А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)
1. Роль поэта и поэзии—одна из главных тем в лирике Пушкина.
2. Пушкин-лицеист о назначении поэта.
3. «Истина жизни» — важнейший эстетический критерий поэта.
4. Независимость поэта в своих чувствах и мнениях от «сильных мира сего».
5. Прославление свободы — священная обязанность поэта.
6. Творчество поэта-гражданина — это вдохновенный труд, подвиг на благо общества.
7. Истинный поэт чужд всему мелкому, обыденному, житейскому.
8. Цель поэзии — служение Родине, защита передовых идей своего времени.
9. «Глаголом жечь сердца людей».
10. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание Пушкина).
11. «Поэт принадлежит к вечно живущим и движу щимся явлениям» (В. Г. Белинский).
Раздумья о смысле жизни, о цели творчества как главного дела жизни характерны для всех прогрессивных поэтов и писателей мира. Особенно выразительно эти ноты звучат в творчестве русских поэтов и писателей. Русская литература с самого своего за рождения была близка общественной жизни, отражала передовые идеи времени и, как никакая другая, видела свою главную цель в служении людям.
И именно Пушкина, являющегося «началом всех начал» в русской классической литературе, на протяжении всего его творчества волновали вопросы на значения поэта и поэзии, взаимоотношений поэта и общества, славы и вдохновения.
В первом же опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.) Пушкин размышляет о роли поэзии. Прежде всего основное: стихи — это труд, и писать позволительно только хорошие стихи:
не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать.
Уже в этом стихотворении определяет Пушкин и назначение поэта. По его мнению, поэт — тот, кто «питает здравый ум и вместе учит нас. », т. е. в первом своем стихотворении юный Пушкин предъявляет к поэзии требования общественной пользы. Стихи писать надо учиться, учиться у лучших — у Державина, у Ломоносова. Однако учиться вовсе не значит слепо подражать. Самобытность поэта проявилась рано. Шестнадцатилетний Пушкин скромно, но твердо отводит попытку Батюшкова повлиять на направление его творчества.
Бреду своим путем:
Будь всякий при своем, —
заявляет он в послании 1815 года Батюшкову, предложившему ему петь «войны кровавый пир».
Свое, пушкинское сказывается уже в лицейских стихах, в его, по выражению Белинского, «художнической способности. свободно переноситься во все сферы жизни», в «простом и верном взгляде на действительность», С первых творческих опытов верность действительности, «истина жизни» становится важнейшим эстетическим критерием поэта. Для Пушкина поэт был посланцем истины, неподвластным суду «светской черни» и «венчанных властителей». Эта идея особенности поэта, отличия от всех других людей пронизывает его творчество. Мысль о поэте — избраннике судьбы, наперснике богов меняется по мере его духовного и творческого роста и в зависимости от конкретно-исторических условий. Это закономерно, ибо Пушкин, по словам Белинского, «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям».
Уже в ранних стихах Пушкина начинает звучать мотив независимости поэта от «сильных мира сего». В послании 1814 года лицейскому товарищу Горчакову молодой Пушкин говорит, что не будет он как
поэт, придворный философ,
Вельможе знатному с поклоном
преподносить «оду в двести строф».
Поэт выполнил это обещание. Никогда гордая лира Пушкина не знала лести и низкопоклонства. В 1818 году он пишет («К Н. Я. Плюсковой»):
На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)