что сказал пророк.

В минуту дивного молчанья
Луч озарил весь небосвод.

Меня страшит твоё признанье.
Послушай, если вдруг Синод
К допросу страстному приступит
И тень падёт на жизнь твою,
Не жди, когда конец наступит,
Но вспомни просьбу ты мою:
Терпенья полон и отваги,
Ты, ничего не говоря,
Спроси конверт, листок бумаги –
Отвечу, где бы ни был я.
А чтоб церковному гоненью
Себя не стал ты подвергать,
Тебя прошу я в утешенье
Для церкви строчку написать.

Случилось так по воле рока:
После гонений и опал
Поэт сложил стихи “Пророка”,
Но взгляды он не поменял.

Так по загадочному следу
Бродил я долго в тишине.
О чём затем пошла беседа,
Признаюсь, не известно мне.


28.09.2012
Р. Водолей

Не знал, что "Домик в Коломне" был, оказывается, снят в виде короткометражки аж в 1913 году:
Пожилая вдова живёт в собственном домике с незамужней дочерью Парашей. Вдова просит дочь найти недорогую кухарку. Параша приводит в дом под видом кухарки Мавруши переодетого в женское платье офицера, в которого она влюблена. Этот водевильный маскарад приводит к целому ряду забавных ситуаций…
http://www.kinopoisk.ru/film/41141/
"Водевильный маскарад".
А в 1915 году был снят и фильм по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" (http://www.kinopoisk.ru/film/40729/), а годом ранее по поэме "Сказка о спящей царевне и семи богатырях" (http://www.kinopoisk.ru/film/678586/).
А "Пиковая дама" была экранизирована и вовсе в 1910м!
Кстати, режиссёр этих немых фильмов один - Петр Чардынин.

23.06.2011 г. Зазнобин В.М. в своем докладе "Символизм Пушкина" сказал, что Россия сосредотачивается (22-я мин.).

16.01.2012 г. Путин В.В. написал статью под названием "Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить".

В этом же докладе Зазнобин сказал, что Россия каждые 200 лет кого-то изгоняет. В 1612 - поляков, в 1812 - французов, в 2012 - ?

28.12.2012 г. Путин В.В. подписал Закон, запрещающий гражданам США усыновлять наших детей, по сути прекратив платить дань детьми нашим врагам.

В повести Пушкина "Метель" Маша (по второму смысловому ряду - народ) словами "Так это были вы?" приняла Бурмина (по чину полковник) в качестве своего водителя. По сюжету повести их венчание произошло в 1812 году.

4 марта 2012 года Путин В.В. (по званию полковник) был избран всенародным голосованием на должность Президента России.

Изучаем Пушкина, ищем ассоциации.

В повести Пушкина "Метель" Маша (по второму смысловому ряду - народ) словами "Так это были вы?" приняла Бурмина (по чину полковник) в качестве своего водителя. По сюжету повести это произошло в 1812 году.


Не так. Маша сказала "Так это были вы?" в 1815 году. А "Бурмин" - это скорее не один человек, а некое множество. А ещё Русский Народ не локализован границами Российской Федерации.

Лукашенко: в 2015 году точно будет Евразийский союз
http://www.youtube.com/watch?v=jcdns3lJ6DY

Не так. Маша сказала "Так это были вы?" в 1815 году. А "Бурмин" - это скорее не один человек, а некое множество. А ещё Русский Народ не локализован границами Российской Федерации.

Лукашенко: в 2015 году точно будет Евразийский союз
http://www.youtube.com/watch?v=jcdns3lJ6DY

Да, ошибся, сказала в 15-м, а в 1812 году они повенчались (внес поправку в первом посте).
Бурмин - множество? Не думаю. Скорее он олицетворяет чаяния большинства.
С третьим согласен, конечно.

Бурмин - множество? Не думаю. Скорее он олицетворяет чаяния большинства.


Маша - множество, может быть и Бурмин множество, а точнее некое явление/процесс, осуществляемое людьми с определенными качествами. А может и нет.

