Пушкин на Украине

никогда не дождаться

Не плач, мати, не журися,

Бо вже твiй син оженився,

Узяв собi паняночку…

В чистiм полi земляночку…

Нема пiску, нема сходу,

Нема сина iз походу…

Еще долго мелодия реяла в воздухе, а Пушкин думал о себе, о своей судьбе. он на чужбине, молод, полон сил и энергии, но что ждет его в будущем?

На заре путники увидели Киев, золотые купола церквей. С биением сердца переступил поэт порог дома Раевских. Екатерина Николаевна выходит замуж за Михаила Орлова. Пушкин не находит себе места. На бумагу ложатся строки:

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты.

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

Киев пленил Пушкина своей красотой, могучим Днепром, закованным крепким льдом, вековыми дубами, высокими и стройными тополями.

Само время было отлито в соборах и колокольнях Киева: древняя Русь, истоки истоков.

Молодой Николай Раевский знал хорошо Киев и сопровождал Пушкина в его прогулках по городу. Поэт посетил Лавру, побывал на могиле Кочубея и Искры. Они были порубаны здесь, в Киеве, 17 июля, 1708 года. И не сказку задумал Пушкин об истории Украины, а поэму об Украине, страшную и прекрасную жизнь. Поэт посетил Софиевский собор, задумал “Гаврилиаду”, которую начал в Киеве, а закончил в Петербурге.

Денисом Давыдовым поэт побывал в театре, где играл Щепкин, будучи еще крепостным. В день отъезда из Киева Пушкин вышел проститься с городом. Побывал на Крещатике, Перуновом горбе, Чертовом боремище. А вот и Боричев ввоз, по которому князь Игорь возвращался из плена “к святой Богородице Пирогощей”. В пещерах – прах Нестора-летописца. Поэту припомнился дом Мазепы. Пушкин слышал, что от дома был подземный ход к Днепру. На Подоле стоит скромный домик, где останавливался Петр I – хозяин земли Русской.

Наверное, здесь зародилась у поэта мысль написать “Песнь о вещем Олеге”.

Простившись с Киевом, Пушкин поехал в Каменку, где его на какое-то время охватили тоска и одиночество.

Он твердит стихи о себе:

Один на ветке обнаженной

Трепещет запоздалый лист…

Но вот поэт берется за рукопись “Кавказского пленника”. Могучий, легкий, уверенный, он напряженно работал. Вместо тоски рождается свежая, чудесная радость. Рукопись окончена. Пушкин простился с хозяевами, которые так радушно принимали его в Каменке. В апреле 1821 года поэт предстал перед Инзовым в Кишиневе. Генерал заставил молодого человека говеть. Шутливые стихи написал Пушкин по этому поводу:

Я стал умен, я лицемерю –

Пощусь, молюсь и твердо верю,

Что Бог простит мои грехи,

Как государь мои стихи.

В Кишиневе приехал Т.И. Пестель, виделся с Пушкиным. беседовал с ним.

9 апреля 1821 года поэт записал в своем дневнике: “Утро провел я с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова… Он один из самых оригинальных умой, которых я знаю”.

Пушкин живо интересовался политическими событиями. В это время волна революционных выступлений прокатилась на Западе. Поэт узнал о революционных событиях в Испании, в Италии. Когда Александр I посетил Тульчин, на обеде царю подали письмо об аресте Риего. Царь прочитал и тут же сообщил об этом присутствующим. М.С. Воронцов сказал: “Какое счастливое известие, ваше величество”. Много потерял тогда граф в общественном мнении. На этот эпизод Пушкин ответил язвительными стихами “Сказали раз царю”.

В последних строчках он пишет:

Льстецы, льстецы! Старайтесь сохранить

И в подлости осанку благородства.

Поэту хотелось побывать в Тульчине, где была расположена грозная военная сила. Там находились главное командование и штаб. Начальником штаба был Павел Дмитриевич Киселев, в руках которого находилось все управление армией, хотя командующим армией был фельдмаршал Петр Христианович Витгейншетейн.

Городок Тульчин полностью принадлежал графу Потоцкому. Его прекрасная усадьба была расположена в живописном месте. Киселев был женат на дочери Потоцкого.

Однажды поручик Таушев ехал в Тульчин. Он предложил Пушкину съездить с ним в это местечко. Поэту очень хотелось встретиться с Пестелем, поближе с ним познакомиться.

Не предупредив Инзова, Пушкин отправился в путешествие.

В Тульчине поэта приняли радушно. Даже были от него во восторге. Потоцкие его одели и обули. Павел Дмитриевич Киселев очень ласково и мило отнесся к поэту, хотя в 1819 году, летом, пушкин не совсем лестно отозвался о нем в следующих строках:

На генерала Киселева

Не положу своих надежд

Он очень мил, о том ни слова,

Он враг коварства и невежд.

