Автор: Силина Юлия Александровна, воспитатель, ГБОУ Школа № 2054, Москва


А.С. Пушкин: для самых маленьких
Чем дальше уходит пушкинская эпоха, тем ярче высвечивается замечательный образ поэта, наделенного божественным даром гения. Сила пушкинского стихосложения связана с народностью: он широко использовал русский народный язык. Его поэтический гений помог услышать в народном слове, его фольклорной красоте то, что не расслышали многие другие. Не потому ли так патриотична поэзия Пушкина, так велика его вера в высокое предназначение святой Руси? Первое знакомство с произведениями классической литературы чрезвычайно ответственно, если ставится задача приобщения ребенка к истокам национальной культуры. С одной стороны ,прикосновение к классике в любом возрасте должно проходить серьезно и благоговейно; с другой – раннее детство обязывает учитывать возрастные возможности ребенка, который еще не готов к пониманию литературных обобщений, аллегорий ,замысловатых сюжетов и образов .Вместе с тем несомненно. первая встреча с творчеством поэта должна состояться в ранние годы, потому что это период начала речевого развития- особо чувствительный в реагировании ребенка на речевые звуки и интонационную выразительность родного языка. Проведенное исследование показало, что малые фольклорные жанры (песенки, потешки и пр.) в решении поставленных выше задач - идеальный «материал» для проработки интонационных, звуковых, артикуляционных возможностей на ранних этапах онтогенеза.
План - конспект ООД во второй младшей группе на тему: А.С. Пушкин.

План – конспект организованной образовательной деятельности « Ветер

по морю гуляет …» для детей второй младшей группы.

Автор: Силина Юлия Александровна, воспитатель, ГБОУ Школа №

2054, город Москва.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Цель. Познакомить детей с фрагментом произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - «Кораблик». Учить воспринимать стихотворный текст. Развивать способность запоминать произведение, используя наглядные средства и игровые приемы.
Формировать речевые навыки. Развивать эстетические чувства при восприятии произведений высокой художественной ценности. Развивать речевое дыхание, правильный темп речи. Воспитывать умение действовать по определенному заданию. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций и рисунков с изображением воздействия ветра на предметы. Наблюдение за ветром на прогулках, как изменяются явления природы под его воздействием: летит снег, качаются деревья и т.д. Приготовить таз с водой, рисунки старших ребят, краски и бумагу для рисования, снежинки на ниточках. Материал. Лодочки (кораблики), сделанные из плотной цветной бумаги приемом оригами (по количеству детей). Лодочки изготавливает педагог. Детям достается последняя операция - открыть лодочку. Большое блюдо (диаметр примерно 50-60 см), или какая- либо емкость, напоминающая тазик с низкими краями.
Ход занятия
Вокруг стола (желательно круглого), на котором стоит блюдо, на некотором расстоянии друг от друга рассаживаются дети.
Воспитатель
(показывает цветную бумагу). Из этой бумаги я сделаю кораблик. Внимательно смотрите, как я буду работать. Вот какой кораблик получился, с парусом. Это парус (показывает). Какого цвета мой кораблик? Правильно, красный. А парус. Правильно. белый. А где же наш кораблик будет плавать. Конечно, по морю.
Воспитатель
берет кувшин с водой, наливает воду в блюдо, стоящее на столе, и комментирует неторопливо, делая паузы, давая возможность малышам осознать не только свои слова, но и соотносящиеся с ними действия. «Это море. По морю плавают корабли, лодки, в море люди купаются. В море много-много воды!» Воспитатель дует на воду. На воде возникает рябь. «Это волны !-поясняет взрослый и опускает свой кораблик на блюдо, в воду.- Ветер дует и получается много-много волн». Небольшая пауза: дает детям возможность насмотреться интересным зрелищем.
Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина. Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…
Воспитатель
. Что такое ветер? Посмотрите, кораблик не двигается, а сейчас я на него подую, как ветер дует, и он поплывет. Дует на кораблик. Подуем тихонечко на воду, подгоняем кораблик. Вам нравится кораблик? Какого он цвета? Посмотрите, как он плывет по волнам!(Дует на воду) А теперь послушайте. какое я прочту вам стихотворение про кораблик. Написал его Александр Сергеевич Пушкин. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей подуть на воду, «сделать ветер»; отмечает, как кораблик качается на волнах. Читает стихотворение второй раз. Давайте ребята поиграем. Выходите в круг. Мы в море. Вы все моряки на кораблях. Я буду читать стихотворение, («Песня моряка» перевод с норвежского Ю. Вронского) а вы делайте движения, как я. Мы поднимаем якоря (Дети имитируют движение) И отплываем чуть заря (Дети медленно идут по кругу) Море зовет, ветер поет. (Дети поднимают руки вверх) Вперед, вперед, вперед! (Дети бегут) Приплыли в порт. А теперь снова уплываем. Игра повторяется. -Молодцы! Замечательные моряки на кораблях!

Воспитатель
. Ребята хотите кораблики пускать по воде? (Вынимает из конверта квадрат, превращая его на глазах у детей в кораблик.) Это Олечкин кораблик. Какого он цвета? Правильно, желтый. А этот кораблик, синий, будет Алешин. У Саши зеленый. Раздав все кораблики, воспитатель дает детям возможность рассмотреть их.
Воспитатель
. Чей кораблик у нас сейчас поплывет? Про чей кораблик мы будем читать стихотворение? (Убирает с блюда свой кораблик.) Поплывет кораблик Саши. Саша будет дуть, подгонять свой кораблик, а вы - помогать мне читать стихотворение про его кораблик. Таким образом, проходят «испытание» кораблики каждого ребенка и для каждого звучит стихотворение. Если в занятии участвуют более 8-10 детей, то на воду опускаются по 2 кораблика. Воспитатель продолжает. Посмотрите на рисунки старших ребят. Они нарисовали так, что видно как ветер качает деревья. Посмотрите еще раз на рисунки и скажите, как можно нарисовать ветер? Дети высказываются. Воспитатель раздает детям снежинки на ниточках. Предлагает долго дуть, чтобы снежинки летели. Воспитатель. Давайте и мы нарисуем, как по ветру летят снежинки. Дети рисуют красками на голубом фоне Примечание. Занятие можно проводить в игровом уголке на участке, используя воду, песок, надувной напольный бассейн; в весенний период (на улице) пускать кораблики по ручейку и читать стихотворение.

Обратная связь:

Поделиться