Американским покупателям не надо объяснять, что представляет из себя Chevrolet Blazer.
Им это имя известно еще с 1982 года, когда на рынке был представлен первый компактный (по американским меркам) внедорожник, созданный на базе пикапа S10 (автомобиль назывался соответственно Blazer S10). Кстати, одно время в GM выпускала два внедорожника под именем Blazer. Первый был трехдверным, а второй был больше по размерам, имел пять дверей, а под его капотом находился мотор V8. Позднее такой автомобиль стали называть Tahoe.
Внешний вид южноамериканских внедорожников немного иной, а под их капот очень часто ставили 2,2-литровые двигатели мощностью 106 л.с. Кроме того, автомобили с таким силовым агрегатом имели задний привод, так что внедорожниками их можно назвать с большой натяжкой. Именно такие машины начали выпускать в Елабуге. Хотя слово «выпускать» в данном случае явно не подходит. Дело в том, что в Елабуге на мощностях автозавода ЕлАЗ в 1996 году была налажена так называемая отверточная сборка. Ее смысл сводился к следующему — с заводов General Motors do Brasil приходили машинокомплекты, которые представляли из себя практически готовые автомобили, только без бамперов, светотехники, наружных зеркал, сидений и другой мелочи. Эти детали были аккуратно упакованы и сложены в салоне. Российскими были только резиновые коврики и домкраты. После этого работники предприятия с громким названием «Корпорация ЕлАЗ-GM» должны были за 8 часов 20 минут прикрутить все необходимые детали. Это называлось у нас громким названием «автозавод»...
Закон суров, но это закон
Первые елабужские Blazer ничем не отличались от бразильских. Данный факт достоинством не является. Как известно жители Бразилии в большинстве своем ходят в белых штанах и понятия не имеют о том, что такое русская зима и соль на дорогах, которая может очень быстро испортить все что угодно, включая кузов автомобиля. Кроме того, в связи со слабой подготовкой бразильских машин к зиме, возникали проблемы и с электропроводкой, а также со всевозможной электронной начинкой. В Елабуге это быстро поняли и стали оснащать Blazer более мощным аккумулятором, иной электропроводкой, другой настройкой «мозгов» двигателя. Также кузова елабужских автомобилей имели дополнительную антикоррозионную обработку.
Кстати, кузов Chevrolet Blazer вовсе не оцинкованный, как говорят некоторые продавцы. На самом деле металл покрывался электрохимическим способом цинкофосфатным грунтом. Правда, и этот грунт вкупе с хорошей краской и дополнительной антикоррозионной обработкой делают кузов Blazer надежно защищенным от коррозии.
Как и на прочих иномарках, кузовное железо для Chevrolet Blazer довольно дорогое, а неоригинальные детали или запчасти с разборок найти трудно. Так что в случае ДТП затраты будут немаленькие. Дороже всего обойдется передняя дверь — ее цена составляет $480. Задняя стоит $333, капот — $215, крыло — $166, стекло лобовое — $130.
Первоначально в Елабуге выпускали только заднеприводные автомобили с 2,2-литровым двигателем, которые стоили около $25 тыс. Чуть позже в России стали собирать и более «навороченную» полноприводную версию с 4,3-литровым агрегатом, автоматической коробкой, кондиционером, электропакетом и пр. Они стоили уже $39 тыс. Однако россияне неохотно покупали Chevrolet Blazer. А тут еще случился кризис 1998 года... В общем, GM была вынуждена пойти на беспрецедентное снижение цен в результате чего можно было купить Blazer имея в кармане лишь $14-16 тыс. Но даже столь сладкая цена не вызвала ажиотажного спроса на новенькие Chevrolet Blazer, которые присутствовали на российском рынке вплоть до конца 2000 года. Кстати, по некоторым данным, около шестисот не нашедших покупателей елабужских Blazer были отправлены в Китай. Там наверняка не знали о громком судебном процессе, в который был втянут Chevrolet Blazer.