За шумным, медленным обедом

Я рад сидеть его соседом,

До ночи слушать рад его.

Но он придворный: обещанья

Ему не стоят ничего.

В Тульчине встретил Пушкин Сергея Александровича Волконского. Заговорили о Раевских. Поэт заметил волнение, с которым Волконский говорил о Марии, младшей дочери генерала Раевского. не думал тогда Пушкин, что Мария станет женой Волконского, уедет за ним в Сибирь и только через тридцать лет вернется из ссылки вместе с мужем.

Пушкину никак не удается побеседовать с Пестелем. Ведь ради него задумана вся эта поездка. Поэт заметил, что здесь, в Тульчине, все военные очень уважительно относятся к полковнику Пестелю, что он – центр, а вокруг него как бы круг, а товарищи его – касательные к его кругу.

Пестель сам пришел к Пушкину ранним утром, слишком рано, как бы чувствуя, что поэт не спит. Полковника Пестеля очень интересовал вопрос, не предложил ли Волконский Пушкину вступить в тайное общество. Убедившись, что Пушкин ничего об обществе не знает, что ему и намека об этом сделано не было, Пестель успокоился.

Говорили о Михаиле Федоровиче Орлове, который отменил у себя телесные наказания для солдат. Пестель намекнул поэту, что ему Пушкину, надо сберечь себя во благо Отечества, что его талант – великий дар…

Говоря о благородстве, Пестель сказал: “Так и дуэли суть действия благородные, да какой же в них разум?” Пушкин прекрасно понял, почему именно о дуэлях заговорил молодой полковник. Беседуя с ним, Пушкин физически ощутил на себе давление этого ума, похожего на огромную глыбу, сложенную из кристаллов.

Поэт и не подозревал о том, что в двенадцати километрах от Тульчина, в Кирнасовке, есть местная сторожка. Здесь собирались члены тайного общества, которым руководил П.И. Пестель. Недалеко от сторожки – огромный камень, как отшлифованный, кусок гранита. Он и сейчас называется “камень Пестеля”. По преданию, на нем любил сидеть Пестель. Наверное, молодой офицер размышлял о будущем, строил планы, которым так и не суждено было осуществиться.

В пяти километрах от сторожки за селом, на возвышении, будет им же зарыта “Русская правда”, в которой записано все, о чем мечтали члены южного тайного общества, какое политическое устройство в России они хотели бы видеть. После восстания декабристов, после допросов, вероятно, с пристрастием, Пестель укажет место, где лежит “Русская правда”. Он хотел, чтобы потомки знали, за что боролись члены тайного общества.

Это все будет значительно позже. А пока, слушая Пестеля, Пушкин понял, что не зря он, тайком от генерала Инзова, приехал в Тульчин.

Но пора и возвращаться в Кишинев. Пушкин решил заехать в Каменку, повидать Давыдовых, а, возможно, встретить там Раевских.

Он ехал тем путем, каким шли когда-то дружины Олега и Святослава. Вокруг были степи, широкие и ровные, как сама вечность. Он думал о Пестеле, о беседе с ним.

Заехав в Каменку, не застав там хозяев, Пушкин посидел на берегу Тасмина и поехал в Кишинев, к Ивану Никитичу Инзову.

Когда-то Петр Ильич Чайковский сказал: “Смерть не есть смерть, если память живет среди живых”. Об этом же значительно раньше А.С. Пушкин написал в стихотворении “Памятник”:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

В каменку приезжал и Петр Ильич Чайковкий: там жили его племянники и племянницы.

Его сестра Анна вышла замуж за младшего сына Давыдовых, того, что родился в Сибири, когда его мать Александра Ивановна поехала на каторгу за своим мужем и была объявлена государственной преступницей.

Приезжая в Каменку, великий композитор поселялся в том домике, где когда-то жил Пушкин. Здесь поэт замыслил своего “Онегина”, а Чайковский писал оперу “Евгений Онегин”.

Композитор Чайковский, как и Пушкин, был в Киеве, стоял возле могил Искры и Кочубея в Лавре. Он пришел помолиться, отдохнуть душою в святых местах.

Но вместо тишины в душу вновь проникало беспокойство. Ему, как и Пушкину, уже мерещились ужасные орудия казни, звон мечей, борьба и коварство, предательство и любовь.

Пушкин – не тот радостный, дерзкий и лукавый, каким он был в Каменке, а Пушкин – историк Украины с ее светлыми, радостными и темными, трагическими страницами, каким он был во время создания поэмы “Полтава”, теперь был с ним.

