План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Тема. Как написать отзыв на прочитанную книгу.
п. Чульман, 16 апреля 2013год
Сказки А. С. Пушкина
Что за прелесть эти сказки.
Тема. Как написать отзыв на прочитанную книгу.
- Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению, расширять их литературный кругозор;
- показать ребятам (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями;
- развивать внимание, мышление, речь, память детей;
- продолжить учить писать отзыв;
- формировать универсальные учебные навыки;
- выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина;
- компьютерная презентация;
- выставка книг;
1. Организационный момент. Музыкальная заставка.
Кроссворд (1 группа)
Вспомните имена героев сказок А. С. Пушкина и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.
1.Ответы: Гвидон, Черномор, Бабариха, Дадон, Елисей, Балда, Салтан. (Герои А. С.)
2.Вопросы для 2 группы
1.В свете есть такие ль дива?
Вот идёт, молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
2.Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете….
3.Здравствуй, Балда – мужичок;
Какой тебе надобно оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть – возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору –
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят…
4. В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквями,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон;
Он прислал тебе …
5.старший молвил: «Что за диво!»
Всё так чисто и красиво.
Кто – то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты руманый,
Братец будешь нам названный.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
6.воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь –
Ан с востока лезет рать!
Справа здесь – лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Ответы: Пава, Чудо, мешок, поклон, сестрица, сон (Пушкин)
2.Прочитаем, что у нас получилось в выделенных клетках.
Герои А. С. Пушкин.
Какая тема сегодняшнего урока? О чём будем говорить? Какие цели поставим? Обзор выставки.
1 слайд. Портрет А. С. Пушкина
Давайте возьмемся за руки и улыбнёмся друг другу – ведь сегодня мы будем говорить о великом писателе - А. С. Пушкине. Пушкин приходит с детства Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Зажжём свечу, памяти у портрета А. С. Пушкина, которая будет гореть весь урок, согревая и объединяя нас.
Какие сказки вы знаете? Как получилось, кто подвигнул его на это, что А. С. Пушкин начал писать сказки. (няня Яковлева Арина Родионовна)
3 слайд. Фрагмент из биографии А. С. Пушкина (ученица)
Утром и днем Пушкин обычно работал. А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).
- В знак благодарности Пушкин написал стихи для своей любимой няни. Чтение стихотворения «Няня». (ученица)
4 слайд. Литературная разминка.
1.Назовите жилище старика со старухой (землянка)
2. Сколько раз закидывал старик в море невод?
3. Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона
4. Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды?
5. В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием.
6. К кому, и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?
7. Определите занятие семи богатырей.
8. Что входит в обязанности золотого петушка?
9. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка?
10. С какими словами обращался старик к «Золотой рыбке»?
Попросим и мы желание у Золотой рыбки, но мы много просить не будем, чтобы не остаться «У разбитого корыта». Золотая рыбка дай нам своих рыбок для физминутки. Подвигайте глазками за рыбками.
- Вывод. Чему учат сказки А. С. Пушкина?
«Что за прелесть эти сказки!»
Каждая сказка нас чему-то учит. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
«Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
Сказки А.С. Пушкина учат уму-разуму, помогают нам становиться людьми
- находить выход из любой ситуации, как Князь Гвидон, сумевший выбраться вместе с матерью из бочки, Балда перехитривший чертей;
- помогать слабым и беззащитным, как Гвидон спасает царевну Лебедь от коршуна;
- быть гостеприимным, как семь богатырей;
- прощать своих врагов, как простил царь Султан ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху;
- любить так, как любят друг друга царевна молодая и королевич Елисей;
- не надо быть завистливым, злым, жадным;
- быть справедливым, бескорыстным, трудолюбивым;
- быть умным, трудолюбивым, весёлым, находчивый, смекалистый, как Балда;
- Быть настоящими людьми.
- Инсценирование отрывка из сказки
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Пошел поп по базару
Посмотреть кой – какого товару.
