Тут русский дух

Слово о нашем Пушкине. Пушкин в Александровске, в Запорожском крае, на Херсонщине. Пушкин и Украина. Юрий Безух.

Дочери Людмиле посвящаю


Когда мы были молодыми.
Пушкин был молод всегда! Он родился мудрым и сохранил молодость души до последних своих дней. Он был молод, прекрасен, достаточно независим, в его жилах бродила африканская кровь.
Юный Пушкин создаёт своё самое лёгкое, прекрасное и гармоничное произведение, поэму «Руслан и Людмила». О чём эта сказка? В чём её идея? Чему она учит? Наверное, Саша Пушкин был бы немало озадачен такими вопросами. А ведь именно ими наши добрые, добросовестные и измученные учителя отбивали у нас любовь к литературе.
Так о чём же сказка? О любви. А суть её в чём? В том, что женщина должна хранить верность, а мужчина – бороться за любовь. В том, что молодость побеждает в любви, а старость должна найти в себе мужество и мудрость это понять. Да, обо всём этом, и ещё об очень многом другом. О том новом, что мы всегда будем находить, перечитывая в сотый раз произведение гениального поэта. Находить то, о чём сам Пушкин, скорее всего, даже не думал. Александр Сергеевич творил играя. А кто водил его юношеской рукой? Ангелы небесные? Безусловно!
Ну, а где земные, народные истоки поэмы? Конечно же, в сказках, рассказах, пословицах и прибаутках няни Арины (точнее Ярины) Родионовны. Кстати, сейчас появились серьёзные публикации о том, что Арина была украинкой. Предоставим возможность армии учёных пушкинистов копаться в родословной Ярины Родионовны. Отметим только, что в услышанных из её уст сказках действительно слышен дух древней Киевской славянской Руси. Чем глубже вникаешь в древность, историю, изучаешь судьбы людей ярких, необычных, с «искрой божьей», тем больше понимаешь, как мало случайного в их судьбах. Арина, Ярина – древние отзвуки ария, ярого. А отчество – Родионовна. Род – древний бог рода, племени. Бог – основатель рода, ставшего народом. Вот такие «случайности». А вспомните кто-нибудь: как величали мать и отца Александра Сергеевича? Из народных глубин – истоки простоты, лёгкости и доступности языка. Того пушкинского, новорусского языка, который. многие его маститые, но бесталанные современники называли «подлым».
Поэму Пушкин закончил 26 марта 1820 г. Встречена она было с восторгом. Между тем, над головой молодого, вырвавшегося из Царскосельского лицея поэта, собирались нешуточные тучи.
Дух свободы, посеянный лицеем, дал совсем не те плоды, на которые надеялись его организаторы, Александр Первый и М. М. Сперанский. Да и последний давно уже пребывал в опале. А вся Россия читает призывы А. С. Пушкина из оды «Вольность», написанной в 1817, году окончания лицея:

Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

При всём своём либерализме вряд ли мог Александр приветствовать такие строки:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

К тому же, по Петербургу ходили колкие эпиграммы, частью написанные Пушкиным, частью ему приписываемые, на важных чиновников империи. А такие вещи не прощаются.
Над Пушкиным возникла угроза ссылки чуть ли не на Соловки. Вряд ли поэт понимал всю реальность этой угрозы. А вот друзья прекрасно понимали. Они кинулись спасать юное дарование. В итоге Александр Первый принимает решение сослать Александра Сергеевича на юг, дабы тот «обрёл правильный образ истинного христианина и верноподданного».
В общем, произошло то, о чём ещё в XV в. писал азербайджанский поэт Атаалах Аррани:

Цари никогда не любили поэтов,
Поэты всегда презирали царей.
(Реконструкция Теодора Адамовича Шумовского)

Парадокс этой ссылки очень верно подметил Юрий Тынянов: «Его выслали? Куда? В русскую землю». Можно это было назвать и по-другому: творческой командировкой на юг за казённые деньги. Но всё же это была ссылка. Пушкин не знал, разрешат ли ему вернуться с Руси в Россию, когда это будет, и будет ли это вообще.
Александр Сергеевич любил путешествовать. Он писал: «Путешествие нужно мне нравственно и физически». Это была первая ссылка поэта и его первое знакомство с Украиной. Всего же Александр Сергеевич совершил 22 поездки по Украине.
6 мая 1820 г. Пушкин вместе с крепостным дядькой Никитой Козловым двинулся в путь. Александру Сергеевичу предстояло служить в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В Екатеринославе путешественники остановились на постоялом дворе купца Тихого, но вскоре переехали на окраину, в слободу Мандрыковку, откуда открывался великолепный вид на Днепр. Здесь же Александр Сергеевич стал свидетелем бегства двух каторжан, которые, скованные одной цепью, переплыли Днепр. Это стремление к свободе так поразило по-своему невольного Пушкина, что несколько позже он напишет поэму «Братья-разбойники».
О том, насколько Пушкин был в это время далёк от «христианского исправления», свидетельствует и факт написания им на юге скандальной поэмы «Гаврилиада». Со временем Пушкин об этом глубоко сожалел. Но – слово не воробей.
Мы же вернёмся к путешествию Александра Сергеевича по Таврии. Пушкин увидел Днепровские пороги. 29 мая (10 июня) он переправился на левый берег через Кичкасский перевоз. К этим незабываемым впечатлениям своей первой поездки Пушкин не раз ещё будет возвращаться. Далее пилигримы проследовали через слободу Вознесенка к городу Александровску (ныне г. Запорожье).
Таким образом, Пушкин оказался в местах, описанных в «Руслане и Людмиле». Постойте, – скажет дотошный читатель, – можно ли проектировать сказочную страну на конкретную территорию? В данном случае, можно. Ведь события в начале поэмы развиваются не в тридевятом царстве, а в стольном граде Киеве. Да и в дальнейшем по ходу поэмы Пушкин не раз вспоминает и Киев, и Днепр, ещё им тогда не виданные. Впрочем, и место жительства злодея Черномора явно не на Урале.
Пушкин обладал ярким восприятием действительности. Природное воображение поэта было вдобавок усилено лихорадкой. Александр Сергеевич простудился, купаясь в Днепре. Выросший в закрытом учебном заведении в Царском Селе, Пушкин был очарован мощью и свободой природы юга. Этот мир так отличался от правильных кварталов Петербурга, взятой в гранит Невы и скудных на растительность болот, окружавших северную столицу!
А. С. Пушкин восхищался творчеством Н. М. Карамзина, дружил с женой историка. Он тут же вспомнил о полуденном крае – земле лукоморских половцев. В «Русской летописи» говорится о постоянных битвах русских воинов с половцами «в луце моря». Прекрасно помнил он и текст «Слова о полку Игореве»:

А поганого Кобяка из лук у моря
От железных великих полков половецких
Яко вихрь, вытерже.

В гидронимах двух малых рек, впадающих в Запорожской области в Утлюкский лиман Азовского моря – Великий и Малый Утлюк – сохранилось название «утлюк, отлук», что в переводе с тюркского означает выгон, луг. Сама конфигурация побережий Азовского и Чёрного морей, слева от Нижнего Днепра, напоминает изгиб – лук. Это и было место кочевий летописных лукоморских половцев.
После Александровска Пушкин вместе с семьёй генерала Раевского в сопровождении драгунов углубится в Таврические степи. Мариупольский почтовый тракт привёл путешественников в тогдашний центр Мелитопольского уезда, город Орехов (ныне Запорожская область), на левом берегу Конки. Городок расположен на пересечении множества древних шляхов, в том числе и знаменитого Муравского, ведущего через Серогозы на Перекоп. Далее наши герои проследуют в сторону Молочной, а затем по течению Берды доберутся до Таганрога. Вместе с семьёй Раевских, которая включала и юную Марию, впоследствии жену декабриста Волконского, ехал и доктор Рудиковский. Последний хорошо знал традиции и обычаи украинцев. Он лечил А. С. Пушкина добрым словом да степными травами. Кстати, генерал Н. Н. Раевский был женат на внучке М. Ломоносова.
А. С. Пушкин прибыл в Феодосию на паруснике, гружённом шерстью и солью. Таким набором грузов загружались обычно в Геническе. Так что, вполне возможно, поэт любовался Приазовьем с парусника, а далее проплыл вдоль безлюдного тракта по Арабатской стрелке.
Тех читателей, которые захотят побольше узнать об этом путешествии великого поэта, я хочу отослать к замечательной книжице неизменного хранителя Каменной Могилы Бориса Дмитриевича Михайлова. Немало сведений почерпнул оттуда и я.
В конце сентября 1820 г. Пушкин снова проехал Таврической степью. На этот раз он мог сравнить старую медь и серебро осенней степи с её яркими красками поздней весны. Путь Александра Сергеевича лежал через Перекоп, Чаплынку, Чёрную долину, Каховку. Его поразила красота ковыльной степи, особенно прекрасной при восходе солнца. Поэт видел одинокие землянки пастухов. Остановился в пыльной и ничем не примечательной слободе Каховке. До нашего времени в городе сохранился домик, в котором, по преданиям, отдыхал юный поэт. Далее он переправился на правый берег Днепра по древней Таманской переправе на Берислав. О переправе через Днепр он писал: «Виды чрезвычайно красочные. Я мало видел в моём путешествии, которые мог бы сравнить с ними».
В Бериславе осмотрел руины турецкой крепости Кызы Кермен, интересовался запорожской деревянной церковью, беседовал с чумаками. Отсюда путь Пушкина лежал через Дарьевку в Херсон. В городе были ещё свежи преданья о деде Пушкина, Иване Абрамовиче Ганнибале. Последнему когда-то принадлежало и имение Белозёрка, проданное им в 1784 г. князю Безбородько. После Херсона Пушкин заехал в Белозёрку – бывшее имение деда.
У Александра Сергеевича было достаточно возможностей ознакомиться с нашими древними шляхами, ощутить неторопливость, степенность и созерцательность степного, тяжкого физически, но привольного нравственно быта.
В одно из посещений Херсона 25-26 мая 1824 г. Пушкин останавливался в районе Забалки в доме по улице, которая ныне носит имя поэта, и в узком кругу отметил своё 25-летие.

