Личный сайт преподавателя
Каталог файлов
- познакомить с деятельностью А.С.Пушкина;
- раскрыть его взгляды на назначение поэта и поэзии;
- обучить анализу стихотворения «Пророк».
- развивать умение анализировать лирическое
- произведение, выделяя основные литературные приёмы;
- на примере стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» воспитать у обучающихся «чувства добрые», утверждать главные ценности человеческой жизни: любовь, милосердие, веру, нравственную основу жизни человека.
Оборудование: презентация, иллюстрации разных периодов жизни Пушкина
Методические приёмы: слово преподавателя, выразительное чтение и анализ стихотворения; беседа по теме урока.
2.Проверка домашнего задания
-Вспомните о жизни поэта в Одессе и в Михайловском. Какие обстоятельства жизни привели его туда? Какие произведения были созданы в это время
Ответ на вопрос:
Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своём творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова.
Поэзия, как ангел – утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой,-
писал он позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил…»
3.Всесторонняя проверка знаний
-Тему поэта и поэзии, об особой роли поэзии Пушкин говорит не в одном стихотворении. Назовите стихотворения, в которых поэт обращается к этой теме? Сделайте вывод.
Вывод. Это стихотворения
-«Разговор книгопродавца с поэтом»
-«Поэт», «Поэту», «Памятник»,
В них А.С.Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.
4.Объяснение нового материала.
а) Слово преподавателя. Презентация-лекция
-Сегодня мы продолжим тему, которую затронули на прошлом уроке и выясним, почему А.С.Пушкин считает поэзию трудным и ответственным делом, чем поэт отличается от простых смертных людей, почему он понимает, слышит то, чего не видит, не слышит и не понимает обыкновенный человек. А поможет нам в этом -
Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».
б) прослушивание записи стихотворения «Пророк».
-Каково Ваше первоначальное восприятие данного стихотворения?
г) Сообщение учащегося об истории создания стихотворения:
- Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное, в нём изображён процесс перерождения человека в мудрого пророка.
В образе пророка, как и в «Подражаниях Корану» Пушкин разумел поэта. Картина, изображенная Пушкиным. в нескольких мелких деталях восходит к 6 главе Книги Исаии в Библии (шестикрылый Серафим с горящим углём в руке). Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания посвящённых событиям 14 декабря.
М.П.Погодин объяснял П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 года «Пророк» он написал, ехавши в Москву в 1826г. Должны быть 4 стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим») Остальные 3 стихотворения были уничтожены и до нас не дошли. Вариант первого стихотворения «Пророка» - «Великой скорбию томим», имеющийся в записи Пушкина, относится, по–видимому, к первоначальной редакции текста.
Под проком Пушкин подразумевал поэта, следовательно, себя. Значит, в этом стихотворении происходит рождение поэта из обыкновенного человека.
5. Анализ стихотворения. Комментарий.
Памятка: «План анализа лирического стихотворения».
-Пушкин часто обращался к Библии, черпая из неё вдохновение и сюжеты для своих произведений. Обращение к Библии позволит нам лучше понять литературное произведение, стихотворение Пушкина. (Знание первоисточника всегда способствует пониманию художественного произведения).
-Книга Пророка Исаии, гл.6.(чтение учителем отрывка).
-Сопоставим лексический план отрывка из Библии и стихотворения «Пророк»: