План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:
СКАЗКА А.С. ПУШКИНА И СКАЗКА В.А. ЖУКОВСКОГО.
(Звучит музыка, ребята настраиваются на работу)
- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Здравствуйте, люди добрые, народ славный! Я приглашаю вас в мир сказок.
(Раздаётся телефонный звонок, учитель берёт трубку, что-то говорит, по окончании разговора обращается к ребятам)
- У нас видеописьмо. Необходима наша помощь. Думаю, это в наших силах.
Я Потапова Ирина, ученица 9 «А» класса, в прошлом году очень серьёзно готовилась к олимпиаде по литературе. В день олимпиады получила задание, в котором была тема «Родственность сказок Пушкина и Жуковского с народными традициями (на примере одной сказки каждого автора)». Я вспомнила о схожести сюжетов сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне. ». К сожалению, текстов передо мной не было, но память позволила мне вспомнить оба произведения. Я выполнила анализ и сделала вывод, что обе сказки близки к народным одинаково. Каково же было моё удивление, когда жюри олимпиады чрезвычайно низко оценило выполненное задание. Вместо рецензии я увидела на полях олимпиадной работы пометку, сделанную красными чернилами: «Две царевны, но к народу ближе одна…». Помогите разобраться. Если возможно, напишите подробное письмо.
- Постановка проблемного вопроса. Анализ ситуации.
- Что обозначала пометка, что именно не учла в своей работе Ирина?
Она просит дать ей письменный ответ с объяснением, почему её работу оценили невысоко? Может быть, ей стоит предложить изучить дополнительные источники информации.
- Как нам необходимо организовать нашу работу?
(Нам необходимо сравнить две сказки)
Наверное, каждый из вас сейчас важным считает вспомнить о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Сегодня мы исследуем сказки. С этой целью мы будем работать в группах.
- Распределение файлов кейса по группам (3 группы)
Литературоведческий словарь дает определение:
Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно. а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия.
Предметы сравнений: форма, основа сюжета, сюжет, композиция, язык, средства выразительности, волшебные силы, троекратные повторы, магические числа, место действия, герои.
Рефлексия после каждого этапа: Перед тем, как вы приступите к работе, я попрошу вас обратить внимание на белое поле. После каждого задания нарисуйте маленький цветочек или травку.
Оценка деятельности учителем: после каждого ответа даю кружочки-звёздочки.
- Индивидуальное решение задачи. Отбор нужной информации (из КЕЙСА)
VI. Обсуждения в паре.
VII. Отчёт по индивидуальному заданию. Физминутка.
VIII. Презентации в паре (группе) найденной информации. Подготовка графического вывода - отчёта от группы. Выступление групп.
IX. Решение ситуации: краткая формулировка вывода, написание письма.
X. Формулировка Д/З.
ЭТАП - РУБРИКА « ВЫ ДОЛЖНЫ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. СОЗДАННАЯ ПРОШЛЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ, ВЫДЕРЖАВШАЯ ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ И ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОКОЛЕНИЯМ КАК НЕЧТО ЦЕННОЕ И ПОЧИТАЕМОЕ.
ХI. Рефлексия (запись ролика с пожеланиями и предложениями для Иры)
Учитель: оцените свой сегодняшний труд, легко ли вы справлялись с заданиями, что вы делали, чтобы получить результат. Поделитесь с Ириной впечатлениями и дайте ей простой совет! В камеру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения.
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель.
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.
Урок по литературе6 класс.
Автоматизация и дифференциация звуков р и р*на основе сюжета сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д.
Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе.
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск.