В мастерской художника слова. А.С. Пушкин. Стихотворение "Туча". 7-й класс Пушкин туча стих текст

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пушкин туча стих текст

Цели:
  • образовательные – выявление аллегорического смысла образов тучи и бури в стихотворении “Туча”, художественной идеи стихотворения; обучение анализу лирического произведения;
  • развивающие – развивать навык выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и терминами, музыкальными произведениями, созданными по произведениям классической литературы;
  • развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; прививать интерес к жизни и творчеству поэта;
  • воспитательные – формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексических значений слов алчный, унылый, ликующий ; воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.
Использование технологий:
  • технология критического мышления (приемы: “Кластер”);
  • технология модерации.
Оборудование и материалы:
  • портрет А.С. Пушкина;
  • репродукции картин А. Саврасова “Вид на Кремль в ненастную погоду” и И. Левитана “Озеро. Русь”;
  • текст стихотворения “Туча”;
  • раздаточный материал по группам (исследовательская работа);
  • романс И. Стравинского на стихи А.С. Пушкина “Туча”;
  • А. Вивальди “Эльфийская песнь” (скрипка Страдивари);
  • человечек, шары и тучи;
  • магнитно-меловая доска;
  • мультимедийный проектор и экран для демонстрации компьютерной презентации.

I. Вступительное слово учителя, этап инициации (2 мин.).

- Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Сегодня мы откроем новую страничку в удивительный мир лирики А.С. Пушкина, познать который нам помогут живопись, музыка и слово, так как “поэзия Пушкина – живописи и музыке сестра родная”. Вашему вниманию будет предложено лирическое стихотворение “Туча”.

Вхождение в тему. Целеполагание (8 мин.)

- Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, мы отправимся в мастерскую художника.

Ассоциативный ряд к слову “Туча”.

Запишите ассоциативный ряд к слову “туча”. (Ненастье,дождь, буря, страх, беда, мрак, печаль, одиночество, волнение, тревога и т.д.)

- Какое настроение передают ваши ассоциации? (Грустное, печальное и т.д. )

Работа с репродукцией картины А.Саврасова “Вид на Кремль в ненастную погоду”.

- Рассмотрите картину русского художника Саврасова А.К. “Вид на Кремль в ненастную погоду”.

- Что изображено на полотне? (Буря. )

- Какое небо? (Небо обложено грозовыми свинцовыми тучами. )

- Какие краски использовал художник, чтобы изобразить грозовое небо? (Художник использует для изображения неба во время стихии темные, тёмно-серые, мрачные тона. На горизонте мы видим пробивающиеся лучи солнца, которые говорят о том, что буря скоро утихнет. )

- Представьте, что вы оказались на улице под таким небом. Какие чувства вы испытываете? (Страх, грусть, печаль и т.д. )

- Итак, на картине Саврасова “Вид на Кремль в ненастную погоду” изображен кульминационный момент разыгравшейся стихии. Но художник дает зрителям надежду: скоро буря закончится и наступит в природе долгожданное спокойствие и тишина.

Работа с репродукцией картины И. Левитана “Озеро. Русь”.

- Рассмотрите картину И. Левитана “Озеро. Русь”. Представьте, что вы оказались под таким небом, как на картине Исаака Ильича Левитана. Что вы почувствовали? (Безмятежность и умиротворение ).

- Какой момент грозы изображен? (Буря миновала. О стихии только напоминают разбросанные на небу облака и на переднем плане одинокая туча, отражающаяся в озере ).

- Какие краски преобладают на картине? (Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий, желтый и т.д. ).

- Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли пережить и чувство страха, и чувство успокоения, и ужас, и радость, и испуг, и умиротворение. Кто помог нам испытать эти чувства? (Художник ). С помощью чего художнику удалось это сделать? (Красок и образов ).

Исходя из темы нашего урока “В мастерской художника слова” и ваших размышлений, выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем в мастерской художника слова. (Учащимися формулируются цели урока).

II. Формирование ожиданий (5 мин.)

- Цели нашей мастерской определены. И я хотела бы узнать, что вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие качества приобрести) и что вызывает у вас опасения?

Перед вами на доске изображение человечка. Я предлагаю вам на листочках в форме воздушных шаров написать ваши ожидания, а на тучках – опасения. Воздушные шарики мы дадим в руки человечку, а тучи (ваши опасения) будут располагаться над ним. В конце урока мы вернемся к нему и проверим: оправдались ли наши надежды и сбылись ли ваши опасения.

В ходе исследовательской работы с текстом я надеюсь на соТРУДничество и соТВОРЧЕСТВО.

III. Интерактивная лекция (15 мин.)

Выразительное чтение учителем стихотворения “Туча”.

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

- Созвучно ли настроение, переданное на картине И. Левитана, общей тональности стихотворения “Туча”? (Изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека. Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником .)

Лексическая работа:алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная (буря), облегать, обвивать, миновать.

- Формы каких слов не употребляются в современном русском языке? Как называются такие слова и какую роль они играют в стихотворении? (Сокройся, миновалась, древес – это устаревшие слова, придающие стихотворению торжественность ).

Проработка содержания темы . Приложение 1.

Исследовательская работа (10 мин. = 3мин. работа в парах + 7 мин. обсуждение)

- Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в мастерских в группах и парах.

- На столах лежат тексты стихотворения А.С. Пушкина “Туча”, справочные материалы, задания, которые вам предстоит выполнить в процессе групповой работы и в парах.

На эту работу отводится еще 3-4 минуты. Затем мы приступаем к обсуждению, в ходе которого вы оцениваете своих одноклассников и дополняете. Несмотря на то, что каждый будет работать над предложенным заданием, не забываете записывать наблюдения в “копилку”, так как вы можете использовать их при выполнении домашнего задания.

Выпишите из текста стихотворения эпитеты. Какова их роль?

ЭПИТЕТЫ:
  • 1 катрен: последняя туча, рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день.
  • 2 катрен: таинственный гром, алчную землю.
  • 3 катрен: с успокоенных небес.

Вывод: эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

Выпишите из текста стихотворения олицетворения. Какая картина возникает в вашем воображении?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
  • 1 катрен: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь.
  • 2 катрен: ты [туча] облегала, молния. обвивала, ты [туча] издавала, поила.
  • 3 катрен: пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.

ВЫВОД: туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.

Выпишите из текста стихотворения глаголы. Какую роль они играют?

ГЛАГОЛЫ:
  • 1 катрен: несешься, наводишь, печалишь.
  • 2 катрен: облегала, обвивала, издавала, поила.
  • 3 катрен: сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.

ВЫВОД: насыщенность глаголами придает стихотворению “Тучи” динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.

В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги.

Работа над анализом стихотворения.

- Какие события из прошлого и настоящего могли навеять образы и художественную идею стихотворения? (Думаем, что поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений ).

- Какое чувство угадывается в троекратном повторе слов “одна ты”? (Звучит упрек и негодование ).

- Как называется в литературоведении повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф? (Анафора, единоначатие ).

- Прочтите вторую строфу (катрен). Какие синтаксические конструкции использовал поэт? (Сложносочиненное предложение, простое предложение, осложненное однородными сказуемыми ).

- Сколько раз повторился союз “и”? (3 раза в начале строк ).

- Пушкин использовал стилистическую фигуру - многосою?зие, т.е. намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов или частей сложного предложения. Подумайте, что дает многосоюзие стихотворению? (Замедляется речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи).

- Найдите риторическое обращение. Каково его значение? (Открывается стихотворение риторическим обращением “Последняя туча рассеянной бури!” ).

- Образ грозы – смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. К ним поэт прибегал не раз. Так образ тучи возникает в эпилоге к поэме “Руслан и Людмила”, который был написан Пушкиным в южной ссылке. В эпилоге есть такие строки “грозы незримой сбиралась туча надо мной ”. Каков же смысл имеет это выражение? (Гроза – это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи ).

- Найдите риторическое восклицание в стихотворении. Какого его значение? (Риторическое восклицание заканчивает стихотворение (“Довольно, сокройся!” Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить ).

