Какие стихотворения А.С.Пушкина связаны с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях?
«Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие. Обращает на себя внимание то, какую значительную часть этих произведений Пушкин посвящает теме дружбы. Слова «друзья» и «товарищи» часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям» («Богами вам ещё даны…»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам».
В стихотворении «Друзьям»
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слёзы улыбнуся я.
В 1814 году Пушкин написал стихотворение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру. В нем он предостерегал лицейского друга от тяжелой доли пиита:
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет…
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным хорошо, спокойным – лучше вдвое. подпись: «Александр Н. к. ш. п. наоборот Пушкин» ему 15 лет.
Прощанию с безмятежными годами, с ясными лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…
В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию Лицея, Пушкин напишет:
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я …
19 октября – годовщине всегда писал.(1825 г.) возвышенные, торжественные слог:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен…
Манифестом дружбы можно назвать седьмую строфу этого стихотворения:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир – чужбина;
Отечество нам – Царское Село.
Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей судьбы, ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба:
Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.(«19 октября 1828») грусть «распадения» союза друзей, «прощания» с ними.
«Чем чаще празднует Лицей…» (1831) настроение поэта сменяется на минорное:
Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняются едину… Многих лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых. Умер за границей Н.А. Корсаков; от потрясения умер А.А. Дельвиг.
И мнится, очередь за мной, зовет меня
Мой Дельвиг милый, товарищ юности живой…
о дружбе и друзьях - философский мотив судьбы. В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях сопровождаются галереей образов, в основе которых - представления поэта о судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в противостоянии «рока самовластью».
Недаром – нет! – промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон:
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он? «Была пора: наш праздник молодой…» (1836)
дружеская поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), 1827 г. в Сибирь
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Дружбу Пушкин «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество, вдохновение:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
Подготовьте информацию об одноклассниках Пушкина.
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! "И. И. Пущину", 1826
Иван Иванович Пущин – «Жанно» прозвище. Родился И.И .Пущин 4 мая 1798 года. Отцом его был И.П.Пущин. генерал-лейтенант, генерал-интендант и сенатор, а матерью – Александра Михайловна. урождённая Рябинина. В Лицей его привёз его дед адмирал П.И.Пущин.
Главным его свойством была рассудительность. «С весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведёт себя благоразумно; благородство, воспитанность, добродушие и скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность суть отличные его свойства».
пользовался общей любовью. дружба с Пущиным выделялась среди всех этих проказники, весельчаки! После окончания разошлись - Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин – в гвардию, в конную артиллерию.
Пущин стал членом тайного общества «Союза благоденствия». Преграда в общении. В мае 1820 года Пушкин ссылка на юг. Рааставание на 5 лет. Навестил 1 раз - 1825 г в новом месте его ссылки, В Михайловском.
В январе 1825 года Пущин расстался с Пушкиным, а в декабре того же года вспыхнуло давно подготовленное восстание. Пущин был в Москве, когда Александр I умер. 14 декабря одним из первых пришёл на Сенатскую площадь. Пущин принял командование. Он действовал хладнокровно и энергично и оставался на площади до самого конца.
Отказался скрываться. арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Суд. Приговор казни с отсечением головы», но она была отменена.По указу Николая I велено было его « по лишении чинов и дворянства, сослать вечно в каторжные работы в Сибирь».
В 1856 году декабристы получили свободу. Пущин вернулся из Сибири больной – ссылка подорвала его здоровье. Так как въезд в обе столицы ему бы запрещён, он поселился под Москвой, в селе Марьине, имении вдовы М.А.Фонвизина, на которой женился. Умер он в апреле 1859 года, в возрасте шестидесяти лет.