“О, Мария, Мария”. Именно с этой сцены – признания в любви старого гетмана Мазепы юной дочери Кочубея начал Чайковский создавать оперу “Мазепа”.

В гроте, в саду, где (по преданиям) любил сидеть Пушкин, работая над своим “Евгением Онегиным”, теперь Чайковский писал свою оперу “Евгений Онегин”. Стихи Пушкина свободно ложились на музыку. Здесь Чайковский писал свои Украинские симфонии, который триумфально прозвучали в России; блестяще прошла опера “Евгений Онегин”. Стихи и музыка близки друг другу.

Ф. Глинка однажды обратился к Пушкину с такими словами:

О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных,

Тебя младенцем возлюбя,

Лелеял, баял в колыбели.

Великий вклад в духовную сокровищницу Украины внесли Пушкин, Чайковский, Пестель. Украинский народ чтит их память.

Школа №3 в городе Тульчине носит имя А.С. Пушкина. В центре города – памятник великому поэту России. Его стихи и прозу любят на Украине.

В Кирпасовке есть средняя школа им. П.И. Пестеля. Перед школой - бюст этого великого человека, а в школе самый большой, светлый класс на первом этаже отведен под музей П.И. Пестеля, где собраны материалы о его жизни. В Тульчине, на окраине города, до сих пор сохранился домик, в котором жил Пестель. Это – дом-музей. Сейчас он старенький, рядом с ним, несмотря на финансовые трудности, строится большой кирпичный дом, копия старого дома Пестеля.

Пушкина, Чайковского, Пестеля объединила Украина. Как некогда катит свои воды Тясмин и Южный Буг, шелестят у домов старые клены, и грустные ивы склоняют свои ветви к самой воде. Соловьи, свидетели истории, вновь заливаются звонкими голосами.

В своих песнях они несут рассказ о сынах России, которые сумели увидеть и понять Украину, чтобы восславить ее в веках.

Из опыта работы над изучением темы “Пушкин на Украине” я могу сообщить следующее.

Половина моей педагогической деятельности прошла на Украине, половина – в России. Изучая творчество Пушкина на Украине, в Кирпасовке Тульчинского района, я обычно проводила интегрированное внеклассное мероприятие “Чары сопiлки” или “Люби и знай творчество Пушкина”. В селе есть музыкальная школа, музей П.И. Пестеля. В 12-ти километрах от Кирпасовки – Тульчине, где тоже музей. Еще до проведения мероприятия проводится большая работа учителями истории, музыки, литературы: экскурсии в музеи, к месту захоронения “Русской правды”, разучивание произведений Чайковского. Литераторы готовят доклады, помогают ребятам в разучивании стихов, инсценировок.

Теперь, работая в русской школе, я строю уроки и внеклассные мероприятия немного по-другому.

К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина было подготовлено внеклассное мероприятие “Мы любим Пушкина”. В нем приняли участие ребята из разных классов. Одни разучивали стихи, другие – народные песни на стихи А.С. Пушкина. Дети разучили “Зимний вечер”, “Узник”.

В подготовке этого внеклассного мероприятия большую помощь оказали учителя музыки, труда, рисования.

Задолго до проведения внеклассного мероприятия был на видном месте прикреплен кроссворд “А.С. Пушкин”.

Ребята читали указанные в нем произведения, отвечали на вопросы. Мероприятие “Мы любим Пушкина” прошло живо и интересно.

Уроки по творчеству А.С. Пушкина, особенно “Южная ссылка”, тоже можно проводить интегрировано, совместно с учителем истории.

Но все это в меру, без перегибов. Главное, я считаю, рабочие уроки, где учитель наедине с учениками, где идет живая работа по изучению произведений, где по мере надобности, а не постоянно, включается проигрыватель. Учитель литературы должен сам обладать хорошим даром речи, прекрасно читать стихи и по глазам учеников видеть, как они воспринимают то или иное слово.

1. В.П. Авенариус “Отроческие годы Пушкина”. Биографическая повесть. Москва. 1993 г.

2. Всеволод Воеводин “Повесть о Пушкине”. Ленинград. 1955 г.

3. Лахостский К.П. “Пушкин в школе”.

4. М.А. Тархова. Пушкинские места. Крым, Украина, Молдавия.

5. Лахостский Кир. Павл. “А.С. Пушкин. Биография”.

6. Новиков И.А. Пушкин в изгнании.

7. Журналы “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР” (сейчас не издается).

8. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. Москва. 1990 г.

9. Журналы “Литература в школе”. 1998 – 1999 г.

10. Слонимский “Черниговцы”.

Поделиться