- Действительно, на первый взгляд, стихотворение “Туча” можно отнести к пейзажной лирике, но при анализе вы увидели иной смысл этого лирического произведения, так как поэт использует прием иносказания (аллегорию).

Какие же общественные явления нашли аллегорическое воплощение в образах тучи, бури в стихотворении Пушкина “Туча? (В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту ).

Определение метрики стихотворени я.

- Определите стихотворный размер. (Четырехстопный амфибрахий ).

- Использование такого стихотворного размера, как амфибрахий, помогает создать особый художественный эффект. Как вы думаете, какой? (Плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию. Это мы можем проследить: в 1 катрене говорится о последней туче, оставшейся в “ясной лазури”, во втором – о недавней грозе, в третьем – показан мир, воцарившийся после ненастья ).

- Определите, какая строка с какой рифмуется? Как называется такая рифмовка? (Строчки зарифмованы парами. Такая рифма называется парной или смежная ).

- Определите, какая рифма: мужская или женская? (1-2 строки – женская, 3-4- мужская; женская рифма чередуется с мужской ).

IV. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Прослушивание романса И.Ф. Стравинского на стихи А.С. Пушкина.

- Какое настроение преобладает в романсе?

VI. Эмоциональная разрядка (5 – 7 мин)

- Вы, ребята, прекрасно поработали. Наступила минута релаксации, т.е. эмоциональной разрядки. Сегодня в мастерской художника слова мы еще раз убедились: А.С. Пушкин – это мастер поэтически-тонкого, изящного, почти акварельного пейзажа. Для вас я приготовила презентацию-релаксацию “У природы нет плохой погоды. ”, которая будет представлена под музыку знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди “Эльфийская песнь”. После просмотра мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями и прочитали строки из стихотворений А.С. Пушкина, ожившие в вашей памяти и в ваших сердцах. (Презентация 2)

Предположительные ответы учащихся.

“Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима. ”

“Мороз и солнце; день чудесный. ”

“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. ”

“Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. ”

“Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь. ”

“Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня. ”

“Теперь моя пора: я не люблю весны,
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен. ”*

“Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. ”

“Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки. ”*

“Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ”*

* Звездочкой отмечены те фрагменты, которые учащиеся не знают. Учитель может зачитать и порекомендовать прочитать стихотворения “Теперь моя пора. ”, “Еще дуют холодные ветры. ”, “Ох, лето красное. ”.

“Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури. ”

“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. ”

- Ребята, а как вы понимаете выражение “Зима – гравюра, весна – акварель, лето – живопись масляными красками, осень – мозаика из всех времен года”.

Слайд 10. Шкала успеха.

Работа с оценочными листами, 1 столбик заполняется в ходе урока; второй – в конце.

- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?

- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?

- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?

- Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу группы и на уроке (АМО “Светофор”), а также проверить, соответствуют ли результаты нашей работы намеченным ожиданиям в начале урока и сбылись ли ваши опасения (АМО “Воздушные шары”). (Если оправдались опасения и на доске остались тучки, то это ничего страшного. Ребятам можно сказать о том, что на следующих уроках мы продолжим работу над тем, в чем они испытывали затруднения.)

Метод рефлексии “Светофор”

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения . 5 минут

Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.

Проведение : каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.

Варианты / примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.

IX. Домашнее задание (1-2 мин.).

Дифференцированное задание:
  • Используя собранный материал на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: “Над чем размышляет А.С. Пушкин в стихотворении “Туча”?” или
  • Выучить стихотворение “Туча” наизусть.
Литература
  1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику “Литература. 7 класс” (авт.-сост. Г.С. Меркин).- М, 2011.
  2. Сопина Т.В. Поэзия Пушкина - живописи и музыке сестра родная. Урок литературы. - http:// www.1september.ru/ru/nsc/99/no11_1.htm .
  3. Храмцова Р. А. Анализ поэтического текста в 5 - 11-м классах (лекции 1 - 4). – М, 2006.

Поделиться