Сочинение по литературе по произведениям А.С. Пушкина.
Справочный материал для школьника:
Пушкин Александр Сергеевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
Годы жизни: 1799-1837.
Наиболее известные труды и произведения:
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825),
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка (1836)
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
Очевидно, чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения «Узник», важно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы – в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и было написано Пушкиным стихотворение «Узник».
На мой взгляд, по форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.
Стоит сказать, что стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Такова метафора в стихотворении «Узник». Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой «в темнице сырой», вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы. Идея стихотворения «Узник» – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу. Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. «Давай улетим!» – призывает свободолюбивая птица узника.
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» – в этих словах мысли поэта о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким призывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я.
Важно поговорить еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необыкновенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непосредственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открывается поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент. Поэтому в «Узнике» именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению. Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что‑то высокое («где за тучей белеет гора»), далекое («где синеют морские края») и почти нематериальное («где гуляем лишь ветер. да я. ») Главное – избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово «свобода», оно возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического героя с орлом – извечным символом воли, независимости.
Лекция, реферат. Роль метафоры в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
Оглавление книги открыть закрыть
Содержание
- Гоголь Н.В.
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
- Образ Тараса Бульбы в одноименной повести Н. В. Гоголя
Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
- Пушкин А.С.
Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
- Образ рассказчика в повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Основная идея повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Характеристика главных героев повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Роль метафоры в стихотворении А. С. Пушкина «Узник»
- Лермонтов М.Ю.
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…»
- Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
- Мариме П.
Образ Маттео Фольконе в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»
Способы раскрытия характеров в повести Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Средства создания героического характера в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»
- Лесков Н.С.
Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
Образ повествователя в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
Языковые средства создания характера в рассказе Н. С. Лескова
Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
Язык рассказа Н. С. Лескова «Левша»
- Тургенев И.С.
- Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
- Чехов А.П.
Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
- Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
- Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
- Генри О.
- Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»
- Шварц Е.Л.
Художественные средства выражения авторской позиции в драме Е. Л. Шварца «Тень»
- Некрасов Н.А.
Тема и идея поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
- Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
- Салтыков-Щедрин М.Е. | Сочинения по литературе | Бесплатно, без смс, без регистрации.
- А. Бестужев
Характер в сюжете произведения А. Бестужева «Мореход Никитин»
- Другие авторы, летописцы
Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
Язык духовной русской литературы (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
Идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
« назад Оглавление вперед »
Характеристика главных героев повести А. С. Пушкина «Выстрел» « | » - Лермонтов М.Ю.
Воспользоваться поиском
Учебники по данной дисциплине
Сочинения по литературе за 9 класс.
Сочинения по литературе за 8 класс.
Сочинения 9 - 11 классы, Коллекция №2
Лучшие произведения мировой и отечественной литературы 20 века в кратком изложении
Лучшие произведения мировой и отечественной литературы 19 века в кратком изложении
Изложения
Сочинения за 5-7 классы. Коллекция 3.
Сочинения за 8-9 классы. Коллекция 3.
Сочинения на свободные темы по русской литературе 19-20 веков.
Краткое содержание всех произведений русской литературы за 5 - 11 классы
Сочинения по литературе за 10 класс
Зарубежная литература - краткое содержание
Сочинение - коллекция 4
Сочинение - коллекция 5
Изложения для ЕГЭ и ГИА - коллекция 1
Анализ произведений русской литературы. 8 класс
Выпускное сочинение: пишем на отлично
Лекции по зарубежной литературе XX века
Литература на лето 5 класс
Характеристика персонажей А.С. Пушкина из циклов произведений «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина»
Лекции по литературе
Литература конца 18 - начала 19 века
Подготовка к итоговому сочинению
Сочинения по литературе, Коллекция 7
Сборник разных сочинений
Детская литература