Через восемь лет, со щемящим чувством проходящей молодости и сладким восторгом от увиденной воочию сказки, он допишет свой знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле». Попробуем и мы с высоты своего опыта и знания прислушаться к волшебным с детства знакомым строчкам:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.

Пушкин даёт чёткую привязку, концентрирует наше внимание на расположении сказочной страны. Могучий великан, гордо распрямившийся в открытой степи, – это совсем не то, что дуб, спрятавшийся под пологом леса.
О поклонении священным дубам, расположенным на острове святого Григория (Хортице), писал ещё император Византии Константин Багрянородный. По другим данным, остров носил название Георгия. Напомним, что Георгий – это греческий аналог арийского Ария, Ория, украинского Юрия. «Отец наш Орий, ориевы внуки» – так Велесова книга описывает славян. Арий (Георгий) – это как бы одна из ипостасей Дия – Дажбога, бога-творца. Дни древнеславянского Дажбога соответствуют весеннему и осеннему Юрию. А ещё Юрий-Георгий – «волчий пастырь». Одно из объяснений названия острова Хортица связывают с хортом, гончей собакой. Кстати, из космоса остров действительно здорово напоминает бегущего хорта.
Генический краевед Юрий Беличко высказал предположение, что на особо почитаемые священные дубы надевались металлические цепи, дабы сохранить дерево от ударов молнии. Согласно древних верований наших предков, бог Дий, он же Перун, он же Зевс-громовержец, посылал свои вести – молнии, бросая их на священные («почтовые») дубы. Биологам хорошо известно, что именно дубы чаще других притягивают молнии. Рядом с дубом располагались жрецы. Юлий Цезарь назвал их друидами – «старыми дубами». Отсюда название одного из древних украинских городов, Стародуб, а не так далеко и другой городок с завораживающим названием Ворожба. Подъезжая к Ворожбе со стороны Конотопа, я увидел чудо. Вдоль поймы Сейма находится дачный посёлок. А в посёлке. Голова, та самая, которую победил Руслан. К тому же, Голова не маленькая, с двухэтажный дом! Но мы слишком отвлеклись. Задачей жрецов было объяснять и истолковывать эти вести с небес.
И не таким уж фантастическим в свете всего сказанного кажется предположение, что во время грозы к дубу могли приковать подозреваемого, вручая его судьбу непосредственно богу. Казнить или миловать. Блестящие в лучах заката или востока, эти цепи действительно казались золотыми.
Кот учёный – это, конечно же, кот Баюн славянских сказок, который мурлычет свои вечные песенки бесконечными зимними вечерами. Кот сыт, спокоен, значит, и в доме покой и тепло. Прекрасное музыкальное сопровождение к рассказам и сказкам.

