Обращение как средство характеристики героя
На примере сказок А.С. Пушкина
5-й класс
Дети получили домашнее задание выписать из сказок А.С. Пушкина предложения с обращениями и подумать, могут ли обращения выражать отношение к адресату.
1. Взаимодиктант. Дети по очереди диктуют друг другу предложения из домашнего задания, объясняют пунктуацию и делают вывод о роли обращения в характеристике лица. Предлагается указать произведение.
– Здравствуй, красная девица, – говорит он, – будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября. (Сказка о царе Салтане)
– Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (Сказка о царе Салтане)
– Полно, князь, душа моя, не печалься. (Сказка о царе Салтане)
– Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани! (Сказка о рыбаке и рыбке)
– Глупый ты бес, куда ж ты за нами полез? (Сказка о попе и работнике его Балде)
Вывод. Обращения выражают отношение к тому, к кому обращаешься, а также характеризуют говорящего и его отношение к тому, с кем он говорит.
2. Игра-соревнование «Кто лучше знает сказки А.С. Пушкина?». Вспомните сказки А.С. Пушкина и вставьте нужные обращения, расставляя знаки препинания.
– Ах ты (мерзкое стекло) это врешь ты мне назло! (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
– Месяц, месяц (мой дружок, позолоченный рожок)! Ты встаешь во тьме глубокой. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
– Смилуйся (государыня рыбка) разбранила меня моя старуха. (Сказка о рыбаке и рыбке)
– (Дурачина ты) (простофиля) Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Сказка о рыбаке и рыбке)
Какие бывают обращения, где они могут находиться, как выделяются на письме?
Вывод. Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.