Антон Антонович Дельвиг родился 6 августа 1798 года в Москве. Принадлежал к обедневшему, но старинному дворянскому роду баронов Дельвигов. Отец его был помощником коменданта Московского Кремля, по старинному - плац-майором. Мать, Любовь Матвеевна, из рода русских дворян Красильниковых. На вопрос анкеты "Сколько имеет во владении душ, людей, крестьян?" - наследник баронского титула после смерти отца чистосердечно отвечал: "Не имею".
Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нем примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть и избалованное воспитание, поиспортили его, почему и нравственность его требует длительного надзора, впрочем, приметное в нем добродушие, усердие его и внимание к увещеваниям при начинающемся соревновании в российской словесности и истории, облагородствуют его склонности".
О лени Дельвига в Лицее ходили легенды. Он сам поддерживал свою репутацию увальня - лентяя, задумчивого и рассеянного:
Я благородности труда
Еще, мой друг, не постигаю
Лениться, говорят, беда:
А я в беде сей утопаю.
Решителен Где надо! При разговоре с Бенкендорфом о судьбе "Литературной газеты" Дельвиг повел себя столь мужественно, твердо и тактично, что генерал в конце разговора вынужден был извиниться перед ним. Но это было позднее. В декабре 1830 года.
Дельвиг превосходно знал немецкую поэзию, наизусть цитировал Шиллера и Гете. Вместе с Кюхельбекером и Пушкиным они заучивали наизусть оды и стихотворения Державина, Жуковского и древнего Горация, которого Антон тщательно разбирал в классе под руководством профессора Н. Кошанского.
Дельвиг написал гимн Лицею:
Шесть лет промчалось как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
(Дельвиг А.А. Лицейская песня)
По выходе из Лицея Дельвиг был определен на службу в Министерство финансов. Но уже с сентября 1820 года он "по найму" поступил в Публичную библиотеку, под начало Ивана Андреевича Крылова, а 2 октября 1821 года был официально утвержден в должности помощника библиотекаря.
Дельвиг был членом "Вольного общества любителей российской словесности”, куда вступил в 1819 году и где бывали члены "Северного Общества" декабристов - Рылеев, Бестужев, Трубецкой, Якушкин. Шумные споры о поэзии, гражданских и политических свободах затягивались до полуночи.
Скромность .Сам Дельвиг написал как-то в ответном сонете Н. М. Языкову такие строки:
От ранних лет я пламень не напрасный
Храню в душе, благодаря богам,
Я им влеком к возвышенным певцам,
С какою - то любовию пристрастной.
Переживал за Пушкин – писал ему милые, трогательные стихи. собирался посетить друга в Михайловском, но литературные и издательские дела задерживали, а потом с ног свалила болезнь. Но 18-19 апреля 1824 года -втсреча. Женитьба на Софье Михайловне Салтыковой было в ту пору только 19 лет.
Дельвиг, как поэт, прославился своими "Идиллиями" - стихотворениями в стиле античной поэзии. Часто думали, что это переводы Феокрита, Горация и Вергилия. Но это были плоды воображения самого Дельвига.
Выступал как критик - Его "Литературная газета"
Официальной причиной внезапной смерти Дельвига считается до сих пор тяжелый разговор с графом Бенкендорфом, состоявшийся в ноябре 1830 года. Бенкендорф обвинил Дельвига в неподчинении властям, печатании недозволенного в "Литературной газете" и пригрозил ссылкой в Сибирь. – после разговора слег (причина измена)
14 января 1831 года Антона Дельвига не стало. Он умер, не приходя в сознание, шепча в горячечном бреду одно и то же: "Сонечка, зачем ты сделала это: София Михайловна,заливаясь слезами и гладя его похолодевшие руки, бархатным контральто пыталась вывести первые строки романса:Соловей мой, соловей! Ты куда, куда летишь? Где ж всю ночку пропоешь. (А. Дельвиг. Соловей.)
В.Л. Кюхельбекер
Родился Вильгельм Кюхельбекер в Петербурге, 1797 года. Происходил из семьи саксонского дворянина Карла Генриха Кюхельбекера, который переселился в Россию в 1772 году. Отец поэта был образованным человеком, он учился праву в Лейпцигском университете одновременно с А. Н. Радищевым и И. В. Гете. С последним был хорошо знаком.
