Как быстро выучить стихотворение
Выучить стихотворение наизусть – типичное школьное задание по литературе. Однако не всем легко дается запомнить и красиво прочесть произведение Пушкина, Есенина или Шекспира. Наша методика может показаться на первый взгляд сложной, требующей многих знаний, но если вы будете следовать ей и совершенствоваться с каждым шагом, то со временем сможете быстро и качественно заучивать самые разные стихотворения.
Шаги Править
Метод 1 из 2:
Метрическое стихотворение Править
Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Важно помнить, что любые стихи, рифмованные или нет, восходят к устной традиции и предполагают восприятие на слух. [1] Поэзия была развлечением и способом рассказать историю задолго до телевидения. В те времена, когда многие были неграмотны, поэзия обрела определенные характеристики, включая рифму и стихотворный метр, которые помогали запомнить стихотворение тем, кто не мог прочитать его с листа.
- Прежде чем вы начнете учить стихотворение наизусть, прочтите его вслух несколько раз. ПОПРОБУЙТЕ ЕГО ПЕРЕПИСАТЬ ИЛИ ПЕРЕПЕЧАТАТЬ.
- Не проговаривайте слова механически; постарайтесь читать с выражением, как будто рассказываете слушателям историю. Понижайте голос там, где требуется спокойное повествование, и выделяйте интонацией эмоциональные моменты. Помогайте себе жестами, чтобы подчеркнуть самое важное. Призовите на помощь театральное мастерство.
- Очень важно читать стихотворение вслух, а не только про себя. Если вы его услышите, то сможете лучше уловить рифму и ритм, и это поможет его запомнить.
- В этом стихотворении множество архаизмов: "персты" (пальцы), "зеницы" (глаза), "отверзлись" (открылись), "уста" (рот),"горний" (находящийся в вышине), "десница" (правая рука). Незнакомым может показаться и слово "серафим", означающее ангела высшего чина.
- Если пересказать своими словами, к примеру, первые восемь строк, получится: "В пустыне я встретил ангела. Своими легкими пальцами он коснулся моих глаз, и они открылись, как у орлицы".
- Иногда затруднение вызывают не сами значения слов, а метафоры, к которым прибегает поэт. Пройдемся еще раз по тексту "Пророка". Теперь вы нашли значения всех незнакомых слов по отдельности, но, возможно, вам трудно понять суть отдельных фраз или текста в целом.
- "И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход" – когда серафим коснулся ушей пророка, тот обрел дар слышать все, от полета ангелов в небесах до движения рыб в море.
- Мы видим преображение человека: он обретает "жало мудрыя змеи" вместо языка, "угль, пылающий огнем" вместо сердца. С одной стороны, этот текст перекликается с Книгой пророка Исайи и темой очищения, необходимого для служения Богу; с другой – пушкинский пророк воплощает идеал поэта и свободной поэзии. Он все видит, все слышит, говорит правду, и в душе его горит огонь.
- Заключительные строки говорят о предназначении истинного поэта и пророка – "глаголом жги сердца людей": его слова должны быть такими, чтобы проникать прямо в сердце и не оставлять людей равнодушными.
- Если вам трудно понять стихотворение, найдите, что о нем говорится в учебнике или на сайтах, посвященных изучению литературы. [3] [4] [5]
- Некоторые стихотворения носят повествовательный характер, то есть от начала к концу в них развивается история. Хорошим примером может послужит "Анчар" А. С. Пушкина. [6]
- Вначале в стихотворении описана пустыня и зловещее ядовитое дерево. Ни птица, ни зверь не приближаются к нему. Но затем, рассказывает нам поэт, человек посылает за ядом другого человека, своего раба; раб покорно отправляется в путь, наутро приносит царю яд и умирает; царь же пропитывает ядом стрелы, и они несут смерть в соседние владения.
- Стихотворение начинается со слов "В Рождество все немного волхвы". Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
- Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
- Итак, волхвы в стихотворении – самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии – речь идет об атеистическом Советском Союзе).
- Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее – и в этом состоит "основной механизм Рождества". Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
- Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
- В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) – и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
- Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически. Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но "волхвы" возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо – это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.
- Другие распространенные в русской поэзии стихотворные метры – это двусложный хорей (ТА-та; "БУря МГЛОю НЕбо КРОоет") и трехсложные дактиль (ТА-та-та; "ТУчки неБЕСные, ВЕЧные СТРАНники"), амфибрахий (та-ТА-та; "не ВЕтер буШУет над БОром") и анапест (та-та-ТА; "ШагаНЭ ты моЯ, ШагаНЭ"). [10]
- Многие стихи на русском языке написаны ямбом, при этом размер может различаться из-за разного количества стоп, то есть повторов сочетания сильных и слабых слогов. Это также важная характеристика стихотворения, на которую следует обратить внимание.
- Стихотворная строка обычно ограничена размером. Например, размер, назыаемый пятистопным ямбом, означает, что строка имеет схему та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА, то есть ямбическая стопа повторяется пять раз. Примером такого размера может служить строка "сравНЮ ли с ЛЕТним ДНЕМ твоИ черТЫ" (18-й сонет Шекспира в переводе С. И. Маршака).
- Трехстопный ямб означает три ямбических стопы в каждой строке, четырехстопный – четыре, шестистопный – шесть. Крайне редко вам встретится строка длиннее семи стоп.
- Найдите ударные слоги и посчитайте количество стоп в каждой строке, тем самым определив размер стихотворения. Это поможет вам запомнить его ритм.
- Например, вы сразу услышите различие между четырехстопным ямбом "Мороз и солнце; день чудесный. " А. С. Пушкина и трехстопным анапестом "На заре ты ее не буди…" А. А. Фета.
