Личный сайт преподавателя

Каталог файлов

- познакомить с деятельностью А.С.Пушкина;

- раскрыть его взгляды на назначение поэта и поэзии;

- обучить анализу стихотворения «Пророк».

- развивать умение анализировать лирическое

- произведение, выделяя основные литературные приёмы;

- на примере стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» воспитать у обучающихся «чувства добрые», утверждать главные ценности человеческой жизни: любовь, милосердие, веру, нравственную основу жизни человека.

Оборудование: презентация, иллюстрации разных периодов жизни Пушкина

Методические приёмы: слово преподавателя, выразительное чтение и анализ стихотворения; беседа по теме урока.

2.Проверка домашнего задания

-Вспомните о жизни поэта в Одессе и в Михайловском. Какие обстоятельства жизни привели его туда? Какие произведения были созданы в это время

Ответ на вопрос:

Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своём творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова.

Поэзия, как ангел – утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой,-

писал он позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил…»

3.Всесторонняя проверка знаний

-Тему поэта и поэзии, об особой роли поэзии Пушкин говорит не в одном стихотворении. Назовите стихотворения, в которых поэт обращается к этой теме? Сделайте вывод.

Вывод. Это стихотворения

-«Разговор книгопродавца с поэтом»

-«Поэт», «Поэту», «Памятник»,

В них А.С.Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.

4.Объяснение нового материала.

а) Слово преподавателя. Презентация-лекция

-Сегодня мы продолжим тему, которую затронули на прошлом уроке и выясним, почему А.С.Пушкин считает поэзию трудным и ответственным делом, чем поэт отличается от простых смертных людей, почему он понимает, слышит то, чего не видит, не слышит и не понимает обыкновенный человек. А поможет нам в этом -

Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».

б) прослушивание записи стихотворения «Пророк».

-Каково Ваше первоначальное восприятие данного стихотворения?

г) Сообщение учащегося об истории создания стихотворения:

- Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное, в нём изображён процесс перерождения человека в мудрого пророка.

В образе пророка, как и в «Подражаниях Корану» Пушкин разумел поэта. Картина, изображенная Пушкиным. в нескольких мелких деталях восходит к 6 главе Книги Исаии в Библии (шестикрылый Серафим с горящим углём в руке). Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания посвящённых событиям 14 декабря.

М.П.Погодин объяснял П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 года «Пророк» он написал, ехавши в Москву в 1826г. Должны быть 4 стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим») Остальные 3 стихотворения были уничтожены и до нас не дошли. Вариант первого стихотворения «Пророка» - «Великой скорбию томим», имеющийся в записи Пушкина, относится, по–видимому, к первоначальной редакции текста.

Под проком Пушкин подразумевал поэта, следовательно, себя. Значит, в этом стихотворении происходит рождение поэта из обыкновенного человека.

5. Анализ стихотворения. Комментарий.

Памятка: «План анализа лирического стихотворения».

-Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих произведений. Обращение к Библии позволит нам лучше понять литературное произведение, стихотворение Пушкина. (Знание первоисточника всегда способствует пониманию художественного произведения).

-Книга Пророка Исаии, гл.6.(чтение учителем отрывка).

-Сопоставим лексический план отрывка из Библии и стихотворения «Пророк»:

Поделиться