РВБ: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.
75. А. И. Казначееву.

Мне очень досадно, что отставка моя так огорчила вас, и сожаление, которое вы мне по этому поводу высказываете, искренно меня трогает. Что касается опасения вашего относительно последствий, которые эта отставка может иметь, то оно не кажется мне основательным. О чем мне жалеть? О своей неудавшейся карьере? С этой мыслью я успел уже примириться. О моем жаловании? Поскольку мои литературные занятия дают мне больше денег, вполне естественно пожертвовать им моими служебными обязанностями и т. д. Вы говорите мне о покровительстве и о дружбе. Это две вещи несовместимые. Я не могу, да и не хочу притязать на дружбу графа Воронцова, еще менее на его покровительство: по-моему, ничто так не бесчестит, как покровительство; а я слишком уважаю этого человека, чтобы желать унизиться перед ним. На этот счет у меня свои демократические предрассудки, вполне стоящие предрассудков аристократической гордости.

Я устал быть в зависимости от хорошего или дурного пищеварения того или другого начальника, мне наскучило, что в моем отечестве ко мне относятся с меньшим уважением, чем к любому юнцу англичанину, явившемуся щеголять среди нас своей тупостью и своей тарабарщиной.

Единственное, чего я жажду, это — независимости (слово неважное, да сама вещь хороша); с помощью мужества и упорства, я в конце концов добьюсь ее. Я уже поборол в себе отвращение к тому, чтобы писать стихи и продавать их, дабы существовать на это, — самый трудный шаг сделан. Если я еще пишу по вольной прихоти вдохновения, то, написав стихи, я уже смотрю на них только как на товар по столько-то за штуку. — Не могу понять ужаса своих друзей (не очень-то знаю, кто они — эти мои друзья).

Несомненно, граф Воронцов, человек неглупый, сумеет обвинить меня в глазах света: победа очень лестная, которою я позволю ему полностью насладиться, ибо я столь же мало забочусь о мнении света, как о брани и о восторгах наших журналов.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЕТКИ.
Столько информации в одном месте.

Сегодня исполнилось 214 лет со дня рождения Поэта.

Помнится В.М. Зазнобин обещал выпустить отдельную работу по Пушкину с изложением беседы Николая I и Пушкина (хорошо изложена здесь - http://kob.by/proekty/beseda.html). В день рождения Поэта через периферию Старикова был вброшен вариант беседы в изложении сторонников имперского сценария для России - http://cuamckuykot.ru/pushkin-and-nikolai-i-11109.html

стр. 144 (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/ges/ges2001-.htm)


. Я как-то изъявил свое удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому другому тайному обществу.


„Это все-таки вследствие предсказания о белой голове, — отвечал мне Пушкин. — Разве ты не знаешь, что все филантропические и гуманитарные тайные общества, даже и самое масонство получили от Адама Вейсгаупта1 (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/ges/ges2001-.htm?cmd=2#$f144_1) направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним? Weiskopf, Weishaupt, — одно и то же“.

С. А. Соболевский. Таинственные приметы в жизни Пушкина. РА 1870, стр. 1385—1386.

Заинтересовала строка в замечательном стихотворении пушкина "Клеветникам России":

".
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
. "

Что, на мой взгляд, прямо схоже со взглядом на решение вопроса о термине "русский" изложенном в материалах концепции.
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас.

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля.
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Либералы рядятся в пушкинский сюртук (и мочат корки):
День России
Виктор Коркия

Три завета Пушкина

В августе 1836 года, предчувствуя скорый уход, Пушкин написал стихотворение, которое, безусловно, можно и дόлжно считать его поэтическим завещанием.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Итак, Пушкин считает главными своими заслугами пробуждение добрых чувств, прославление Свободы (обратим внимание – с большой буквы!) и призыв к милосердию – именно это (вкупе с его божественным поэтическим даром) делает памятник нерукотворным. Именно это возносит выше александрийского столпа – того рукотворного памятника, который во все времена сама себе пытается воздвигнуть власть.