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.

Нужно ли говорить, что фауна Таврии в то время была значительно богаче и оставалась почти неизученной. Вдоль уходящих от почтовых трактов путей, дорог и сакм, в речных размывах и оврагах валялись огромные кости доисторических животных. Вдаль уходили следы тарпанов, сайгаков, куланов. Всё запоминал пытливый взгляд поэта. А тут ещё ночные рассказы об огромных полозах, которых боятся даже отчаянные запорожцы, о казаках – характерниках, умеющих превращаться в волков и других животных. И всё это так созвучно «Слову». Да, это была встреча со сказочной страной, где тесно переплетались верования с древними знаниями, мифами, похожими на правду и преданиями, похожими на сказку.

А бурый волк ей верно служит.

Напрашивается «серый». Но Пушкин слышал, а может, и видел редкостных и тогда, а ныне исчезнувших бурых волков, которые водились в Приазовье, в частности, на острове Бирючьем. Возможно, в крови этих волков текла кровь полудиких собак скифов и печенегов. А может быть, они сами были предками этих псов.
До Пушкина в наших краях поработала экспедиция академика Петра Симона Палласа, по результатам которой академик написал «Записки путешествия в южные губернии России с 1793 по 1794 гг.». Он же в 1811 г. описал красного волка. Эти чрезвычайно редкие и тогда животные, ныне занесены в Красную Книгу Международного общества охраны животных. Сейчас небольшое количество этих красивых зверей, внешне более напоминающих лисиц, сохранилось лишь в Китае, Монголии, в странах Центральной Азии и Эфиопии.
Поведением любитель степей и гор красный волк мало отличается от своего серого сородича, но меньше его размером. Причиной исчезновения красного волка с территории нашей страны стал подрыв кормовой базы (исчезновение куланов, сайгаков, джейранов, байбаков), окультуривание земель, фактор беспокойства и жестокая конкуренция серых «братьев».

Там на заре нахлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

Кто бывал на Черноморском побережье Кавказа и на Южном берегу Крыма, тот прекрасно понимает, что «брег песчаный и пустой» – это побережье Азовского моря или Херсонский берег Чёрного. Именно на этом побережье сокрыты водой древние города эллинов – Кремны, Мелитополис и другие. И кто знает, может, видел Пушкин в волнах отлива блёстки древних кольчуг.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя.

Это чуть ли не прямая цитата «Слова» о пленении хана Кобяка. Напомним читателям, что в московских летописях царь и хан – это синонимы.

Там царь Кощей над златом чахнет.

Кощей – это символ кочевников, вечных врагов земледельцев – русов. И где же ему находится, как не в Лукоморье? И во времена Пушкина он уже чахнеть вспоминая лихие набеги прежних времён.
Через 8 лет, находясь в финской Московии – России, поэт будет с тоской вспоминать истинную славянскую, древнюю Русь – Украину. Вещее сердце Александра Сергеевича отзовётся:

Там русский дух. там Русью пахнет!

Конечно, было бы напрасно
По этой милой светлой сказке
Нам географию учить.
Но всё же дух моей Отчизны
Там есть и душу веселит.
И старый Днепр, седые горы,
И моря солнечный разбег,
Её раздолье и просторы
Не зря тревожат душу мне.
Не север дальний и угрюмый,
Болотистый, холмистый край,
На юг влекут поэта думы
В неведомый, желанный рай.


Итак, двадцатилетний поэт был направлен для исцеления от вольнодумства на юг. За исключением кратковременного пребывания на Кавказе, Пушкин пробыл на Украине и Бессарабии с мая 1820 по август 1824 гг.
Конечно, направляя Александра Пушкина на Украину, Александр Романов меньше всего думал, что дух вольности шёл в Россию не только из недавно побеждённой Франции, но и с, казалось, давно покорённой, Украины. Молодые, образованные, искренние офицеры, побывавшие во Франции и вдохнувшие там воздух свободы, жадно искали свободу дома. Они услышали её отголоски в изнывавшей от вновь введённого крепостничества Украине. Цвет молодого дворянства жадно вслушивался в песни кобзарей, рассказы стариков. У многих из них предки были казаками (у тех же братьев Муравьевых-Апостолов). Другие были женаты на украинках, у многих украинками были мамы, бабушки. Их жизнь тесно соприкасалась с национальной жизнью «старосветских помещиков», выбившихся в дворянство из казачества. В эту среду попал и сразу же ощутил дух вольности Александр Сергеевич Пушкин. В это время он, так или иначе, столкнётся почти со всеми будущими декабристами. Не зря позже, в августе 1826 г. он напишет князю Вяземскому: «Каторга 120 друзей, братьев, товарищей – ужасна».
В Таврии, на юге Украины, Пушкин увидел, почувствовал остатки глубокой старины:

Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья.
(Чаадаеву)


Пушкин любил сравнивать свою судьбу с судьбой римского поэта Овидия. Оба поэта были сосланы за вольнодумство на окраины империй, в Причерноморье.
В Херсоне, Кишинёве, а особенно в Одессе Пушкин наслаждался воздухом Европы:

Там всё Европой дышит, веет,
Всё блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
(Из путешествия Онегина)

Сам воздух Украины, дух её народа, его думы и предания дышали волей. Не удивительно, что именно в Украине возникают первые тайные общества: Южное в 1821, Соединённых славян в 1823. Одним из основных центров декабризма становится большое староверское село Знаменка Херсонской губернии (ныне Кировоградская область). Здесь находилось имение В. А. Давыдова. Тут часто собирались молодые люди, чтобы пообщаться. Пушкин писал из Каменки в декабре 1820 г. «Время моё протекает между аристократическими обедами и демагогическими спорами». В этом имении Пушкин написал «Кавказского пленника». Южные декабристы были более радикально настроены, чем члены Петербургского Северного общества, которое возникло осенью 1822 г. Наиболее радикальными взглядами среди северян выделялся Кондратий Рылеев, добросовестный чиновник и при этом пламенный поэт и глубоко законспирированный революционер. Мечты о воле он черпал из украинской истории. В 1825 г. им написаны поэмы «Наливайко» и «Войнаровский». Войнаровский – племянник, единомышленник и ближайший сподвижник гетмана Ивана Мазепы.
К. Рылеев с удивительным благородством и прямотой пришёл к выводу, до которого не смог подняться не только никто из его современников, но и из нынешних российских историков и политиков. Он вложил в уста Мазепы такие слова:

Спокоен я в душе своей,
И Петр, и я – мы оба правы:
Как он, и я живу для славы,
Для пользы Родины моей.

Очевидно, что «Родина» гетмана отнюдь не «единая и неделимая».
Не меньшее восхищение вызывает подвиг Владимира Сосюры, который не только мужественно перенёс травлю за своё стихотворение «Любіть Україну», но и втайне написал поэму «Мазепа»:

Хай про Мазепу спів мій лине,
Хоч він був пан, та серце мав.
За суверенність України
Боровся він, і в цім був прав.

Кстати, что-то я не видел этих поэм напечатанными в советское время, впрочем, как и сейчас.
Первый декабрист В. Ф. Раевский писал из Тираспольской крепости, вспоминая вольный Новгород и Псков, покорённые Москвой:

С тех пор исчез как тень народ.
Он пал на край своей могилы.

Как видим, у декабристов были не только социальные, но и исторические и национальные истоки свободомыслия.
Впрочем, А. С. Пушкин относился с долей иронии ко всей этой деятельности:

Всё это было только скука,
Безделье молодых умов,
Забавы взрослых шалунов.
(Евгений Онегин, 10 глава)

Чем закончились «шутки» для декабристов, мы знаем. Однако судьба сохранила гениального поэта. И сделала это руками столь нелюбимого Пушкиным Александра Первого. Царь не без помощи графа Воронцова понял, что Пушкин попал явно не в ту среду для перевоспитания. В июле 1824 г. Александру Сергеевичу было предписано отправиться в северную ссылку, в имение родителей Михайловское на Псковщине.

К теме южной бессарабской степи Пушкин возвращается в поэме «Цыгане». Духом Украины дышит поэма «Полтава».
Пушкин – патриот России. Он искренне и глубоко любил свою страну, верил в её великое предназначение. Но, прежде всего, Пушкин гениальный служитель слова. Истина для него превыше всего. Никогда ради своего патриотизма Пушкину не пришло бы в голову сознательно искажать исторические факты. Казалось бы, в этой поэме симпатии Пушкина целиком на стороне Петра. Но перечитайте ещё раз спокойно и непредвзято поэму, и вы убедитесь, что она о. Мазепе. И старый гетман показан не так уж односторонне, как кажется вначале.
Конфликт между гетманом и царём носит далеко не личностный характер. Причины его значительно глубже:

Украйна глухо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны.

