В 90-е годы, когда страну захлестнула волна видеобума, отечественный кинолюбитель, благодаря пиратским VHS-кам с гнусавым переводом, открыл для себя такое явление, как американские боевики. Фильмы со Шварценеггером и Сталлоне, а также безликое множество второсортных киноклонов нашли для себя огромное число поклонников на постсоветском пространстве. К сожалению, кинопром, находящийся в экономическом упадке, ничем стоящим на них ответить не мог. Появлялись какие-то низкопробные подражания, но до западных образцов жанра они явно не дотягивали. Своеобразной компенсацией творческому и финансовому бессилию служили романы Александра Бушкова, обладающие сомнительной художественной ценностью и рассказывающие о нелегкой жизни отечественных Рэмбо и Коммандосов. Теперь, когда российская киноиндустрия наконец-то вышла из кризиса и доросла до серьезных (по отечественным меркам) бюджетов, идея экранизировать книги Бушкова появилась сама собой. Выбор продюсеров пал на его знаменитую серию про «Пиранью».
Есть Уиллисы в родном отечестве. К таковым относится Кирилл Мазур, агент спецподразделения «Пиранья», который уже не раз спасал мир от неминуемой гибели. Его очередная миссия — уничтожить засекреченную лабораторию на дне озера, где произошла утечка смертоносного химоружия. В напарницы нашему герою достается фактурная химичка Ольга, вместе с которой он отправляется в таежную глушь. Взорвав секретный объект, спецагенты попадают в руки загадочной старообрядческой секты, где заправляет делами беспредельщик Прохор, большой любитель пострелять в живых людей. Его очередными мишенями становятся Кирилл с Ольгой, а также еще несколько несчастных, которых нелегкая занесла в это гиблое место. Сезон охоты на людей в условиях дикой природы открыт.
Валерия Тодоровского, делающего свои первые шаги на поприще кинопродюсирования, не смутила вторичность литературного материала. Похоже, он просто закрыл глаза на бессовестный винегрет из самых заезженных штампов западных экшн-фильмов и решил сделать непритязательную развлекуху, не осложненную каким-то смыслом и даже банальным правдоподобием. С самых первых минут логичность и реалистичность экранного действия стремится к нулю, а зрителя «грузят» навязчивым пафосом и многократным повторением фразы «ну это нормально» из уст главного героя. Пытаются убедить нас в том, что это нормально? Вряд ли у них это получится. Кульминацией сценарного бреда становится сцена, когда бесстрашный Мазур идет по заводскому цеху, стреляя во всех без разбору и не получая при этом ни одной пули в ответ. Вот такой он — наш ответ Нео. Джон Ву и Майкл Бэй нервно курят в сторонке.
Вполне логично было бы воспринимать «Охоту на пиранью» в порядке стеба, да проблема в том, что для стеба все слишком серьезно — брутальные взгляды, высокопарные речи, показной героизм главных героев, зашкаливающий сверх всякой нормы. Если авторам и получилось над чем-то посмеяться, то только над собственной глупостью. Все эти нелепые попытки догнать и перегнать Голливуд ничего, кроме смеха не вызывают.
Однако если глянуть мельком на тех самых «Рэмбо» или «Трудную мишень», с которых берет мерку «Охота на пиранью», то и они-то особой оригинальностью и правдоподобием не отличаются. Пусть эти «стрелялки» сделаны грубо, но они хорошо держат зрителя своим драйвом и лихими спецэффектами. В этом плане отечественные кинодеятели ничуть не отстают. Фильм получился крепким и захватывающим. Если сценарий и диалоги для вас — не самое главное, а предсказуемость сюжетных ходов вас не смущает, то скучать здесь явно не придется. Хорош Евгений Миронов в роли главного злодея — колоритный персонаж получился (он из того рода злодеев, которые вызывают больше симпатии, чем главный герой).
И не обращайте внимания на финальную сцену, где дешевая компьютерная графика так и режет глаза — тогда вы получите истинное удовольствие от просмотра. Кому, в конце концов, интересно, откуда в тайге появилась белогвардейская деревня или почему Прохор не чувствует боли. «Охота на пиранью» — это фееричная кинобезделушка, сделанная с расчетом на легкий и кратковременный успех. Скоро о ней забудут, а ее место займут новые боевики-однодневки, скроенные по тому же принципу — главное, чтоб громко и быстро. Отечественный кинопром стремительно набирает обороты, но в правильном ли направлении движется прогресс — вопрос открытый. Судя по «Охоте...» — это тупиковый путь развития.