К бронзовому Пушкину на Пушкинской площади любая власть (от Сталина до Путина) самодержавно благосклонна. Его издают, экранизируют и славословят. Но нерукотворный Пушкин по-прежнему опасен власть предержащим. И три пушкинских завета они стараются не вспоминать.

Ибо стоит вспомнить – и та (с маленькой буквы) свобода, которая всегда лучше, чем несвобода, улетучивается, как слезоточивый газ. И встают вопросы, которые принято называть риторическими.

Разве чувства добрые пробуждает опекаемое государством телевидение, ежедневно, ежечасно, ежеминутно демонстрирующее убийства и насилие? Благодаря TV, герои нашего времени – не Жеглов и Шарапов, а Дед Хасан и Япончик. Спрашивается – кому это нужно и для чего? Чтобы мы не забывали, кто в доме хозяин?

О какой Свободе думает Государственная Дума, когда принимает законы города Глупова? И о Свободе ли? Может быть, недалек день, когда «Закон о введении единомыслия в России», проект незабвенного Козьмы Пруткова, действительно станет законом?

Что, наконец, могут сказать о милости к падшим те, по чьей милости публично творится законное беззаконие?

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.

Без малого двести лет, как написаны эти пророческие стихи, – и без малого двести лет идет как по писаному. Правда, Николай I встречался с Пушкиным и отозвался о нем как об "умнейшем человеке в России". Однако вместо того, чтобы набираться от умнейшего человека ума, царь предпочел волочиться за его женой. Насколько он замешан в гибели Пушкина – вопрос спорный. Но так или иначе он причастен к его убийству – в этом нет никаких сомнений.

У Николая I, по словам его биографов, был "государственный ум". Несмотря на это (а может быть, как раз поэтому), встречаться с дерзким гусаром, написавшим Смерть Поэта, царь не стал. И Жуковский, придворный лис, видать, словом не обмолвился, что теперь избранный певец – этот гусар. Именно он – и никто другой. Что было дальше, хорошо известно: "за непозволительные стихи" Лермонтова сослали на Кавказ, где он, как и Пушкин, погиб на дуэли.

Теперь мы знаем, что у Лермонтова были стихи куда более непозволительные. И куда более пророческие. Написаны они Бог весть когда – в 1830 году, т.е. 16-летним юнцом.

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон…

Стихотворение называется «Предсказание». Сбылось оно буквально.
Ни у кого на лице не написано – избранный певец. Это потом выясняется – кто избранный, кто не избранный. Иногда спустя десятилетия. А здесь и сейчас – поди разберись.

Читать Доски Судьбы могут не все. Далеко не все. Некоторые даже не подозревают об их существовании. С них (с неподозревающих) взятки гладки. Но не всем все сходит с рук. Николаю I сошло, а Николая II сгубило.

До 9 января Николай II, видимо, не понимал: кто такой Чехов. Не придавал значения. Чехов – и Чехов. А после 9 января понимать было нечего. Не все ли равно, понимает или не понимает Николай Кровавый, кто такой Чехов, если он не понимает, что он – Николай Кровавый? А он и правда не понимал. Не может человек про себя такое понимать.

Кто такой Лев Толстой, не понять было невозможно: весь мир это понимал. Но властителю России с властителем дум говорить было не о чем. И правда, о чем говорить Помазаннику Божию с отлученным от церкви? О непротивлении злу? О голоде? О Боге? О народном образовании? О надвигающейся Революции? О Шекспире? Ясно, что не о чем.

А в ипатьевском подвале говорить уже не с кем. Там не Лев Толстой, там – убийцы. Там ужас, кровь, боль, мука смертная и смерть мученическая. И дети, дети безвинные, безвинно убиенные…

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…

Зачем Вы это написали, Александр Сергеевич? Почему не уничтожили? Вам ли не знать, что такие предсказания непременно сбываются. Знатоки уверяют, что это не про нас, – то ли про Людовика XVI, то ли про Наполеона. Но дети, чьи бы ни были, – все равно дети. И радоваться их смертоубийству поэт не может.