Суть скандала такова. В начале 1998 года Ростислав Рычанов проживающий в Ростове приобрел себе Chevrolet Blazer елабужской сборки с 2,2-литровым бензиновым двигателем. Однако спустя довольно короткое время у автомобиля неожиданно отказал двигатель, причем, по утверждению господина Рычанова, сделал он это прямо на железнодорожном переезде, что могло вообще закончиться страшной аварией.
Автомобиль был почти новый, и поэтому никого не должно было удивить, что владелец Blazer потребовал у продавца поставить ему новый мотор. Однако официальный дилер Chevrolet был совершенно другого мнения и отказался удовлетворить просьбу покупателя (как известно, это только на Западе клиент всегда прав). Но ростовчанин оказался тертым калачом и подал в суд, потребовав уже забрать автомобиль обратно и вернуть ему все деньги. Причем, в суд он подал не на дилера, а непосредственно на ООО «Корпорация «ЕлАЗ-GM».
Кроме сломанного двигателя Ростиславу не понравилось, что его Chevrolet Blazer оказался вовсе не внедорожником, как ему сказали, а лишь «заднеприводным универсалом повышенной проходимости» без самоблокирующегося дифференциала. Третьей претензией к General Motors было то, что в рекламе говорилось о расходе топлива в количестве 8,2 л. на 100 км. пути, хотя на деле Ростислав Рычанов был вынужден заливать по 15 л. 95-го бензина на каждые 100 км. пути.
Благодаря освещению в прессе дело получилось довольно громким. Причем, окончательное решение было принято в Верховном Суде только спустя три года. Представители General Motors пытались все свалить на плохой бензин, но экспертиза показала, что топливо соответствует нормативам.
В результате суд удовлетворил иск Ростислав Рычанова, но лишь частично, обязав производителя выплатить пострадавшему 696 100 руб.
Тут можно сказать, что поломки 2,2-литровых двигателей Chevrolet Blazer (претензии были только к нему) носят единичный характер, и многие владельцы таких машин не понимают о каких конструктивных ошибках идет речь. Так что, вероятнее всего, ростовчанину просто не повезло. И если бы GM не решила идти на конфликт с покупателем, то никакого бы скандала вовсе не было.
Правда о моторах
Возможно, слух о ненадежности 2,2-литровых двигателей Chevrolet Blazer связан с тем, что его мощности было недостаточно для нормальной езды по городу, ведь он выдает лишь 106 л.с. Для такого большого и тяжелого автомобиля этого мало. Особенно если водитель любит погонять (а ведь, как правило, Blazer покупали люди, которые до этого успели поездить на иномарках). Соответственно, такие водители часто раскручивали мотор по максимуму, чтобы не отстать хотя бы от наших тонированных «девяток» и «десяток». А ведь американские моторы крайне не любят такого к себе отношения.
В паре со 106-сильным мотором работает механическая 5-ступенчатая коробка передач (с «автоматом» Blazer 2,2 был бы совсем «вялым»). Передачи в трансмиссии сделаны довольно короткими, так что при желании быстро разогнаться нужно четко работать рычагом КПП. И при этом надо не забыть выключить кондиционер, который «сжирает» немало мощности, ухудшая тем самым и без того не лучшую динамику. И даже наиболее гордые владельцы елабужских Chevrolet Blazer, которые могут с пеной у рта доказывать, что их автомобиль лучше всех, признают нехватку «лошадей» у 2,2-литровых автомобилей.
