Главная  >  Wiki-учебник  >  Литература  > 9 класс  > Истоки творчества Пушкина: основные темы лирики
Истоки творчества Пушкина
С самого детства у А.С. Пушкина была масса возможностей для образования: в доме его родителей имелась богатая библиотека, в гости к ним часто приходили самые интеллектуальные и образованные люди страны.
Дядя будущего поэта, Василий Львович Пушкин, и вовсе был знаком с такими государственными величинами, как, например, М. Сперанский. Именно он помог устроить Пушкина в Царскосельский лицей, откуда в 1817 году тот вышел уже настоящим поэтом.
Первый литературный опыт
Первые его литературные опыты состоялись именно в лицейские годы: большое влияние на творчество Пушкина оказала поэзия Державина и Жуковского, а также кулуарные стихотворные развлечения одноклассников-лицеистов, среди которых принято было писать друг для друга или по какому-то особенному поводу стихи.
Основные же мотивы лирики Пушкина, сформировавшиеся уже после окончания лицея, были довольно новы для русской литературы. Но впоследствии они стал ведущими для большинства поэтов XIX века.
Основные темы лирики Пушкина
Одной из главных в лирике Пушкина стала тема свободы . Причем взгляды поэта на свободу менялись по мере его взросления: сперва Пушкин понимает под свободой исключительно свободу политическую, он стремится бороться с тиранической властью во всем мире.
Позднее он отдельно выделяет свободу поэта, у которого своя судьба в этом мире. Он ценит свободу творчества и отрицает всякую возможную власть человека над человеком.
Патриотические мотивы в лирике Пушкина тоже менялись на протяжении всего его творческого пути. Сначала Пушкин - это свободолюбивый человек, который борется с тиранией, однако потом он становится ценителем монархической власти.
Его лирический герой всегда чувствует себя неким звеном в цепи поколений. Пушкин много писал о своих предках, о необходимости уважать свои корни, предков и родину.
В любовной лирике Пушкина эволюция проходит очень красиво. В раннем его творчестве образ женщины всегда очень конкретен, сразу ясно, кому предназначены стихи.
В зрелые же годы Пушкин заменяет образ определенной женщины на некий идеал чистой красоты, воспевает лишь прекрасное женственное начало. В таких стихах не понятно, о ком именно идет речь.
Дружеская лирика также делится на два вида: представление о дружбе как о политическом союзе единомышленников (стихи, посвященные декабристам) либо как о неком священном братстве, которое вне всяких идей и влияний (стихи для лицеистов). (Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» )
Пушкин в теме поэта и поэзии сводит к осознанию роли и задач писателя. В ранние годы он считает, что поэт должен быть пророком, несущим людям знание об истинах. Поэт - это посланник бога на земле.
Однако к 1820-м годам Пушкин переосмысляет роль поэта и приходит к выводу, что поэту не следует оглядываться на признание или понимание толпы, поэт должен оценивать себя сам. Поэзия - лишь источник наслаждения, поэт никому ничего не должен, искусство не обязано нести пользу обществу.
Главной своей заслугой Пушкин считал воспевание поэзии, политической и творческой.