Анализ стихотворения Пушкина Уж небо осенью дышало
«Пейзажем, - писал Михаил Пришвин,- называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека. Во всяком интимном пейзаже движется сам человек». Заметим, «движется человек», обладающий даром видеть, слышать и чувствовать природу.
В названный выше раздел входит в сокращении XI строфа четвертой главы романа «Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
В этих десяти строках ощутимы характерные для Пушкина прозрачная простота и лаконизм выражений. Умение немногими словами сказать о многом у Пушкина достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова. «Слов немного, - писал Гоголь,— но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».
Уж небо осенью дышало.
Одна метафора («небо. дышало»), а какой емкий и богатый смысл она содержит! Она будит множество ассоциаций: пасмурные холодные дни, моросящий дождь.
Последующие строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года. Каждая строка картина осени: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц. Солнце, небо, поля, леса, птицы - все это в природе взаимосвязано. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог. Это он любовно называет солнце солнышком. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Это ему довольно скучно в эту пору года. Заметим, не скучная, а «довольно скучная пора», ибо и это время несет свои радости. Пушкин любил осень, когда он особенно плодотворно работал. «И с каждой осенью я расцветаю вновь»,— писал он.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Сень - книжное архаичное слово. В Словаре Академии Российской дано такое толкование его значения: тень, шалаш, защита, покров. В контексте пушкинских строк сень означает зеленый убор (покров) леса. Он- то и делает лес темным, как бы хранящим некую тайну. И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывая листву. Исчезает красота — уходит тайна. Конечно же, пушкинский художественный образ неоднозначен. Каждый звук, каждое слово у Пушкина, - писал А. Слонимский, - порождает отголоски, обертоны, окружено роем ассоциаций».
Слово-образ сень в контексте — это прохлада, и тишина, и покой, которые лес дарит человеку.
Богата фоника строк (повторение сонорных л, м, н):
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Туманы осенью не стелются дымкой по земле, а, насыщенные влагой, тяжело ложатся на поля.
Гусей крикливых караван
В определении крикливых точно выделена характерная повадка этих птиц - крикливых, шумных. В контексте этих строк слово крикливых означает также, что птицы, улетая, прощаются с летом, родными местами.
Почему караван? Гуси летят не клином, как журавли, а вереницей. цепочкой. Слово тянулся имеет двойной смысл: гуси тянулись друг за другом; стремились к солнцу и теплу.
Глаголы в строфе передают многообразную жизнь природы: дышало, блистало, становился, обнажалась, ложился, тянулся, приближалась, стоял. У них особое место в строке. Инверсия («становился день», «ложился. туман», «приближалась. пора», «стоял ноябрь»), глагольная рифма (дышало - блистало, обнажалась — приближалась) делают описание динамичным: небо дышит, дни становятся короче, потер шумит, унося опадающие листья, птицы кричат и улетают, туманы ложатся на поля, скучная пора приближается, ноябрь входит и каждый дом.
Обратим внимание на то, как мастерски использована Пушкиным рифма в последних строках строфы (пора—двора):
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Дважды обращено внимание читателя на близость поздней осени: скучная пора, ноябрь у двора.
В строфе - слова повседневной речи (небо, осень, день, поля, туманы, двор и др.), слова народной поэзии (солнышко), книжные и устаревшие (блистало, сень, обнажалась, пора), лексика традиционно-поэтическая («таинственная сень», «с печальным шумом»). Этот сплав разных лексических пластов в единое целое характерен для стиля Пушкина.
Здесь все предельно просто, естественно, как записи в дневнике: короче становился день; стоял ноябрь. у двора.
«Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом,— писал В. Г. Белинский,— мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина. »
Артистичность — это чувство меры, гармонии, естественности и красоты слова. Все эти непревзойденные достижения русской поэзии порождены великим талантом и невидимым для читателя огромным трудом, мучительным поиском единственного нужного слова.
После гибели Пушкина Жуковский, разбирая его архив, ознакомился с рукописями поэта и был поражен, «с каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая бы не была несколько раз перемарана».
На изучение отрывка можно отвести два занятия. Первое начнется с выяснения, что учащиеся знают о жизни Пушкина, какие произведения его прочитали, что им нравится в стихах, сказках поэта. Отталкиваясь от ответов школьников, учитель построит свое вступительное слово. Затем учитель читает строфу наизусть. Если он располагает грампластинкой (приложение к журналу «Русский язык в национальной школе», 1986), то можно прослушать строфу в исполнении актера.
На этом же уроке желательно привлечь одну из репродукций картин: «Золотая осень» И. Левитана. «Золотая осень» В. Поленова, а также прекрасных пейзажей А. Грицая: «Осень. Село Павловское», «Осень в лесу», «Осень. Северный ветер».