Так что Chevrolet Blazer больше подойдет 6-цилиндровый двигатель объемом 4,3 литра мощностью 180 л.с. (кстати, этот мотор является самым большим по объему 6-цилиндровым агрегатом в мире). Но такие автомобили обычно имеют два больших недостатка. Первый — это высокая цена. Напомним, что изначально елабужские Blazer с таким мотором стоили $39 тыс., в то время как 2,2-литровые машины были дешевле на $14 тыс. (после 1998 года Blazer 4,3 распродавались за $28 тыс). Естественно, такая ценовая разница была связана не только с более объемистым мотором. Автомобили с двигателем 4,3 литра были полноценными внедорожниками, ведь они имели уже полный привод и богатую комплектацию.
С 4,3-литровым двигателем Blazer становится похож на автомобиль внутри которого можно со снисходительностью поглядывать на окружающих. Особенностью всех американских двигателей является то, что при своих больших объемах они выдают не слишком много мощности. Но зато их ресурс и неприхотливость заслуживают всяких похвал, а благодаря высокому крутящему моменту с самых низов разгоняться на Blazer 4,3 одно удовольствие. Да что там говорить — даже 2,2-литровый мотор при спокойном разгоне демонстрирует почти дизельную тягу на низах.
Но покупая Blazer 4,3 следует помнить о его втором недостатке — большом расходе топлива. И если при спокойной и неторопливой манере езды на АЗС нужно будет заезжать не слишком часто, то вот при интенсивных разгонах стрелка уровня топлива будет падать буквально на глазах. Так что агрессивные водители должны знать, что Blazer может требовать заливать до 25 литров бензина каждые 100 км.
Сам 4,3-литровый двигатель очень надежный и обычно при нормальном обслуживании (замена масла каждые 10 тыс. км) будет служить верой и правдой много лет. И только после 200 тыс.км. на некоторых моторах может появиться течь сальников или еще что-нибудь в этом роде.
Время от времени начинают пошаливать всевозможные датчики. Больше всего неприятностей способен доставить кислородный датчик. Тот, который стоит на 2,2-литровом двигателе стоит $66, а на 4,3-литровом — почти $100. «Дурит» иногда и датчик холостого хода ($100). Кстати, на 4,3-литровых автомобилях есть и более дорогой датчик массового расхода воздуха. Он обойдется в $200! К сожалению, достоверно узнать, на сколько еще хватит датчиков, нельзя. Остается только проверить работу автомобиля во всех режимах, особенно когда двигатель не прогрет.
А что вы хотите за такие деньги?
И стоит напомнить еще раз — на Chevrolet Blazer не надо устраивать гонки на скорость. Иначе и механическая и автоматическая КПП могут довольно быстро придти в негодность. Говорят иногда особо ретивые молодцы были вынуждены ремонтировать коробку уже после 30 тыс. км пробега!
Сцепление в автомобилях с механической коробкой довольно надежно, но покупая автомобиль с пробегом боле 100-150 тыс. км нужно быть морально готовым, что оно может сломаться. Ремонт этого узла будет стоить примерно $250-350 в зависимости от сервиса.
Стоимость обслуживания Chevrolet на фирменных СТО дешевым не назовешь. Скорее цены средние. Конечно, если автомобилю исполнилось уже пять лет, то во многих случаях дешевле будет обращаться на станции, которые специализируются на американских автомобилях или просто внедорожниках. Как правило, мастера на таких станциях знакомы с бразильским Blazer и могут выполнить почти любые работы. Хотя многие владельцы Blazer отмечают, что стоимость работ на некоторых так называемых «обычных» сервисах не намного ниже, чем у дилера.
При этом нужно помнить, что ремонтировать Blazer у «дяди Васи», который до этого копался только в «Волгах» и «Жигулях» нельзя — несмотря на простоту конструкции, мастер должен знать, как правильно обслуживать этот автомобиль.