Обидчив. предмет постоянных насмешек товарищей. Издевались - Нескладная внешность: высокий рост, худоба, длинный нос, туго-ухость; нескладный характер: простодушие и вспыльчивость; нескладные стихи: очень уж высокопарные и тяжеловесные - все это высмеивалось самым безжалостным образом. Вильгельма снабжают шлейфом обидных прозвищ: Кюхля, Кюхель, Гезель, Бехеркюхель.
Пущин и Пушкин стали его друзьями:
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть
И шумные нас радуют мечты:
Опомнимся - но поздно!
следов не видя там.
не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе,
отличный ученик. Инспектор М. С. Пилецкий "Кюхельбекер (Вильгельм), лютеранского исповедания, 15-ти лет. Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в вещах его порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях его, приметны напряжение и высокопарность, часто без приличия. Неуместное внимание происходит, может быть, от глухоты на одно ухо. Раздраженность нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинением".
писал стихи по-русски и по-немецки, а с 1815 года - печататься в журналах "Амфион" и "Сын отечества". При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат. зачислен на службу в Главный архив Коллегии иностранных дел. Присягу они принимали вместе с А. С. Грибоедовым, начал читать лекции по русской словесности в младших классах Благородного пансиона при Главном педагогическом институте в Петербурге.
Он активный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств под председательством А. Е. Измайлова, а с председателем Вольного общества любителей российской словесности (членом которого Кюхельбекер также является) Ф. Н. Глинкой его связывают не только родственные, но и дружеские отношения. В 1820 году он вступает в околомасонскую ложу "Избранный Михаил" и становится секретарем Вольного общества учреждений училищ по ланкастерской методе взаимного обучения.
В эти же годы Кюхельбекер много пишет, печатается, замышляет издавать свой журнал. Среди его стихов той поры - подражания Жуковскому ("Ночь", "Пробуждение", "Жизнь"), элегии ("Осень", "Элегия", "К Дельвигу"). Кюхельбекер первым обратился к жанру посланий друзьям в дни лицейских годовщин. Таким было послание к Пушкину и Дельвигу 14 июля 1818 года. Здесь впервые их дружба определяется формулой: "Наш тройственный союз, Союз младых певцов и чистый, и священный". Эту формулу будут неоднократно варьировать в своих стихах все три поэта.
8 сентября 1820 г. Кюхельбекер отправился в Европу, где в марте 1820 года король Италии присягнул на верность конституции, в июне произошла революция в Неаполе, в июле - в Сицилии. Революционные события назревают в Пьемонте и в Португалии, начинается борьба за освобождение Греции. Дневник путешествия и целый ряд стихов написаны в форме обращений к друзьям, оставшимся в России.(следование Н. М. Карамзину). первая - знакомство с культурной жизнью Европы и рассказ об этом русскому читателю, и вторая - пропаганда в Европе молодой русской литературы.
В Веймаре в ноябре 1820 года состоялось знакомство с Гете. Кипучую деятельность по пропаганде русской культуры Кюхельбекер развил в Париже.
Последние два с половиной года перед 14 декабря были, самыми насыщенными в жизни Кюхельбекера. крупнейших поэтов-декабристов, ведущим критиком и теоретиком нового, декабристского направления литературы, проповедующим самостоятельность и патриотизм русской поэзии. В конце июля 1823 года Кюхельбекер приехал в Москву. Вместе с В. Одоевским и Грибоедовым он начинает готовить к изданию альманах "Мнемозина". Во второй части "Мнемозины" опубликована программная статья Кюхельбекера "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие". Статья отражала взгляды нового литературного направления - писателей-декабристов, для которых на первое место выступала "самобытность" автора, свобода от подражательности даже крупнейшим зарубежным образцам.
