Сборник сочинений - 9 в статье НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА
Сочинение на тему:
НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное
явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в
каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа,
русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же
чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на
выпуклой поверхности оптического стекла" (Н. В. Гоголь).
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его
заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы,
основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный
художественный мир - целый мир! - создал Пушкин, как прекрасен и
многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой
правды - будь это "Евгений Онегин" или "Сказка о попе и о работнике
его Балде", "Капитанская дочка" или "Буря мглою небо кроет". Каждый из
нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе:
это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать
бесконечно на протяжении всей своей жизни.
"У каждого возраста свой Пушкин" - сказал как-то Самуил Яковлевич
Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к
поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова
открывает для себя что-то новое и неведомое.
Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина
происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают
сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под
"мелодичный голос", заключенный в стихотворном ритме. Выразительно
охарактеризован Белинским пушкинский стих: "Античная пластика и
строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической
рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в
нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот
волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как
кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар
меча в руке богатыря. Если бы мы хотели охарактеризовать стих
Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по преимуществу
поэтический художественный, артистический стих, - этим разгадали бы
тайну пафоса всей поэзии Пушкина. ".
Когда ты становишься взрослым, то ты читаешь эти сказки своим детям,
по-новому воспринимая их, но не переставая их любить и дарить эту
любовь своим детям.
А.С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей
няней, Ариной Родионовной. Об этом знают все. Но интерес к сказкам
появляется у Пушкина уже в конце его поэтической деятельности в
тридцатые годы. Из более ранних опытов известен только отрывок "Сказки
о царе Никите и его сорока дочерях", 1822 год. Сказка эта, написанная
на нескромный сюжет, была уничтожена Пушкиным. Сохранился лишь черновик
ее начала, а начало это любопытно только тем, что весь Пушкин уже
употребил тот стихотворный размер, которым написана большая часть его
последних сказок, - четырехстопный хорей.
Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к
народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в
Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их.
С 1827 года он сам начинает писать "в народном вкусе". Сказки Пушкина
не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из
этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть
заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. Выбирая занимательный
сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусу русских народных
сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых
сказок.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и
романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается.
Интересно почему А потому что они очень народны. В них отражены
эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты:
"Жил старик со старухой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года,
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу."
и
"Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось."
( Сказка о рыбаке и рыбке)
Видно, что жили старик со старухой, и не всегда у них хватало еды:
"Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною тиной.
Он другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою.
Третий раз он закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой. "
Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых
людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и
общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты:
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
(Сказка о царе Салтане)
Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом:
"И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут. "
"Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась"
(Сказка о мертвой царевне)
Создается объем большого, светлого, надежного жилища и очень
русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с
лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы
и стол в доме всегда ставили под святыми.
Город на старой Руси также описан в сказках:
"И дивясь перед собой,
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей"
Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них
слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени:
- "И пустили в Окиян"
- "Девицу в живых оставил"
- "Чародея подстрелил"
- "Лебедь тешится моя"
- "Мать и сын идут ко граду"
- "И Ответ держать велит"
- "За морем житье не худо"
- "Не привальный, не жилой"
- "Чуду царь Салтан дивится"
- "Обмерла и окривела"
- "Чудо-чудное завесть"
- "Свет о белке правду бает"
- "При честном при всем народе"
- "Злыми жабами глядят"
- "Молит князь: душа де просит,
Так и тянет и уносит. "
- "У моря искать дичины"
- "Со креста шнурок шелковый"
- "Смотрит - видит дело лихо:
Бьется - лебедь средь зыбей"
- "Молвит он: коль жив я буду"
- "К нам он в гости обещался
А доселе не собрался"
- "С сватьей бабой Бабарихой;"
- "И засеян двор большой
Золотою скорлупой"
- "В нем взыграла ретивое!"
- ". и дух в нем занялся.
Царь слезами залился"
- "Их нашли насилу там"
Все эти строки взяты из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане,
о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди". В других сказках Пушкина безусловно можно
найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с
крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое
богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на
языке таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XX веке, читая
все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его
многообразию, певучести и красоте, а А. С. Пушкину - память в сердце.
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали
человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и
наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей
ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или
поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже,
чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки.
Образно Пушкин показывает чувство сестер царицы и сватьи Бабарихи в
сказке "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди":
"В кухне злится повариха
Плачет у станка ткачиха
И завидуют оне
Государевой жене."
"А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят
Перенять гонца велят"
И добиваются своими злодеяниями результата, устраивающего их:
"Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -. "
Тема зависти также прослеживается в "Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях":
"На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее"
Что же зеркальцо в ответ
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее."
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
"Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною
Я в ней дурь-то успокою
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать беременной сидела,
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей
Признавайся: всех я краше,
Обойди все царство наше,
Хот весь мир; мне ровной нет
Так ли" Зеркальцо в ответ:
"А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
А. С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо
комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта,
воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах,
воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы -
великолепно зрим и нагляден в этом отрывке, это необычайный дар
Пушкина так создать образ, что лучше и сказать нельзя.
Ненасытность - как отрицательное качество человека, отразил Пушкин в
"Сказке о рыбаке и рыбке". По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в
сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и началась у старика
беспокойная жизнь:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
И разворачиваются события:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись, выпроси уж избу."