Если не использовать Chevrolet Blazer по его прямому назначению, то есть езде по бездорожью, то подвеска автомобиля не будет доставлять больших хлопот. Хотя они, то есть хлопоты, все равно будут. Причем, довольно часто, ведь каждые 5 тыс. км. необходимо заезжать на так называемое «малое» ТО. Оно заключается в знакомом многим владельцам «Волг» шприцевании некоторых узлов подвески. Если же про смазку забыть, то быстрее всего выйдут из строя шаровые опоры и рулевые наконечники. Хотя есть вариант поставить на автомобиль и необслуживаемые шаровые (опор в автомобиле четыре штуки). Они стоят гораздо дешевле, но зато и хватает их примерно на 10-15 тыс. км. (необслуживаемые шаровые опоры стоят $29 за нижнюю и $52 за верхнюю).
Смазываемые же шаровые опоры служат до 50 тыс. км, но и стоят немало — $99 за нижнюю и $123 за верхнюю. Кстати, иногда шаровые опоры начинают менять чаще чем нужно. Дело в том, что в верхних опорах люфта быть не должно, но вот в нижних он допускается. Причем в довольно приличном диапазоне. Некоторые водители (бывает и мастера тоже) этого не знают и ставят новые шаровые, как только появился небольшой люфт.
Периодически водители Blazer сталкиваются с проблемой сильного люфта рулевого механизма. Это происходит из-за сильно изношенного маятникового рычага и сошки руля. Как показывает практика, замену этих элементов нужно проводить раз в 1-2 года. На фирменном СТО General Motors за рычаг попросят около $125 и еще $115 за сошку. Но можно найти детали и подешевле, причем в некоторых случаях маятниковых рычаг будет стоить меньше сошки ($45 против $65). Что касается работы, то она обойдется примерно $30-40 за каждую деталь.
Плюс к этому, естественно, нужно следить за амортизаторами и прочими периодически ломающимися элементами подвески. Так что, активно раскатывая на Blazer, нужно быть готовым примерно раз в год-полтора заезжать на сервис и «перетряхивать» подвеску.
Конечно, многим владельцам более крутых внедорожников покажется, что Blazer нужно часто ремонтировать, но с другой стороны не надо забывать о том, сколько стоит этот автомобиль. Если, например, за пятилетний Toyota Land Cruiser Prado или Nissan Patrol просят около $25 тыс., то елабужские Blazer такого же возраста обойдется как минимум в два раза дешевле, причем 2,2-литровые версии зачастую стоят и вовсе менее 10 тыс.
Экскурс
Первое поколение Chevrolet Blazer было показано в 1982 году, но тогда в названии автомобиля была еще приставка S10. Это говорило о том, что Blazer был создан на базе пикапа Chevrolet S10, который дебютировал в 1981 году. Первое время выпускались два автомобиля с названием Blazer. Первый был трехдверной моделью и назывался Blazer S10. Второй же был крупнее, имел уже пять дверей и мощный двигатель V8 объемом 5,7 литра. Позднее такой автомобиль был переименован в Tahoe.
В 1991 году Blazer S10 был модернизирован и с 1993 года стал называться чуть покороче — Blazer S. Такой автомобиль оснащался двигателями объемом от 1,8 (80 л.с.) до 4,3 литра (160 л.с.).
В 1994 году появилось второе поколение Blazer, которое избавилось от буквы S в своем имени. Именно этот автомобиль с небольшими изменениями и начали выпускать в Бразилии, а позднее и в Елабуге.
примерка
Единственная претензия, которая есть к силовому агрегату, это нехватка мощности. Все-таки 108 «лошадей» явно мало, особенно когда едешь на дачу с семьей и большим грузом в багажнике.
Не слишком обрадовала и надежность подвески. Автомобиль эксплуатируется круглый год, и владелец проезжает на нем большие расстояния. В итоге довольно молодому автомобилю пришлось уже два раза (!) поменять некоторые элементы подвески и рулевого. И один раз заменить амортизаторы. Немало, особенно если учесть, что запчасти на этот «Елабузер» совсем не дешевые.
Сейчас владелец хочет продать Chevrolet Blazer за $10 000 и купить какой-нибудь японский слегка подержанный внедорожник.