Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
 На почве, зноем раскаленной,
 Анчар, как грозный часовой,
 Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
 Его в день гнева породила,
 И зелень мертвую ветвей
 И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
 К полудню растопясь от зною,
 И застывает ввечеру
 Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
 И тигр нейдет: лишь вихорь черный
 На древо смерти набежит —
 И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
 Блуждая, лист его дремучий,
 С его ветвей, уж ядовит,
 Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
 Послал к анчару властным взглядом,
 И тот послушно в путь потек
 И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
 Да ветвь с увядшими листами,
 И пот по бледному челу
 Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
 Под сводом шалаша на лыки,
 И умер бедный раб у ног
 Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
 Свои послушливые стрелы
 И с ними гибель разослал
 К соседям в чуждые пределы.
В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» — злая сатира. «Сатира? — спросил Блок и задумался. — Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.
Заметный поворот в сторону вымысла в теме любви начинается с семнадцатой главы пятой книги. В поисках новой обстановки, пытаясь сбежать от гнетущей несправедливости своего положения, несходства характеров, разрушающего любовь, Арсеньев отправляется в поиски прибежища для больной души.
16 ноября 1880 года в Петербурге Александра Андреевна, навсегда расставшись с мужем, родила сына — Александра Блока. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, мать, тетки, няня. Безграничное, чрезмерное обожание, чуть ли не культ!
