Конспект урока на тему: "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане.""

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: (показ настроения). А теперь, вот такое: (показ настроения). А сейчас, вот такое: (показ настроения). (Дети несколько раз тренируются).

1.«Откуда эти выражения?»

(На доске написаны слова и словосочетания: Утро вечера мудренее, буйну голову повесил, по щучьему велению, пир на весь мир, ни в сказке сказать, ни пером описать.)

- Ребята, обратите внимание на доску. Где встречаются эти выражения? О чем мы говорили на предыдущих уроках?

2. Метод «Корзина идей, понятий, имен…» (повторение материала «Сказки. Народные сказки.»)

(Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске вывешивается значок корзины, в которой будет собрано все то (записи на стикерах), что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются и собираются в «корзинку» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

(Ответы поощряются конфетами, затем с помощью фантиков конфет класс делится на подгруппы.)

Работа над новым материалом.

- Ребята, есть народные сказки, есть литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

ІІ.Этап Осмысления.

Диаграмма Венн (по изучению материала «Литературная сказка» учащиеся в группе заполняют диаграмму Венн, отмечая различия и сходства литературной и народной сказки, затем защищают свою работу).

3.Прием «Чтение с пометками». позволяющий информацию «А. С. Пушкин» разделить на известную, новую, интересную, непонятную. (Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - Я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно).

- Что понятно из текста, что нового в нем? А что непонятно вам в этом тексте? (Объяснение учителем непонятных моментов из текста и дополнение о поэте с демонстрацией слайдов.)

- Откуда черпал Пушкин сюжеты для своих сказок?

- Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

- Давайте знакомиться со «Сказкой о Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».

4. Метод «Яркое пятно» (Работа по сказке: просмотр мультфильма по сказке).

- На какие части можно разделить сказку?

(Учащиеся получают опережающее задание – выучить наизусть отрывки из «Сказки…»)

- Мы определили, что это волшебная литературная сказка.

А какие жанровые особенности вы можете назвать?

*волшебство и волшебные предметы

*конфликт, борьба добра и зла

Викторина по сказке(по вопросам, иллюстрациям)

- Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? (В те поры война была)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) (Неведому зверушку)

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?) (Тайно бросить в бездну вод)

4. Какую песенку пела белка? (Во саду ли, в огороде)

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает? Царя Салтана

ІІІ.Этап рефлексии

Метод «Шесть шляп»

Правила надевания шляп

• "Наденьте" белую шляпу и найдите факты. Какой мы обладаем информацией?

• "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу сказки. Какие у меня по этой сказке возникают чувства?

• "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по сказке. В чем недостатки? Что здесь неправильно?

• "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты по сказке: увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

• "Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант конца сказки. (Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?)

• "Наденьте" синюю шляпу и обобщите все, что вы узнали по сказке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

- Что общим является для сказки литературной и народной?

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать.

Чему учит сказка?

Учит справедливости. добру, правде.

Рефлексия – «обращение назад »; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Формативное – «молодец», поощрение конфетами, комплимент в чувствах, самопроверка (Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове), «Фруктовое дерево»

Поделиться