Чем дальше в лес, тем больше дров.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой."
Росли запросы у ненасытной старухи, и царицей стала, да оставаться
не пожелала:
"Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И была бы у меня на посылках."
И горьким было разочарование старухи: ненасытность погубила ее.
О жадности, о невыполнении обещаний расскажут нам сказки "Золотой
петушок" и "Сказка о попе и работнике его Балде"
"Жил был славный царь Додон."
"Что и жизнь с такой тревоги!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу."
Получив помощь от великолепного Золотого петушка, царь Додон
благодарит:
"Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит -
"За такое одолженье",
Говорит он в восхищеньи,
"Волю первую твою
Я исполню, как мою"
Помнит царь об обещаньи, но влюбился старый царь в Шамаханскую
царицу и привез ее домой:
"Всех приветствует Додон
Вдруг в толпе увидел он
В сарочинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его скопец,
"А! здорово, мой отец",
Молвил царь ему, "что скажешь
Подь поближе; что прикажешь".
"Царь", ответствует мудрец,
"Разочтемся наконец".
Помнишь за мою услугу
Обещался мне как другу
Волю первую мою
Ты исполнить как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. "
Крайне царь был изумлен.
"Что ты" старцу молвил он,
"Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал
Я конечно обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица"
Вывод дальнейших рассуждений будет в анализе зла и добра.
А теперь попробуем посмотреть на жадюгу-попа, к которому Балда
нанимается в работники:
"Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная, куда.
"Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался"
Поп ему в ответ:
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого"
Договорились Поп с Балдой об оплате:
"В год за три щелка тебе по лбу".
Служит Балда исправно:
"Время идет и срок уж близенько.
По не ест, не пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит."
Думы думает поп, "как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты
оставить". Ничто не помогло попу. И хоть в жизни не всегда бывает
счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем хороши,
что в них добро побеждает зло, почти всегда - счастливое окончание.
Наказана была старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке":
"Ничего не сказал рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто."
Не сумел уйти от расплаты и поп:
"Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризною:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною."
Невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей
гибели, но и к гибели мудреца:
Старичок хотел заспорить,
Но с царями плохо вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу: тот упал ничком
Да и дух вон. - Вся столица
Содрогнулась - А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь тот был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно -
Вот - въезжает в город он.
Вдруг раздался легкий звон
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы,
К колеснице полетел,
И царю не темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился. И в то же время
С колесницы пал Додон -
Охнул раз - и умер он. "
В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая мачеха царица
погибла от собственной злобы, узнав, что жива царевна:
"В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут тоска ее взяла
И царица умерла."
Не только в "Сказки о царе Салтане. " зло было не наказано, и
ткачиху, и ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху отпустил царь
Салтан домой. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку,
о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо
всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.
Если в сказке "О золотом петушке" царь Додон за добро отплатил
мудрецу, убив его, то в "Сказке о царе Салтане. " за добро добром
отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть:
"И царевичу потом
Молвит русским языком:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом"
И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону
хотелось увидеть отца, помогала ему и чудо увидеть и осуществить,
тоже помогала. Как прекрасно описана сцена у Пушкина, когда
царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын,
ведет ее к своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе:
"Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
"Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви".
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит,
"Бог вас, дети, наградит".
Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его
посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели лишь одну цель:
заставить царя Салтана посетить "дивный остров" и соединить сердца
отца и матери и свое с ними. Его усилия даром не прошли:
"Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
"Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда".
"К морю сам идет Гвидон,
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Показав все чудеса острова царевич Гвидон представляет свою жену
царевну Лебедь, а та:
И свекровь свою ведет.
Царь глядит и узнает.
В нем взыграло ретивое!
"Что я вижу что такое
Как!" и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел."
О преданности, такой характерной для любящих женщин в "Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин несколько грустно и
печально рассказывает:
"Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядичи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
8Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Родила царица дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалече, наконец,
Воротился царь-отец.
На него она взглянул,
Тяжелехонько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла."
И когда семь богатырей, обнаружив у себя в избе царевну, через
некоторый промежуток времени предложили ей выбрать себе мужа, но
царевна дает очень лаконичный отказ, оставалась преданной и верной
своим чувствам и данному слову:
"Ой вы молодцы честные,
Братцы вы мои родные",
Им царевна говорит:
"Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".
Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках
любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке
произошло:
"За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне на свете
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ей".
Ни солнышко, ни месяц не смогли помочь королевичу, и только ветер
буйный указал лишь место, где искать царевну:
"Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ни чьих следов
Вкруг того пустого места
В том гробу твоя невеста".
И в этой сказке (а в жизни порой так хочется, чтобы это осуществилось
наяву) чудо тоже произошло, а самое большое чудо - это любовь Елисея к
царевне:
"И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами;
И качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
Достает она из гроба.
Ах. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И беседуя приятно,
В путь пускается обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!"
Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду,
всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и
рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже
волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но
не смог этого сделать:
"Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
"Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море"
Еще один очень симпатичный, добрый, умный сильный и задорный по
характеру персонаж был задуман Пушкиным в роли Балды, мастера на все
руки:
"Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла у него все пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой ненахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его: тятей;"
Скачать cочинение