Пушкин, знавший и любивший историю, вспоминает и Самойловича, и Палея, и Гордиенка, и Дорошенка, «одного из героев древней Малороссии». Кровь опального гетмана Дорошенко текла в жилах Натальи Гончаровой. Не в последнюю очередь усилиями поэта могила этого гетмана сохранилась до наших дней.
Мазепа и его окружение помнят:

Святые брани, договоры
И славу дедовских времен.

Мазепа не просто знает и помнит историю:

Жалеет он о прошлых днях,
Свободу славит.

Седой гетман ведет очень рискованную и тонкую политику, вовлекая в неё и Варшаву, и Бахчисарай. Далее главную ставку он делает на Швецию, он же:

за порогами Днепра
Стращает буйную ватагу
Самодержавием Петра.

Кстати, запорожцы Кости Гордиенко, чей прах покоится в херсонской земле, в отличие от многих представителей казацкой старшины не отвернулись от Мазепы.
Наконец Мазепа полностью открывается Марии:

Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
. но независимой державой
Украйне быть уже пора.

Пушкин не унизился до господствующей лжи о том, что Мазепа хотел продать Украину то ли полякам, то ли шведам. Да и нельзя было объяснить эту политику личностными, корыстными мотивами, обидами или честолюбием старого, бездетного гетмана, жить которому оставалось меньше года.
О том, что мазеповщина была отнюдь не конфликтом двух властелинов, Пушкин сказал достаточно ясно:

Пламя пышет,
Встает кровавая заря
Войны народной.

Впрочем, отношение поэта к народной войне нам известно.
Глухо, но всё же указаны и социальные причины конфликта:

Тогда б в снегах чужбины дальней
Не погибали казаки.

В 1828 г. Пушкин не посчитал нужным писать о кровавой бойне в Батурине, о диких расправах Меньшикова по всей Украине, о ликвидации Сечи. Об этом во весь голос заявил Тарас Шевченко в 1845 г. в поэме «Великий льох»:

Як Батурин славний
Москва вночі запалила,
Чучеля убила,
І малого і старого
В Сейму потопила.

Бо н і кому в Батурині
Було поховати.

Батурин спалила,
Сулу в Ромні загатила
Тільки старшинами
Козацькими. а такими
Фінляндію засіяла.

В своих примечаниях к «Полтаве» Пушкин напишет: «Пётр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом, князем Меньшиковым». Как видим, сопоставление двух мнений создаёт более широкую картину, приближая нас к истинному пониманию событий, ранее трактовавшихся исключительно с одной точки зрения.
Александр Сергеевич Пушкин неоднократно обращался к теме Петра Первого в поэзии и прозе. Что-то в этой личности деспота-преобразователя притягивало Пушкина. При всём восхищении личностью императора, отношение к Петру у Пушкина всегда неоднозначно:

Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
(Полтава, 1828)


Такое же двойственное отношение у поэта к Петербургу:

Люблю тебя, Петра творенье.

Город пышный, город бедный.
. Дух неволи, стройный вид.
(Медный всадник, 1833)


Однако мы несколько отвлеклись от «Полтавы». В поэме даны замечательные картины украинской природы, в том числе неоднократно повторяется:

Тиха украинская ночь,
Прозрачно небо.

Эта тема была подхвачена Николаем Васильевичем Гоголем. В его украинских повестях даны чудные картины природы родной Украины. Вспомните хотя бы волшебное гоголевское описание ночи в повести с поэтическим названием «Майская ночь» (1831). Как созвучна здесь перекличка двух гениев, которым одинаково привольно было под голубым куполом южного неба и которых угнетало тусклое плоское небо севера!
Мы видим, что сопоставление точек зрения Пушкина и Шевченко, Пушкина и Гоголя создаёт более полную объёмную картину, расширяет и обогащает наш кругозор. Давайте попробуем сопоставить взгляд трёх поэтов по вопросу, который каждого из них волновал по-своему. Итак, три цитаты: две из них широко известны, третья известна значительно меньше, хотя и доступна.

Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин. Медный всадник, 1833)

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться. Русь, куда несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
(Н. Гоголь. Мёртвые души, 1836)

По-своему ставит вопрос-ответ Т. Шевченко:

Бо чутка є, що цар хоче
Весь світ полонити.
(Великий льох, 1845)

А ведь речь идёт об одном и том же, о чём не могли не задумываться великие современники, судьбы которых связаны и друг с другом, и с Украиной. Речь идёт об извечной беде и родовой болезни всех империй: ненасытной жажде к порабощению соседей, стремлении к округлению, к невозможности остановиться.

Мы же очень кратко коснемся судеб тех, кто соприкасался с Пушкиным и оставил свой след в истории нашего края.
Своё имя в истории и названии города Каховка оставили братья Каховские, точнее Нечуй-Коховские («Як Бога кохам»). Младший, Василий Васильевич – действительный статский советник, генерал-майор. С июля 1784 по сентябрь 1788 г. был управляющим Таврической области.
Старший, Михаил Васильевич – генерал от инфантерии, граф – командовал с 1783 г. войсками Крымского полуострова, затем Украинской армией, а после смерти Г. Потёмкина был военным губернатором Новороссии. Братья, по поручению светлейшего князя Потёмкина, занимались строительством дорожных дворцов и ремонтом путей к приезду Екатерины Второй в Таврию. А вот руководил её охраной граф Н. П. Резанов, герой оперы «Юнона и Авось», романс из которой «Я тебя никогда не забуду» был очень популярен в 1980-е гг. Потомки графа жили в окрестностях Нижних Серогоз, а дальние потомки и сейчас живут в Запорожье.
Петр Григорьевич Каховский был одним из пяти казнённых декабристов. Он смертельно ранил героя Отечественной войны 1812 г. М. А. Милорадовича, но отказался стрелять в царя.
Пестель Владимир Иванович был родным братом казнённого Павла Пестеля. Он служил гражданским губернатором Херсонской с 1839, а затем, с 1845 г. – Таврической губернии. В 1854 г. был смещён с этого поста за поспешную эвакуацию губернских учреждений из Симферополя, повлёкшую панику среди населения. С 1855 г. – сенатор.
Мимо вагона поезда, мчащегося в Крым, возле моста через реку Конку, промелькнёт название станции Канкриновка. И мало кто знает, что поезд пересекает бывшие владения графов Канкриных. А между прочим, первый хозяин этих земель, Егор Францевич Канкрин, был личностью незаурядной. Писатель и государственный деятель, он ведал продовольственным снабжением русской армии в 1812–1815 гг. Дольше всех, с 1823 по 1844 гг. при двух императорах, был министром финансов Российской империи. Пушкин был вхож в дом графа и оставил дружеские шаржи на него. Александр Сергеевич дружил с его женой, графиней Екатериной Захарьевной, кстати, родной сестрой декабриста Муравьёва.
Граф, по своему характеру и в силу служебного положения, был крайне прижимистым. Но именно по просьбе Канкрина Николай Первый дал распоряжение покрыть все долги Пушкина и обеспечил безбедное существование вдове и детям погибшего поэта.
Вот такая связь Таврии с началом и концом земного пути дворянина Александра Сергеевича Пушкина и началом бессмертия великого поэта Александра Пушкина.

1. Слово о полку Игореве. М: Художественная литература, 1983.
2. А. С. Пушкин. Поэмы. М: Художественная литература, 1982.
3. А. С. Пушкин. Стихотворения. М: Художественная литература, 1983.
4. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М: Художественная литература, 1984.
5. Одесский год Пушкина. Одесса: Маяк, 1979.
6. Б. Д. Михайлов. У Лукоморья. Днепропетровск: Сич, 1991
7. Летопись Причерноморья. № 2. Херсон, 1999.
8. Тарас Шевченко. Кобзарь. К: Дніпро, 1965.
9. Н. В. Гоголь. Мёртвые души. М: Художественная литература, 1975.
10. А. Гессен. Во глубине сибирских руд. М: Детская литература, 1969.
11. В. Г. Маранцман. Литература 9. М: Просвещение, 1992
12. Ю. Н. Беличко. Геническ и генические земли. Геническ, 2004.
13. Ю. Вилинов. Остров в филиграни эпох и путей. Запорожье: Полиграф, 2003
14. В. И. Резник. Юность Корвацкого. Запорожье: Дикое поле, 2003

Стихи пушкина на украинском

Выразить благодарность автору можно нажав на кнопочки ниже

Поделиться