14 декабря. Организационной связи с будущими декабристами у Кюхельбекера не было до самого конца 1825 года. своей деятельностью- выразителем идеологии передового дворянства России. В трагедии "Аргивяне" он пытался поставить вопросы о путях уничтожения тирании, о возможности и правомерности убийства тирана, о действующих силах государственного переворота.
пытается привести на площадь С. П. Трубецкого, участвует в избрании диктатором Е. П. Оболенского, с оружием в руках присоединяется к восставшим на Сенатской площади, стреляет в великого князя Михаила Павловича, пытается вести за собой солдат Гвардейского экипажа. побег из петербурга – после поражения он сохранял ясность мысли и решительность действий. Его арестовали в Варшаве, узнав по словесному портрету.
Арест, суд, приговор – 15 лет каторги – одиночества. 25 апреля 1826 года он был перевезен из Петропавловской крепости в Шлиссельбургскую, в октябре 1827 года переведен в Динабург. По дороге состоялась встреча с Пушкиным на станции Залазы, близ Боровичей. В 1831 году его переводят в Ревель, затем в Свеаборг. Чтение и сочинение были единственными занятиями в течение десяти лет (срок был сокращен).
Утрата политического идеала лишала творчество Кюхельбекера нравственной и эстетической опоры; духовное одиночество мешало развивать систему взглядов на мир, не давало развиваться реалистическим тенденциям. В его лирике можно отметить усиление религиозных настроений, тема дружбы и тема тяжелой судьбы поэта.
близость с друзьями. В 1845 году в стихах "На смерть Якубовича" он назовет этих друзей и единомышленников: "Лицейские, ермоловцы, поэты, Товарищи. "
С другой стороны, тема тяжелой судьбы непризнанного поэта все чаще звучит в его стихах. Примерами теперь становятся не только Камоэнс, Тассо и другие, но и собственная судьба и судьба близких поэтов. Осознание особой пророческой миссии поэта, святости его существования всегда было присуще Кюхельбекеру. Особенно гневно и страстно эта тема звучала в "Проклятии". В качестве пророка, провозглашающего светлое будущее России, выступает Рылеев в стихотворении Кюхельбекера "Тень Рылеева", написанном в заключении.
1835 года Кюхельбекер освобожден из крепости. ссылка, пришлось заниматься физическим трудом, чтобы иметь возможность жить самому и помогать семье брата. Осенью 1836 года Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера в Баргузине Дросиде Ивановне Арсеновой. брак не по любви, а по расчету. Духовное одиночество
Единственная продолжающаяся тема тяжелого жребия поэта, его "черной судьбы" среди "свирепых печалей", в мире, разрушенном "злодействами невежд".
О смерти Пушкина "Тени Пушкина" датированы 24 мая 1837 года. Гимном погибшему другу стало юбилейное: лицейское стихотворение 1837 года. мысли о судьбе поэтов- мрачными. Тени погибших друзей все чаще появляются в его стихах. Кюхельбекеру пришлось пережить почти всех своих друзей-поэтов: Рылеева, Грибоедова, Дельвига, Пушкина, Баратынского.
Суровые условия жизни расшатывали и без того не слишком могучее здоровье. В 1845 году Кюхельбекер ослеп. Но и это не смогло совеем заглушить его поэтический голос:
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму,
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы милой отчизны.
11 августа 1846 года Кюхельбекер скончался.
3. Чьи имена упоминаются в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор. »)?
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец, – (Он не пришел, кудрявый наш певец — Корсаков, Николай Александрович, композитор, умерший 26 сентября 1820 г. во Флоренции.)
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный? – (Чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, Федор Федорович (1799—1872), моряк; он был в это время уже в третьем плаванье, кругосветном.)
Друзья мои, прекрасен наш союз! Пушкин, Кэхельбекер, Дельвиг
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил; - (О Пущин мой, ты первый посетил. — Пущин приезжал к Пушкину в Михайловское на один день, 11 января 1825 г. Он рассказал позднее об этом посещении в своих «Записках о Пушкине».)
