Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме:
Урок литературного чтения А.С.Пушкин 1 класс

Тема: Александр Сергеевич Пушкин.

Цели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.

Оборудование: портрет и книги А. Пушкина, рисунки по сказкам, кроссворд.

Посмотрите на выставку книг, портрет. Книги, какого автора присутствуют на выставке? Чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему и цели урока.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Помните ли вы такие строки?

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)

- Кот учёный задал вам сложную задачку.

-Что же мы будем делать на уроке? Как вы думаете? Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.

3. Работа по теме урока.

Сегодня наш урок будет необычным. Этот урок – путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать мы будем по станциям и останавливаться «Там на неведомых дорожках». Будьте активны и внимательны. В конце урока подведём итог.

Ребята, отправляемся в путешествие!


Сказка - ложь. да в ней намёк ,добрым молодцам урок.
Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам.

Учитель: Какие бывают сказки?
Ученики: - авторские и народные
Учитель: На какие три группы делятся сказки?
Ученики: - волшебные, бытовые, о животных
Учитель:- Кто определил нам жанр произведения?
Ученики: Автор.
Учитель:- Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким. сочным. выразительным, простым. близким к подлинной народной речи языком.

О жизни и творчестве поэта. Что вы узнали?

А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

- Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина знаете вы?

Дети называют сказки - Молодцы

5. Продолжение работы по теме урока.

Откройте учебник на стр.52-53

- Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. Узнаёте ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди») Кто автор этой сказки?

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

7. Инсценировка сказок А.Пушкина

Ребята, расскажите отрывки из сказок, которые вы приготовили.

В чем особенности сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах). Для этого нужно научиться подбирать рифму. Кто знает, что такое рифма? Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

Отрывок «У Лукоморья», сценки из сказок.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости

Князь Гвидон зовёт их в гости.

Он их кормит и поит

И ответ держать велит.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Говорит она ему.

Князь печально отвечает

Грусть-тоска меня съедает,

Видеть я б хотел отца.

Ну, послушай, хочешь в море?

Полететь за кораблём?

Будь же, князь, ты комаром.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился

(на этих словах Гвидон крутится вокруг себя и убегает за кулисы)

Полетел и запищал

Судно на море догнал,

На корабль - и в щель забился.

Царица выходит на сцену и красуется с зеркалом.

Правду молвить молодица уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.

Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

С ним одним она была добродушна, весела,

С ним приветливо шутила и кривляясь говорила.

Свет, мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

И ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

Игра кроссворд «Доскажи словечко»

Вспомните, и каких сказок А.Пушкина эти строки.

Тема: Александр Сергеевич Пушкин.

Цели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.

Оборудование: портрет и книги А. Пушкина, рисунки по сказкам, кроссворд.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Посмотрите на выставку книг, портрет. Книги, какого автора присутствуют на выставке? Чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему и цели урока.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Помните ли вы такие строки?

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)

- Кот учёный задал вам сложную задачку.

-Что же мы будем делать на уроке? Как вы думаете? Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.

3. Работа по теме урока.

Сегодня наш урок будет необычным. Этот урок – путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать мы будем по станциям и останавливаться «Там на неведомых дорожках». Будьте активны и внимательны. В конце урока подведём итог.

Ребята, отправляемся в путешествие!


Сказка - ложь. да в ней намёк ,добрым молодцам урок.
Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам.

Учитель: Какие бывают сказки?
Ученики: - авторские и народные
Учитель: На какие три группы делятся сказки?
Ученики: - волшебные, бытовые, о животных
Учитель:- Кто определил нам жанр произведения?
Ученики: Автор.
Учитель:- Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким. сочным. выразительным, простым. близким к подлинной народной речи языком.

1 станция: «Узнавай-ка».

О жизни и творчестве поэта. Что вы узнали?

А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

- Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина знаете вы?

Дети называют сказки - Молодцы

5. Продолжение работы по теме урока.

Откройте учебник на стр.52-53

- Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. Узнаёте ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди») Кто автор этой сказки?

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

7. Инсценировка сказок А.Пушкина

Ребята, расскажите отрывки из сказок, которые вы приготовили.

В чем особенности сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах). Для этого нужно научиться подбирать рифму. Кто знает, что такое рифма? Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

Отрывок «У Лукоморья», сценки из сказок.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости

Князь Гвидон зовёт их в гости.

Он их кормит и поит

И ответ держать велит.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Говорит она ему.

Князь печально отвечает

Грусть-тоска меня съедает,

Видеть я б хотел отца.

Ну, послушай, хочешь в море?

Полететь за кораблём?

Будь же, князь, ты комаром.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился

(на этих словах Гвидон крутится вокруг себя и убегает за кулисы)

Полетел и запищал

Судно на море догнал,

На корабль - и в щель забился.

Царица выходит на сцену и красуется с зеркалом.

Правду молвить молодица уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.

Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

С ним одним она была добродушна, весела,

С ним приветливо шутила и кривляясь говорила.

Свет, мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

И ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

8. Работа в группах.

Игра кроссворд «Доскажи словечко»

Вспомните, и каких сказок А.Пушкина эти строки.

Поделиться