- Как в самом начале, прочитайте стихотворение вслух несколько раз, но теперь обращайте особое внимание на его музыкальность и ритм. Читайте его, пока мелодия стихотворения, включая его размер, не станет для вас такой же близкой и предсказуемой, как мелодия любимой песни.
- Вы можете почитать в Интернете о том, какие бывают твердые поэтические формы и как их отличить. [12] [13] [14]
- Запомнив структуру стихотворения, вы скорее сможет вспомнить, что дальше, если при чтении наизусть вдруг споткнетесь.
- Например, если вы читаете наизусть "Белеет парус одинокий" М. Ю. Лермонтова и вдруг собьетесь, вы можете вспомнить, что первая строка каждой строфы рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. [15]
- Например, в последней строфе первая строка оканчивается на "лазури", а вторая на "золотой"; значит, окончание третьей будет рифмоваться с "лазури" ("бури"), а четвертой – с "золотой" ("покой").
- Вы также можете опираться на ритм стихотворения, чтобы вспомнить забытую строку. Даже если вам трудно отличить ямб от хорея, запоминайте просто мелодию (как в песне, если напевать ее без слов): "Та-ТА, та-ТА-та, та-та-ТА-та".
- Прочтите стихотворение медленно и с выражением. Пользуйтесь всеми новыми познаниями, чтобы улучшить качество чтения. Чем больше понимания и эмоций вы вкладываете в декламацию, тем лучше стихотворение закрепится у вас в памяти.
- Когда строки стихотворения начнут сами всплывать в памяти, читайте все больше наизусть и все меньше смотрите в текст.
- Не бойтесь, однако, подглядывать в книгу, если вам нужно. Опирайтесь на текст столько, сколько вам потребуется.
- Продолжайте читать стихотворение вслух снова и снова, и вы увидите, что все больше и больше строк вспоминаются сами собой.
- Постепенно вы без усилия перейдете от чтения по книге к чтению наизусть.
- Когда вы смогли прочитать наизусть все стихотворение, повторите его не менее пяти-шести раз, чтобы закрепить в памяти и читать без запинки.
- Даже если вы всегда успешно учили стихи наизусть, не ждите, что свободный стих дастся вам так же легко.
- Будьте готовы приложить больше усилий.
- Если у вас есть выбор, какое стихотворение выучить к уроку, а времени мало, то выберите традиционную форму, а не верлибр.
- Когда вы читаете стихотворение вслух, постарайтесь уловить интонацию поэта. Использовал ли он множество запятых, которые замедлили темп стихотворения, или позволил словам литься непрерывным потоком?
- Верлибр старается максимально передать естественный ритм речи, так что стихотворение, вероятно, будет напоминать ямбический метр, который ближе всего к естественному звучанию русского, а также английского языка. Относится ли это к вашему стихотворению?
- Или ритм вашего стихотворения неожиданно отличается от ямба? Например, среди англоязычных поэтов Джеймс Дикки известен строками трехстопного анапеста, разбросанными по его верлибрам. [19] [20] Подобное переплетение размеров можно встретить и у А. А. Блока – "оНА приШЛА с моРОза / РаскрасНЕвшаясЯ". [21]
- Читайте стихотворение вслух раз за разом, пока не почувствуете голос поэта и не впитаете музыкальный ритм.
- В авангардной и современной поэзии также присутствует множество аллюзий, так что обращайте внимание на непонятные отсылки. Весьма распространены классические отсылки к греческой, римской и египетской мифологии, а также к Библии. Изучите их, чтобы понять глубинное значение строк.
- Например, поэма Т. С. Элиота "Бесплодная земля" настолько полна аллюзий, что без примечаний ее почти невозможно понять [23] (и даже с примечаниями это трудно!).
- И вновь напоминаем: ваша цель состоит в том, чтобы понять стихотворение, прежде чем учить его наизусть. Понятное проще запоминается.
- В качестве примера вернемся к упомянутому выше "Она пришла с мороза…" А. А. Блока. [24] Перечислим по порядку запоминающиеся образы в этом стихотворении.
- Она пришла с мороза; ароматом воздуха и духов; болтовней; толстый том художественного журнала; в моей большой комнате очень мало места; довольно нелепо; она захотела, чтобы я читал ей вслух Макбета; до пузырей земли; внимательно смотрит в окно; большой пестрый кот; целующихся голубей; рассердился; прошли времена Паоло и Франчески.
- Заметьте, как каждое из этих словосочетаний или фраз хорошо запоминается и одновременно указывает точку развития событий в стихотворении.
- Запомнив эти ключевые фразы перед тем, как пытаться заучить все стихотворение наизусть, вы наметите своего рода вехи, которые в будущем помогут вам, если вы собьетесь.
- Запоминайте фразы дословно и именно в том порядке, в каком они появляются в тексте. У вас получится сжатое изложение стихотворения, которое пригодится вам на следующем шаге.
- Если стихотворение носит повествовательный характер, попробуйте представить его в виде пьесы, чтобы запомнить последовательность событий. Например, в "Домашних похоронах" Роберта Фроста присутствует настолько четкое повествование, мизансцена и диалоги, что это стихотворение действительно ставили на сцене. [25] [26] Правда, в остальном его выучить трудно, хотя оно написано и не верлибром, а белым стихом – нерифмованным пятистопным ямбом. [27]
- Не огорчайтесь, если с первого раза ваше прочтение будет неидеальным. Если вы расстроены, расслабьтесь и прервитесь на пять минут, чтобы мозг отдохнул.
- Не забывайте пользоваться своими "вехами" и кратким содержанием, чтобы запомнить все строки стихотворения по порядку.