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, - (Ты, Горчаков. — А. М. Горчаков встретился с Пушкиным у своего дяди, А. Н. Пещурова, в имении Лямоново, недалеко от Михайловского, летом 1825 г.)
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
….Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил – (О Дельвиг мой. — Дельвиг гостил у Пушкина в Михайловском в апреле 1825 г.)
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, - (Скажи, Вильгельм. — Кюхельбекер.)
Мой брат родной по музе, по судьбам?
…Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему.
Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений – (Несчастный друг. — пережил всех товарищей по выпуску А. М. Горчаков, умерший 84 лет.)
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой.
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
II. «Хочу воспеть свободу миру. »: вольнолюбивая лирика Пушкина.
1. Когда в творчестве Пушкина социально-политическая тема становится ведущей? Кто оказал влияние на формирование вольнолюбивых взглядов поэта?
Если лицейская лирика связана с усвоением поэтических принципов психологического течения в русском романтизме, то в петербургский период ориентация отчасти меняется, и Пушкин направляет свои взоры к только что народившемуся гражданскому, или социальному, течению русского романтизма.
Многие дружеские и творческие нити связывают его с Союзом Благоденствия и близкими к нему обществами и кружками – Вольным обществом любителей российской словесности, “Зеленой лампой”, домашним кругом Н.И. Тургенева.
В обществах и кружках вырабатываются основы гражданской поэзии, предпочтение философско-публицистических тем
отпечаток философско-политических споров и застольных разговоров.
Ода “Вольность”. Тема стихотворения двойственна – тирания монарха и тирания народа. В оде с наибольшей силой отразился круг идей, связывавших Пушкина с Н.И. Тургеневым – отношение к французской революции, к русскому самодержавию. Солидарность с Тургеневым заявлена в начале оды: Пушкин гонит “изнеженную лиру” и призывает “гордую певицу” Свободы.
Вывод из одических размышлений подается как исторический “урок”, адресованный владыкам:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона…Деревня (1819).
В этом, одном из самых смелых гражданских стихотворений Пушкина, отчетливо видно, как сменяются жанровые поэтические маски – поэт-мечтатель, типичный образ для идиллии и пасторали, уступает место поэту-сатирику, образу, свойственному гражданской обличительной оде или близкому к ней жанру высокой сатиры.
С одной стороны – “пустынный уголок”, “приют спокойствия, трудов и вдохновенья” (словарь идиллии или пасторали), с другой – слова-сигналы: “невежества убийственный позор” – “зрелище рабства”, “тягостный ярем” – “крепостное право” (словарь гражданской оды или жанра высокой сатиры).
Отличительная особенность “Деревни” состоит в том, что в ней Пушкин выдвинул тему поэтического творчества в связи с политической и социально-философской. Наслаждение творчеством невозможно при виде картин “барства дикого”.
В петербургский период складывается характерное для Пушкина представление о поэте как “друге человечества”, в поле зрения которого – вся действительность.
Послание “К Чаадаеву” (1818). Впечатляющим примером такого синтеза и законченным его образцом выступает дружеское послание “К Чаадаеву”. В нем пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой.
На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта.
В “Деревне” и “Вольности” Пушкин подразумевал под свободой прежде всего закон, конституцию, ограничивающие власть царя. В послании “К Чаадаеву” сохранилось такое понимание слова “свобода”.
В порыве к вольности участвуют все силы души:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуту вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуту верного свиданья.
Гражданская и личная темы соединились. Гражданская тема рассталась с безличной абстрактностью и отвлеченностью, а личная тема наполнилась гражданским содержанием и смыслом.