Навстречу ему балда
Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ:
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорого?»
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варенную полбу»
Стал себе почёсывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи – ка на моём подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
- Характеристика героев
1 группа. Поп трусливый, жадный, скупой;
Балда неунывающий, работящий, хозяйственный, находчивый.
- На кого вы хотите быть похожими? Вам жалко попа? Давайте дадим ему советы, может он исправится?
2 группа: Найдите пословицы и поговорки в сказке.
Ест за четверых, работает за семерых.
Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.
Понадеялся на русский авось
Попляши-ка ты под нашу балалайку.
Задам тебе вражёнок задачу.
Этого провести не штука.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
6слайд Видеофрагмент (концовка сказки)
Чем закончилась сказка? Балда победил – поп проиграл.
Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. Сказка - вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.
Сегодня мы будем писать отзыв об этой сказке. Мы уже писали отзыв о вашей любимой книге.
- Зачитать отзывы о любимых книгах.
7слайд. Памятка по написанию отзыва
ОТЗЫВ о книге – это суждение читателя, его мнение о прочитанной книге. Дать отзыв о книге – значит не только пересказать её содержание, но и обосновать своё мнение о ней, поделиться впечатлением о прочитанном.
1.О чём эта книга? Главная мысль произведения?
2. Что ты знаешь об авторе?
3. Понравилась ли книга? Чем?
4. Кто из героев больше нравится? Почему?
5. С кем бы ты подружился?
7. Чему научила тебя эта книга?
8. Какой совет, ты бы дал?
Избежать повторений вам помогут синонимы:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка)
- эта книга понравилась (запомнилась, привела моё внимание, запечатлелась в моей памяти, глубоко взволновало…_)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, запоминающая, любопытная)
- автор описывает (показывает, рисует, изображает, очерчивает жизнь, рассказывает о жизни, знакомит с …, вводит в. )
- особенно мне нравится главный герой книги (дорог, симпатичен, привлекает …)
Полезно также запомнить некоторые выражения для написания отзыва:
- эта сказка позволяет сделать вывод …
- читать эту книгу легко, в ней есть иллюстрации …
- А. С. Пушкин – любимый поэт.
- Мы и Пушкин.
- Любимая сказка А. С. Пушкина
- Любимый герой сказки А.С.Пушкина.
Пишем отзыв группой, вспоминаем, как работать в группе, желающие могут написать на любую сказку или любимого героя.
9 слайд. Музыка. Имя Пушкино незабываемо. О его произведениях говорят во всём мире.
Под «Вальс» Грибоедова дети зачитывают отзывы.
А сейчас я предлагаю вам собрать оброк. У каждого из вас на парте лежит золотая монета, если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились, отдайте монету Балде. Если нет – попу.
Урок заканчивается. Свеча памяти гаснет, но сказки Пушкина никогда не погаснут в наших сердцах. Несмотря на то, что 6 июня Пушкину исполнится 214 лет, имя Пушкина не забудется: оно всегда с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отзывы о прочитанной книге школьники начинают писать уже в младших классах. В данной статье предложены рекомендации и возможный план написания отзыва о книге; перечислены вопросы, которые могут помочь.
Памятка по литературному чтению для учащихся 2 - 4 классов.
Как помочь ребёнку написать отзыв о прочитанном?
Отзывы о прочитанной книге школьники начинают писать уже в младших классах. В данной статье предложены рекомендации и возможный план написания отзыва о книге; перечислены вопросы, которые могут помочь.
Как помочь ребёнку написать отзыв о прочитанном?
Отзывы о прочитанной книге школьники начинают писать уже в младших классах. В данной статье предложены рекомендации и возможный план написания отзыва о книге; перечислены вопросы, которые могут помочь.
Как написать отзыв о книге.
Рекомендации для родителей.
Как написать отзыв о прочитанном произведении (памятка)
Использование данной памятки поможет учащимся написать отзыв о прочитанном произведении.
Используется как читательский дневничок, как подготовка к внекклассному чтению.