Конечно, это – предвестие.
Предсказание. Предупреждение. Предостережение.
И, конечно, речь идет о России.

Бродский где-то обронил мысль, что литература мстит за свою непрочитанность.

Пушкин знал, что он – Пушкин, и, видимо, надеялся, что его прочтут. Прочтут до того, как случится весь этот ужас. Но весь ужас в том, что в России власть не умеет читать. Считать кое-как, на пальцах, умеет, а читать – нет. И престол (как бы он ни назывался) окружают только рабы и льстецы.

Пушкин до сих пор не прочитан власть имущими. Кажется: и слава Богу! Не учить же их читать на свою голову! Пусть и дальше пытаются запрещать слова. Дуракам закон не писан. Тайной свободе Дума не указ.

Вот (для тех, кто умеет читать) непрочитанный Пушкин:

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.* –
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
___________
* Hamlet. (Прим. А.С.Пушкина)

Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья,
– Вот счастье! вот права.

А вот непрочитанный Лермонтов:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.

А вот Маяковский:

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б…м буду
подавать ананасную воду!

Ленин не встречался с Маяковским. Ни Есенин, ни Блок не интересовали вождя Революции. Избранным певцом он считал Горького.

Сталин не стал разговаривать с Пастернаком о жизни и смерти.

Хрущев не общался с Евтушенко, Вознесенским и Окуджавой,
Брежнев – с Бродским и Высоцким,
Горбачеву было не о чем говорить со Шкляревским,
Ельцину – с Солженицыным.

Встречаясь с гениями, они ощущают свое ничтожество. Сталину есть что сказать Рузвельту и Черчиллю. А Булгакову и Мандельштаму – нечего. Это для Хрущева и Ким Ир Сена он – Вождь и Учитель. А кто он для Ахматовой, Платонова, Хармса? Для Капицы, Ландау, Шостаковича, Фалька?

Сталин опирается на Государственный Страх и Государственную Тайну.
Без них Сталин – не Сталин, а бедный Сосо Джугашвили.

Пушкин оставил нам иные заветы:

Чувства добрые,
Свобода,
Милость к падшим.

Без них мы никто и звать нас никак.
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=419589751492842&set=a.415519318566552.1073741830.409285572523260&type=1

Владимир Путин принял участие в церемонии открытия памятника русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину в Сеуле. (http://www.facebook.com/photo.php?fbid=590458814323319&set=a.245356622166875.52014.200872863281918&type=1&theater)

В.ПУТИН: Дорогие друзья, сегодня действительно необычное, очень яркое событие – открытие памятника великому русскому, гениальному русскому поэту Пушкину прямо здесь, в центре столицы Республики Корея.

Не знаю, что ещё наши корейские друзья могли бы сделать для того, чтобы растопить сердце русского человека.

Открытие памятника Пушкину – это ещё одно признание великого, огромного вклада русской культуры в копилку мировой культуры. Надеюсь, что памятник будет побуждать жителей столицы Республики Корея, да и всех гостей столицы Кореи к изучению русского языка, русской культуры, русской литературы.

Сегодня Президент Кореи говорила о том, что её мечтой является создание общей инфраструктуры на всей огромной территории Азии. Гуманитарная инфраструктура, если будет позволено так сказать, является базой для сотрудничества по всем направлениям.

Сегодня мы, по сути, договорились о безвизовом режиме общения наших граждан в краткосрочном режиме. И в этой связи, конечно, такие события, знаковые события, как открытие памятника гениальному русскому поэту Пушкину, являются очень хорошим знаком, знаком начала нового качества наших отношений.

Хочу поблагодарить наших друзей из Пушкинского Дома Южной Кореи за их инициативу открыть памятник Пушкину, это именно они обратились в писательскую организацию России [Союз писателей России] с этой идеей, с этим предложением.

Благодарю мэрию города и руководство страны за поддержку этой инициативы. И хочу всех нас поздравить с этим, безусл

Поделиться