Тот же синтез наблюдается и в послании “К Н.Я. Плюсковой”. Пушкин заключает стихотворение стихами:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
во-первых, на формирование вольнолюбивых взглядов А. С. Пушкина оказала влияние Отечественная война 1812 года;
во-вторых, взгляды свободолюбивых педагогов Царскосельского Лицея: Куницына, Будри;
в-третьих, знакомство с произведениями Н. А. Радищева;
в-четвертых, дружба с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым, знакомство с будущими декабристами М. Луниным, К. Рылеевым;
в-пятых, участие в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия - литературно-политическом кружке “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза.
Таким образом,на формирование вольнолюбивых взглядов А. С. Пушкина оказали влияние передовые люди эпохи и исторические события.
2. Что объединяет стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы. »), «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Арион», «Анчар»?
Тема свободы - одна из основных тем в творчестве Пушкина. Она охватывает не один творческий период поэта. а именно: Петербургский период(1817-1820), период южной ссылки(май 1820-1824) и творчество второй половины 1820-х годов. Стихотворения с данной тематикой: Вольность, К Чаадаеву, Деревня, Анчар, «Во глубине сибирских руд», Узник, К морю.
Ода «Вольность»- «Где ты, где ты. гроза царей, свободы гордая певица?»-под царицей свободы подразумевается основа конституционной монархии. «Тебя в свидетели зову, о мученик ошибок славных.»-речь идёт о законе.«Ты ужас мира, стыд природы.»-о монархе. «Вольность святая»
К Чаадаеву- «Под гнётом власти роковой нетерпеливою душой отчизны внемлем призыванье»-гнёт власти роковой- абсолютная монархия.«Вольность святая», «Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья».-придёт пора свободы.
«Деревня»- «Я променял порочный двор цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья…», «Я здесь от суетных оков освобождённый»-образы города и суетной городской жизни.«оракулы веков»-мудрецы, «Барство дикое», «рабство тощее», «Свобода просвещённая», «опора милая стареющих отцов»-молодое поколение
«Анчар»- «Анчар, как грозный часовой»-анчар как образ нечисти, порока. «Древо смерти»-анчар. «бедный раб»-образ народа, «непобедимый владыка»-монарх. «Во глубине сибирских руд», «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы», «Каторжные норы»,»Мрачное подземелье», «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут»-образы, создающие картину несчастий, которые постигли декабристов.
«Узник» - «вольные птицы», «Вскормлённый в неволе орёл молодой»-символы свободы.
«К морю»- «Прощай, свободная стихия»-море как символ природной и человеческой стихии.
«Не удалось навек оставить мне скучный, неподвижный брег, тебя восторгами поздравить и по хребтам твоим направить мой поэтический побег.»-под «поэтическим побегом» подразумевается жизненный путь
«Одна скала, гробница славы»-образ смерти. Море- жизненная стихия, которая может вынести куда душе угодно. Единственное, что поражало поэта в море- сотров Святой Елены.
3. Сопоставьте оду «Вольность» Пушкина с одноимённым произведением А.Н.Радищева. Чему посвящена ода Пушкина? К чему призывал Радищев, к чему призывает Пушкин?
Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.
Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева. В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева.
Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев — на английскую революцию XVII века, Пушкин - на французскую революцию 1789 года).
Вслед за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон — залог обеспечения политической свободы в стране.
Но ода Радищева — призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона. Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.
Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавали оде более революционное значение. Передовой молодёжью она воспринималась как призыв к революции.
Своё стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облёк в форму оды. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе — гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».
Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I). Заканчивается ода, обращением к царю извлечь урок из сказанного.
Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.
Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование против тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные и вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает.
Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.
4. В чём взаимосвязь оды «Вольность» и стихотворения «К Чаадаеву»?
1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы. В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской лирики.
Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы
Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гнетом власти роковой».
В обращении «товарищ» появляется новый оттенок — соратник в борьбе, единомышленник.
В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Тема вольности в борьбе с самодержавием звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.
В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы. », бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.
Каков жанр этого стихотворения?
Поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.