ВВЕДЕНИЕ

Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Данная тема необычайно интересна для изучения, поскольку именно любовь вдохновляет человека к новым свершениям, побуждает двигаться вперед, творить и развиваться. Нам представилась уникальная возможность взглянуть на прекрасное чувство - Любовь - глазами великого поэта и, в какой - то мере, проникнуться его переживаниями и эмоциями. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была, как и для любого мужчины, только сама потребность любить, растворяться в этом чувстве, отдыхая в нем от мирских забот и терзаний. Любовь в творчестве А.С. Пушкина - великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:

Я Вас любил, так искренно, так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть другим. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность. Актуальность представленной темы, на наш взгляд, состоит в неисчерпаемости и многогранности творчества великого поэта, в непознанной и по сей день глубине его великого таланта. Изучая представленную тему, мы ставили перед собой следующие задачи:

Раскрыть тему любовной лирики как одну из основных тем творчества поэта;

Рассмотреть автобиографичность любовной лирики А.С Пушкина;

Рассмотреть романтический образ талисмана как символа любви и верности.

Любовную лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение А.С. Пушкина, изучение и анализ любовной лирики А.С. Пушкина.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА

Тема любви в творчестве А.С. Пушкина

Удивительна и неповторима Любовь. Жадная, подобная лесному пожару - поглощающая рассудок, чувство меры и приличия. Нежная, как мотылек, вселяющая уверенность и силу, надежду на лучшее. Губительная, способная растоптать человека и повергнуть его на дно самой глубокой бездны.

Проникновенно и страстно писал о любви А.С. Пушкин во всех ее аспектах и проявлениях.

Читая его стихи, ставшие поистине шедеврами любовной лирики, понимаешь, что такие строки могут выйти из-под пера человека, который сам пережил глубокие чувства. Примером этого может служить стихотворение "Я помню чудное мгновенье. ", посвященное первой встрече в доме Олениных с Анной Петровной Керн. Пушкин передал ей это стихотворение, когда Анна Петровна собиралась уезжать в Ригу. Каждая строчка этого трогательного произведения наполнена искренностью и мыслями поэта о том, что любовь для него - не просто наслаждение и радость, но и живительный источник вдохновения - творческой и жизненной энергии. Когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Таким настроением проникнуто стихотворение "Я вас любил. ". Впервые в русской литературе любящий поэт готов отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной.

Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он сам:

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, - "Талисман", "Храни меня, мой талисман", "Сожженное письмо" - посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин посвятил стихотворение "Талисман". Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган,

Головы твоей, мой милый,

Не спасет мой талисман.

В стихотворении "Храни меня, мой талисман" более серьезно относится к талисману:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Позже, будучи в Михайловском, Пушкин часто получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из таких писем Елизавета Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письма возлюбленной - это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была выполнена. Это событие Пушкин описывает в стихотворении "Сожженное письмо" (1825 г.):

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит.

О провиденье! Свершилось!

Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют. Грудь моя стеснилась.

В конце жизни отношение Пушкина к любви стало одухотворенным. Об этом свидетельствует стихотворение "Мадонна" (1830 г.), посвященное жене поэта - Наталье Гончаровой. Однажды в антикварной лавке Пушкин увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На ней была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Жена для него - "чистейшей прелести чистейший образец".

Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Таким образом, мы видим, что отношение Пушкина к любви менялось на протяжении всей его жизни, но одно оставалось неизменным - его способность любить и быть благодарным за любовь. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь - как концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни.

Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.

Часто говорят о "тургеневских девушках". Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но нам кажется, что идеалом женского очарования являются именно "пушкинские девушки". Маша Троекурова из "Дубровского", Маша Миронова из "Капитанской дочки", Марья Гавриловна из "Метели". Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает "милый идеал" великого русского поэта А.С. Пушкина.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Поделиться