Лицейские годы Пушкина и его товарищей – это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов. Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея. Но ведь пришли они в Лицей совсем детьми. Троим из них – Аркаше Мартынову, Косте Данзасу и Саше Корнилову было всего по 10 лет, остальным 11 – 13, и только самому старшему, Ивану Малиновскому – пятнадцать. Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.

"Да, мосье"

В день открытия Лицея 19 октября 1811 года после торжественной церемонии, императрица-мать пришла в столовую посмотреть, как кормят мальчиков. Она была немкой по происхождению и по-русски говорила не очень правильно. Подойдя к самому маленькому – Корнилову, она спросила: "Карош суп?" Мальчик от растерянности ответил по-французски: "Oui, monsieur" (да, мосье). Кое-кто из лицеистов фыркнул, а царица, улыбнувшись, пошла дальше. А за Корниловым на годы сохранилась кличка – "Мосье".

Прозвища

Они начали появляться с первых дней, так было не только с Корниловым.

Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище – "Егоза". А когда он проявлял свой вспыльчивый неукротимый характер, ему говорили: "Смесь тигра с обезьяной", и ему это даже нравилось.

Миша Яковлев очень похоже и смешно изображал буквально всех, и его прозвали "Паяс (паяц) 200 номеров". Лучший ученик Сережа Вольховский сначала получил прозвище "Разумница", а позже – "Суворочка" потому, что при внешней хрупкости и небольшом росте обладал сильным характером и несгибаемой волей, напоминая этим Суворова.

Князь Горчаков много внимания уделял тому, как он выглядит, за что был наречен Франтом. Сережу Комовского за ябедничество и приставания звали Лисой и Смолой. Смелый, отчаянный и драчливый Иван Малиновский получил кличку Казак, а крупный и ленивый Данзас – Медведь. За мечты о море будущего адмирала Федора Матюшкина звали "Плыть хочется". Ласково, но с ехидцей – Олосенькой называли Алексея Илличевского.

Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин – Большой Жанно или Иван Великий, Антон Дельвиг – Тося, Тосенька, Кюхельбекер – Кюхля, Мясоедов – Мясожоров или Мясин.

Лицейская словесность

В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы. И на уроках иногда давали такие задания. Однажды темой сочинения был восход солнца. Мясоедов встал и прочел единственную строчку: "Блеснул на западе румяный царь природы". Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, все дружно расхохотались, а Пушкин (по другим источникам это был Илличевский) приделал окончание:

"И изумленные народы Не знают, что им предпринять: Ложиться спать или вставать".

Ленивец Дельвиг

Один из ближайших друзей Пушкина Антон Дельвиг был увальнем, готовым в любой момент от своей мечтательной дремоты перейти к шалостям. На одном уроке латыни он не был готов отвечать и спрятался под парту, да там и заснул. Случай этот долго был предметом шуток.

Когда же выяснилось, что Дельвиг тоже пишет стихи, появились такие строчки:

"Ха-ха-ха, хи-хи-хи! Дельвиг пишет стихи".

Но к концу учебы Антон Дельвиг уже считался вторым после Пушкина лицейским поэтом.

Курьез с фрейлиной

Как-то осенью с Пушкиным произошла история, о которой узнал сам император Александр I.

У одной из фрейлин – княжны Волконской – была очень милая горничная Наташа. В тот вечер Пушкин, услышав в темноте перехода шорох платья, вообразил, что это Наташа, бросился к ней и невиннейшим образом поцеловал. Вдруг рядом распахнулась дверь, и озорник с ужасом увидел, сто это не Наташа, а сама престарелая фрейлина. Он настолько опешил, что бросился бежать, даже не извинившись. Царь был в гневе.

Директор старался смягчить вину Пушкина и просил разрешения у царя насчет извинительного письма. Император согласился.

Гогель-могель

Унылыми осенними вечерами лицеистам было особенно грустно. В один из таких вечеров кто-то из мальчиков придумал сварить сладкий хмельной напиток. Один из гувернеров обратил внимание на излишнюю веселость воспитанников. Пушкин, Малиновский и Пущин взяли вину на себя. И надо сказать, были строго наказаны.

Но история эта под названием "Гогель-могель" запомнилась всем еще и потому, что Пушкин написал о ней стихи, в которых поэтически изобразил пиршество и дал характеристики своим товарищам. Стихи назывались "Пирующие студенты", прочитайте их, и все лицеисты предстанут перед вами как живые.

Tags:

Поделиться