Конспект урока на тему: "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане.""
Громко прозвенел звонок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: (показ настроения). А теперь, вот такое: (показ настроения). А сейчас, вот такое: (показ настроения). (Дети несколько раз тренируются).
1.«Откуда эти выражения?»
(На доске написаны слова и словосочетания: Утро вечера мудренее, буйну голову повесил, по щучьему велению, пир на весь мир, ни в сказке сказать, ни пером описать.)
- Ребята, обратите внимание на доску. Где встречаются эти выражения? О чем мы говорили на предыдущих уроках?
2. Метод «Корзина идей, понятий, имен…» (повторение материала «Сказки. Народные сказки.»)
(Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске вывешивается значок корзины, в которой будет собрано все то (записи на стикерах), что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются и собираются в «корзинку» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
(Ответы поощряются конфетами, затем с помощью фантиков конфет класс делится на подгруппы.)
Работа над новым материалом.
- Ребята, есть народные сказки, есть литературные сказки. Что же такое литературная сказка?
ІІ.Этап Осмысления.
Диаграмма Венн (по изучению материала «Литературная сказка» учащиеся в группе заполняют диаграмму Венн, отмечая различия и сходства литературной и народной сказки, затем защищают свою работу).
3.Прием «Чтение с пометками». позволяющий информацию «А. С. Пушкин» разделить на известную, новую, интересную, непонятную. (Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - Я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно).
- Что понятно из текста, что нового в нем? А что непонятно вам в этом тексте? (Объяснение учителем непонятных моментов из текста и дополнение о поэте с демонстрацией слайдов.)
- Откуда черпал Пушкин сюжеты для своих сказок?
- Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
- Давайте знакомиться со «Сказкой о Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».
4. Метод «Яркое пятно» (Работа по сказке: просмотр мультфильма по сказке).
- На какие части можно разделить сказку?
(Учащиеся получают опережающее задание – выучить наизусть отрывки из «Сказки…»)
- Мы определили, что это волшебная литературная сказка.
А какие жанровые особенности вы можете назвать?
*волшебство и волшебные предметы
*конфликт, борьба добра и зла
Викторина по сказке(по вопросам, иллюстрациям)
- Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? (В те поры война была)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) (Неведому зверушку)
3. Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод … (что сделать?) (Тайно бросить в бездну вод)
4. Какую песенку пела белка? (Во саду ли, в огороде)
5.Разом пушки запалили,
В колокольнях зазвонили,
К морю сам идет Гвидон…
Кого он встречает? Царя Салтана
ІІІ.Этап рефлексии
Метод «Шесть шляп»
Правила надевания шляп
• "Наденьте" белую шляпу и найдите факты. Какой мы обладаем информацией?
• "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу сказки. Какие у меня по этой сказке возникают чувства?
• "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по сказке. В чем недостатки? Что здесь неправильно?
• "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты по сказке: увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
• "Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант конца сказки. (Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?)
• "Наденьте" синюю шляпу и обобщите все, что вы узнали по сказке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
- Что общим является для сказки литературной и народной?
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать.
Чему учит сказка?
Учит справедливости. добру, правде.
Рефлексия – «обращение назад »; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Формативное – «молодец», поощрение конфетами, комплимент в чувствах, самопроверка (Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове), «Фруктовое дерево»